"Хрущёв и Брежнев: альтернативы полититческого развития"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Варакина Елена Николаевна

Урок по истории России XX века для 12 класса вечерней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hrushchyov_i_brezhnev.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России

Дата проведения: 07.04.17г.

Класс:  12

Преподаватель: Варакина Е.Н.

Проблемный семинар

«Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: политические альтернативы»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок-семинар

Цели и задачи урока:

  1. Помочь учащимся  глубже осознать эпоху «оттепели» и «застоя»
  2. Обобщение знаний учащихся о деятельности  Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева в политической, социально-экономической, духовной областях.
  3. Определение основных черт и характера эпохи «оттепели» и «застоя».
  4. Продолжение формирования умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественными и учебными произведениями, оценивать события.
  5. Содействие  развития умения находить в известном   неизвестные стороны и  детали, дополнять полученные знания новыми фактами, выстраивать хронологические ряды и образно обозначать даты.
  6. Способствование развития  интеллектуальных умений анализировать материал, делать резюме, выбирать главное из перечня, обосновывать свой выбор.
  7. Развитие склонностей к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего.
  8. Направить учащихся на свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции.

 Образовательные:

  Расширение и закрепление понимания противоречивого отношения власти в политической, социально-экономической и духовной  жизни общества

Развивающие:

  Продолжить развитие умения работать с дополнительной справочной литературой, с историческими документами. Развитие мыслительной способности учащихся, навыков коллективного труда.

Воспитательные:

  Изучая историю нашей Родины в  данный период, развить у  учащихся  толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать  возможность выработать собственное отношение к  дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание  судьбам конкретных людей.

Учебное оборудование: медиапроектор;  карточки с заданиями.

Оформление доски: тема урока, план урока, фото Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, домашнее задание.  

План урока

  1. Социально-экономическое развитие
  2. Международные отношения и внешняя политика
  3. Духовная жизнь общества
  4. Исторический анекдот
  5. Положительное и отрицательное в деятельности Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева.
  6. Ваш выбор.

                                                                                              «Не следует с проклятием бранить

                                                                                       Того, кто по ошибке сделал зло,

                                                                                             Хотя мечтал добро распространить»

                                                                                                                   (Давид Кугультинов)

Ход урока

  1. Организационный момент

Дорогие друзья, сегодня мы проводим урок-семинар по теме «Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: политические альтернативы». Эпиграфом урока нам послужат слова Д.Н.Кугультинова:

                               «Не следует с проклятием бранить

                                Того, кто по ошибке сделал зло,

                                Хотя мечтал добро распространить»

    Теперь давайте перелистаем страницы истории и перенесемся во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева  и Леонида Ильича Брежнева. Правление каждого их них -  это целая эпоха, говорить о каждом можно часами, но наше временное пространство 1 урок. Прежде, чем приступить к работе, нами были созданы 2 рабочие группы – это сторонники Н.Хрущева и сторонники Л.Брежнева. Задания и вопросы каждой группы будут касаться только их временного пространства. Мы попытаемся рассмотреть политическое, социально-экономическое и духовное развитие в период «оттепели» и «застоя».    

1.   Реформы играют большую роль в развитии государства. Давайте более подробно рассмотрим реформы периода «оттепели» и «застоя».

1 группа. ХРУЩЁВ Примерный ответ учащихся: Вторая половина 50- начало 60-х гг. были отмечены  яркими событиями: освоение космического пространства, применение в мирных целях энергии атома. Страна вступила в эпоху научно-технической революции. Ее особенностью  было то, что в первую очередь она развивалась в недрах военно-промышленного комплекса. Это было связано как с необходимостью обеспечения обороноспособности, так и с отсутствием стимулов для ее внедрения в гражданских отраслях промышленности.

Общественная атмосфера создавала романтический образ ученого-испытателя, физика. Как четко заметил поэт Б.Слуцкий, в эти годы были «физики в почете», а «лирики в загоне».

Огромное впечатление на весь мир произвел запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957.Хрущев сказал, что «ракеты – это оружие сегодняшнего и завтрашнего дня. И вдруг сенсационная новость облетела весь мир:12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек – гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.

