Методические основы применения метапредметности на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал по обществознанию по теме

Савинова Ирина Ивановна

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодня  обеспечить его общекультурное, личностное и творческое развитие , вооружить таким важным умением, как умение учиться. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Установленные стандартом новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении образования, в том числе, обучения на основе принципа метапредметности. В основе метапредметного подхода- понимание того, что главное, чему надо учить в школе,- это творческое  мышление, интегрирующее знания и умения различных предметных областей. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью будет готов сам добывать информацию о мире. Работа в новых условиях требует от педагога изменения традиционной позиции, традиционного подхода к преподаванию. Само трудное для учителя- изменить ограниченное рамками предмета педагогическое мышление. Сделать его метапредметным; расширить свою роль, стать тьютором,  мотиватором, учить детей « учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_toydinskaya_sosh.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Тойдинская СОШ

« Методические основы применения метапредметности

на уроках истории и обществознания».

( выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознании)

        Выполнила: Савинова И.И., учитель истории и                                                                        

обществознания

2015 год.

      Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодня  обеспечить его общекультурное, личностное и творческое развитие , вооружить таким важным умением, как умение учиться. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Установленные стандартом новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении образования, в том числе, обучения на основе принципа метапредметности. В основе метапредметного подхода- понимание того, что главное, чему надо учить в школе,- это творческое  мышление, интегрирующее знания и умения различных предметных областей. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью будет готов сам добывать информацию о мире. Работа в новых условиях требует от педагога изменения традиционной позиции, традиционного подхода к преподаванию. Само трудное для учителя- изменить ограниченное рамками предмета педагогическое мышление. Сделать его метапредметным; расширить свою роль, стать тьютором,  мотиватором, учить детей « учиться».

        Новая школа формирует у школьника целостный социально- ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии. При переходе на обучение по новым стандартам  содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. В условиях  введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя иначе расставлены акценты.

Безусловно , предметные знания всегда были , есть и будут на первом месте. Поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только « дать» знания, но  и показать « путь приобретения»  этих знаний , то есть к дидактической роли учителя прирастает еще одна- управленческая. Одним из основных условий достижения высокого качества образования сегодня становится изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности.  Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

        Мы живем в сложное время, которое характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, глобализацией в различных сферах жизни. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Мои предметы, история и обществознание, как никакие другие призваны решать перечисленные задачи. В этом вижу актуальность моей работы. Ведь метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. 
Я поставила перед собой проблему: является ли реальным в современных условиях учителю-практику реализовать метапредметный подход в процессе обучения. 
Моя цель такова: найти и адаптировать к преподаваемым мною учебным предметам наиболее эффективные, оптимальные элементы метапредметного подхода. 
В связи с этим необходимо стало решить следующие задачи: 
-изучить теоретическую базу по проблеме, 
- познакомиться с опытом работы своих коллег по данному направлению, 
-проанализировать полученную информацию, 
-отобрать наиболее интересные элементы нового подхода, 
-и приступить к самой захватывающей фазе проекта – внедрение метапредметности на практике. 

Учитывая актуальность, я начала изучение данного подхода. Подбирала литературу, интернет - источники. Оказалось, что метапредметный подход был чрезвычайно популярен в 20-е годы прошлого века. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры.
А в 1932 году метод проектов (так тогда он назывался) жестко осудили. Советская школа вернулась к  дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
Сегодня все чаще говориться лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. 
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе                         знаний. Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. В основе метапредметности лежит специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Блез Паскаль. )
Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. 
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. 

      Проанализировав свою педагогическую деятельность отмечаю, что принцип метапредметности, его элементы так или иначе я реализую, где-то осознанно, а где – то по наитию. Приведу некоторые примеры. 
На протяжении нескольких лет учащиеся на разных этапах обучения с 7 по 11 класс знакомятся с понятием «революция». Сама дефиниция вводится в 7 классе при изучении экономических и политических процессов в Европе. С этого момента постепенно путем дискуссий, проблемных вопросов ученики начинают отличать революцию от бунта, смуты или переворота. Случались и спорные вопросы. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается и учебной программой не заложено, но я попыталась девятиклассников натолкнуть на эту мысль и в ответ выслушала доказательные рассуждения о том, что перестройка по многим признакам тоже может считаться революцией. 
На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. 
Излюбленными не только мною, но и учащимися (особенно 8 и 9 классов) стали уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по обществознанию тема «Религия в современном мире» звучала так:

«Нужна ли религия современному человеку?» 
В 8 классе по истории диспут:

 «Александр III – убежденный либерал или вынужденный консерватор?». 
Окунувшись раз в атмосферу нестандартного урока, начинаешь скучать на традиционных. Такие уроки стараюсь разнообразить с оглядкой на метапредметный подход кластерами, составлением схема – конспектов по печатному и видеоматериалу. Последнее для учащихся представляет особенную трудность, которую пытаемся вместе преодолеть. 
Еще один элемент метапредметного подхода – исследовательская деятельность. Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся.

  Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Использование образовательных технологий:

-технология совместного обучения;

 -технология исследовательской деятельности;

-проектная деятельность;

-проблемно-диалогическая технология;

 -игровая технология.

Организация внеурочной деятельности школьников:

-разработка и реализация надпредметных проектов:

-участие в исследовательской работе.

     При использовании метапредметных технологий учитель должен уметь сценировать урок. Основной  единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого  взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. В ходе развертывания этих ситуаций собственно и выращиваются способности через преобразование не только учеником, но и учителем уже привычных им способов работы. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.  Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

        Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Учитывая обозначенные  особенности метапредметной интеграции, уже понятно, как сценировать учебное занятие с элементами метапредметного подхода.

      Конечно, предложенные рекомендации – всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика

Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...

Педагогический проект "Метод проектов как основа формирования УУД на уроках истории и обществознания"

В настоящее время в рамках реализации ФГОС у учителя возникают различные вопросы об этапах и методах формирования УУД у учащихся. Данный педагогический проект представляет мою точку зрения и предлагае...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания

Доклад на заседании ШМО. Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов люд...

возможности применения инфографики на уроках истории и обществознания.

Как учителю увлечь школьников? Какой метод ведения урока предпочесть в наш скоростной век? Безусловно, наиболее действенными в работе с сегодняшним поколением подростков считаются IT-технологии.Инфогр...

Применение синквейна на уроках истории и обществознания

Применение синквейна на уроках истории и обществознания...

Применение синквейна на уроках истории и обществознания

Применение синквейна на уроках истории и обществознания...


 

Комментарии

Савинова Ирина Ивановна

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Установленные стандартом новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении образования, в том числе, обучения на основе принципа метапредметности. В основе метапредметного подхода- понимание того, что главное, чему надо учить в школе,- это творческое мышление, интегрирующее знания и умения различных предметных областей. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью будет готов сам добывать информацию о мире. Работа в новых условиях требует от педагога изменения традиционной позиции, традиционного подхода к преподаванию