В 1957 г. предпринимаются попытки реформ управления народным хозяйством. По мнению Хрущева централизованные отраслевые министерства не в состоянии были обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались – советы народного хозяйства (децентрализация). Организация совнархозов  дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, высвободившиеся площади были использованы для новой продукции. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку  совнархозов.

1956 г. оказался весьма благоприятным для сельского хозяйства. В этом году обозначился большой успех на целине – урожай был рекордным. Изменилось социальное и правовое  положение колхозников. Они получили паспорта, и, следовательно, право свободного передвижения по стране, была  введена денежная оплата их труда.

Будучи с визитом осенью 1959г. в США, Н.Хрущев побывал на полях фермера Рокуэля Гарста из штата Айова. Гарст выращивал гибридную кукурузу, Хрущев был буквально ею пленен. По возвращении на родину он с  еще большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Ярко проявлялось стремление партаппаратных работников добиться успехов любым, даже незаконным путем. В конце 50-х г. наиболее ярко проявилось в так называемой «рязанской афере». Руководители Рязанской области выступили с  обязательством увеличить заготовку мяса за 1 год сразу в 3 раза. СМИ раструбили это по всей стране. На убой были отправлены все молочные коровы, деньги колхозов и банковские кредиты использовались для  скупки скота в других областях и отправки их на убой. Скот незаконно изымался у  населения. Такое выполнение плана привело к разорению многих колхозников и индивидуальных хозяйств. Такая картина наблюдалась не только  на Рязанщине, но и в других  областях.  Уже в следующем году стало ясно: неизбежно резкое падение уровня сельскохозяйственного производства. Первый секретарь обкома  партии Ларионов застрелился.

Однако Хрущев по-прежнему выражал уверенность и не раз говорил: «Обождите, мы вам еще покажем кузькину мать и в производстве сельскохозяйственной продукции..». Не видя перспектив, усилился отток сельского населения в город. Колхозники были изгнаны с  рынков, а  спекулянты начали вздувать цены.  

В 1953-1955 г. Н.С.Хрущев провел политику реабилитации жертв сталинских репрессий, это политзаключенные, военные, писатели, целые народы – калмыки, чеченцы, карачаевцев, черкесов и другие. Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся  на спецпоселении был датирован мартом 1956 г. В указе говорилось о снятии с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора, установить, что снятие с калмыков ограничений по  спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены.

2 группа. БРЕЖНЕВ Примерный ответ учащихся:  Партийно-государственное руководство во главе с  Л.И.Брежневым приступило к  осуществлению нового политического и социалистического курса. В экономике явно ощущалась необходимость реформ. Стали восстанавливаться министерства вместо совнархозов.

  В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы. Ее суть сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия, создание  на предприятии фондов материального стимулирования, введение твердой платы независимо от прибыли, финансирование промышленного строительства через кредит, недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

   Главной причиной, приведшей к неуспеху реформы, являлось нежелание большинства лидеров экономики отказаться от привычных методов управления, что сопровождалось свертыванием робких преобразований в политической сфере. Вначале 70-х г. освоение западносибирских источников  нефти  позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Приток «нефтедолларов» оттянул проявление негативных последствий экономического развития.

  С начала 70-х годов  в развитых капиталистических странах начался новый этап НТР. В России руководство формально объявило о переводе экономики с экстенсивного  пути  на  интенсивный.  Показатели Советского Союза и США, проведенные вначале 70-х гг., показали, что на  ряде направлений мы не уступали, а даже превосходили США. Но это относилось к  производству вооружения, исследованиям космического пространства, ряду фундаментальных открытий.  Но было и обратное, направления, где наблюдалось отставание, и сократить его в последующем не удалось.

 Успешные научные разработки в оборонных исследованиях, которые  могли быть  применены в гражданской сфере, были засекречены.  

В селе наблюдалось повышение цен на закупочную продукцию, поддержка крестьянства, внедрение хозрасчета. В конце 70-х г. прилавки магазинов в крупных  городах имели сносный набор основных продуктов питания.  Экономическое положение колхозов и совхозов усугублялось несправедливым обменом между городом и деревней. Недостаточный уровень социального развития села влекли за собой чрезмерную миграцию крестьянского населения  в города.

   Рост гарантированной заработной платы  колхозников, всеобщая среднеоплачиваемость. Все более давали о себе знать уравнительные тенденции. Рост денежных  доходов населения  продолжал отставать от производства товаров и услуг. Наступил товарный голод. Материальное положение населения постепенно выровнялось, по сравнению с нищетой конца 30-х г., но все это было временным.  

 

2.  В развитии любого государства немаловажную,  порой  и судьбоносную роль играет внешняя политика. Международные отношения СССР с другими странами  не явились исключением, особенно учитывая то, что всегда отстающая Россия от западных держав именно в период оттепели и застоя смогла выдвинуться  вперед и обогнать  сверхдержавы, в том числе и США.  

 

  Пожалуйста, дайте характеристику внешней политики СССР с 1953-1964 гг.

  1 группа. Примерный ответ учащихся. Уже впервые дни после смерти Сталина стали просматриваться разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел В.Молотов  считал, что перерыв в «холодной войне» необходим, предлагая, тем не менее, сохранить жесткое сосуществование  2 систем. Иначе оценивали  ситуацию Г.Маленков, а затем  Н.Хрущев, они выступали за мирное сосуществование социализма и капитализма. После войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран  социализма. Это и определило направленность внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

    Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией  и Югославией. В 1954 г. важное соглашение о прекращении войны в Индокитае, прекращения состояния войны с Австрией, Германией и Японией.

    Необходимо отметить, что внешняя политика западных держав и СССР велась с позиции силы. Хрущев отмечал «договор имеет силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит».  

     В 1956 г. он  заявил о переходе  к ракетно-ядерному противостоянию. В     1957 г. в СССР успешно прошли испытания первой  мире межконтинентальной баллистической ракеты. Отношения Запад и Восток обострились с новой силой.

    Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения  на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны.  Ее удалось избежать в последний момент благодаря своевременно заключенному  компромиссу  между Кеннеди и Хрущевым. СССР согласилось демонтировать и вывезти с Кубы  все ракеты, США гарантировало безопасность Кубы, а также вывезти ракеты с баз в Турции.

    В 1955 г. высшие советские руководители (Хрущев и Брежнев) совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан.  В 1957-1964 г. состоялись переговоры с лидерами более чем с  30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. Результатом же явилось не только усиление регионального противостояния США и СССР, но и более тесная координация усилий западных стран в борьбе против «советской экспансии».  

  Теперь послушаем 2 группу и рассмотрим внешнюю политику во время Брежнева Л.И. с 1964 – 1982 гг.

2 группа. Примерный ответ учащихся. К середине 60-х годов международная обстановка оставалась для СССР противоречивой.  Единый в прошлом социалистический лагерь был расколот «антисоветской  деятельностью»  китайского руководства, политика СССР в странах третьего мира не приносила  ожидаемых результатов.

    Внешняя политика СССР по-прежнему основывалась на тезисе о радикальном  изменении соотношения сил в мире в пользу СССР  и союзных ему стран.  Позиция США и НАТО оценивались как ослабленные.

США действительно не только  были вынуждены считаться с  новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика.

    К концу 60-началу  70-х гг., после  целой полосы кризисов, начался период, получивший название  «разрядка международной напряженности».

 В сентябре 1971 г. было подписано  соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.  В мае 1972 г.  в ходе первого визита президента США   Р.Никсона  в Москву  были подписаны договоры об основах взаимоотношений  двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны стратегических наступательных  вооружений. 1 августа 1975 г.  в Хельсинки  проведен заключительный  акт  Совещания  по безопасности и сотрудничеству в Европе,  главами 33  европейских государств, а также США и Канады.

    С начала войны в Афганистане (25 декабря 1979г.) политика разрядки была похоронена совсем. Афганская война была крупнейшей ошибкой  советского руководства. Решение о вводе советских войск  было принято несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Война обошлась советским людям  потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвало авторитет СССР в мире.    

    Следующий промах СССР - это Чехословацкий кризис 1968 г., при попытке демократизировать общество закончилось вводом   в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Постепенно ситуация выходила из-под контроля Москвы, становился очевидным кризис системы.

3. Духовная жизнь общества (выступления групп) 

4.  Исторические анекдоты (в чём суть?)

     Армянское радио спрашивают:

- Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?

     Армянское радио отвечает:

- Мы идем к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.

    Армянское радио спрашивают:

- За что сняли Хрущева?

     Армянское радио отвечает:

 -За пять «К»:

За какие пять «К», как вы думаете, ребята?

 Ответ учащихся: коммунизм, кукурузу, краснобайство, Кубинский кризис и кузькину мать.

Общее собрание в колхозе. На повестке дня 2 вопроса: ремонт сарая и построение коммунизма. Председатель колхоза говорит: « Досок нет. Перейдём сразу ко 2 вопросу».

Разговор в тюрьме:

- ты по какой статье сидишь уголовной или политической?

-по политической. Я сантехник. Вызвали меня в горком, я посмотрел и сказал: «Да тут у вас всю систему менять надо!»

Последнюю звезду Героя Брежнев получил посмертно – за освобождение Кремля.

5. Подводя итог всего сказанного, ответьте на вопрос у кого из них, у Брежнева или у Хрущева было больше положительного и отрицательного? Ответ аргументируйте.

   Мы ограничены во времени, но у вас есть возможность задать друг другу вопросы.

Пожалуйста, сторонники Хрущева задайте вопрос противоположной стороне. И наоборот.

Например:

1. Чем можно объяснить то, что имеются противоречивые мнения о Хрущеве?

2. В 1974 г. правительством было принято решение о строительстве Байкало-амурской магистрали (БАМ) протяженностью более 3000 км. Молодежь откликнулась на это решение. Комсомол взял шефство над новым строительством.

А какова дальнейшая судьба БАМа? Можно ли согласиться с утверждением, что строительство БАМа было ошибкой?

ВЫБОРЫ

   Ребята, представьте себе вы на избирательном участке. Вам необходимо проголосовать, у вас в бюллетени 2 кандидатуры:  Н.Хрущев и Л.Брежнев. За кого вы проголосуете? Ответ обоснуйте.

IV.  Вот и близится урок к концу, мы с вами рассмотрели политику внутреннюю и внешнюю, социально-экономическое развитие СССР в годы «оттепели» и «застоя». Из всего сказанного сделайте вывод. Какой нам предстала судьба эпохи данного периода.  

Заключение

   Сегодня на уроке мы рассмотрели деятельность двух исторических личностей, выявили «+» и «—"    и пришли к выводу, что всё, что они делали, они делали, прежде всего, на благо народа, но время диктовало им разные пути решения проблем, стоящих перед советским обществом. Советское общество  при всех ошибках и просчетах Правительства, продолжало поддерживать курс реформ. Многие стали понимать, что постоянная борьба за власть и против нее только ухудшает положение всех.

  Перед  нами – год за годом – прошла  жизнь страны в 50-80-е годы. Главное, что вы осознали и почувствовали противоречивость эпох, их политическое и духовное значение. Это время дало название  определенному типу людей, которых мы называем «советскими людьми». Надеюсь, наш урок поможет вам в будущем учиться на ошибках  прошлого, объективно оценивать любую сложившуюся ситуацию.

     

 Оценивание учащихся.

СЛОВАРЬ УРОКА:

Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.

Реабилитация – восстановление в правах, восстановление доброго имени

Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности.

Неосталинизм – новое понимание и продолжение политики сталинизма Л.И.Брежневым.

Диссидент -  инакомыслящий человек, не разделяющий  господствующую идеологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Урок истории в 11 классе "Альтернативы послевоенного развития"

Форма проблемного урока с использованием фронтальной, индивидуальной  и групповой работы должна способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, са...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Развитие сельского хозяйства в годы правления Н.С.Хрущёва.

Тема урока «Развитие сельского хозяйства в СССР в годы правления Н.С. Хрущёва.  Образовательная цель: познакомиться с достижениями и просчётами в развитии сельского хозяйства в 1953-1964 г. г.Раз...

Проектная деятельность на уроках истории "Н.С.Хрущёв. Экономическое развитие страны"

Использование метода проекта на уроках истории. Разработка урока....

Конспект урока истории в 11 классе "Альтернативы послевоенного развития"

Материалы урока позволят сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени; познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР; помочь школьникам выявить ...