Урок истории в 11 классе "Альтернативы послевоенного развития"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Пахомова Виктория Георгиевна

Форма проблемного урока с использованием фронтальной, индивидуальной  и групповой работы должна способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

           Урок на тему : Альтернативы послевоенного развития СССР.   11 класс

Цель: сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР;

Помочь школьникам выявить причины возвращения страны к довоенной модели экономического и политического развития;

Форма проблемного урока с использованием фронтальной, индивидуальной  и групповой работы должна способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Ход урока:

Вступление учителя. Анализ архивных материалов сегодня показывает, что сразу после войны в высших эшелонах власти наметились колебания относительно целесообразности дальнейшего проведения «жесткой» линии, той, которая сформировалась еще в 30-ые годы. Реальной для СССР была демократическая альтернатива развития общества.

Задача урока: выяснить, какие факторы привели к тому, что она не была осуществлена и реализована?

Задание 1. Вспомним, какие существуют пути общественного развития.

         Определите, в условиях какого режима могло произойти следующее событие:

  1. Поэт иронично отозвался о вожде и за это был сначала сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян. В чем суть этого режима? (тоталитарный режим).
  2. Известный писатель критически изображал тяжелую «, но ничего не смог с ним сделать. В чем суть этого режима? (авторитарный).
  3. Поэт и певец резко осуждал власть, порядки в стране, делал это демонстративно; однажды публично сжег государственный флаг своей страны. За это был задержан, но очень скоро выпущен. Больше никаких санкций не последовало. Определите, в условиях какого режима могло произойти это событие? В чем суть этого режима.

(демократический режим).

Вывод: для СССР после войны  существовали различные варианты общественного развития, в том числе и демократический. Но развитие событий в СССР и окончательный выбор альтернативы развития зависел от многих факторов. И одним из них является международное положение страны и влияние внешнеполитической ситуации.

Задание 2. Из статьи Безыменского и Фалина «Кто развязал «Холодную войну?»

«Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить  только что выбитых из седла претендентов на мировое господство».

 О каких претендентах здесь идет речь? Кто заменил бывших претендентов на мировое господство?

Оцените итоги Второй мировой войны. Дайте характеристику расстановке сил на международной арене.   Почему разногласия возникли  именно между США и Советским Союзом?

Задание 3.Проанализируйте схему. Назовите причины развязывания «Холодной войны».

СССР и                                           Образ врага                         США и страны Запада

Социалистические

 страны                                              

                                               Манифест противостояния

                                        Речь У. Черчилля «Мускулы мира»

                                           (5 марта 1946г. в г. Фултоне)

Создание Организации                                                                 Создание НАТО

Варшавского договора                                                                         1949г.

1955г.

Создание советской                                                                          Планы атомных

атомной бомбы                                                                                 бомбардировок СССР

1949г.

                                                       Раскол Германии

                                                                     1949г.

                                                         Война в Корее

                                                            1950-1953гг.

Вывод 1: В условиях напряженной внешнеполитической ситуации неизбежно ужесточение режима внутри страны. (1 фактор).     Железный занавес, гонка вооружений, централизация экономики, идеологическое противостояние и т. д.

Слово учителя: оценивая положение СССР на международной арене после разгрома Германии,   следует отметить его высокий международный авторитет, роль освободителя стран Восточной Европы от германского фашизма.

Значит: война укрепила авторитет сталинского режима, возникла идеализация довоенного времени, победа в войне предоставила СССР возможность демократического обновления.

(проблема: возникают две альтернативы послевоенного развития).

Развитие событий в СССР и окончательный выбор альтернативы развития зависел от взглядов и действий конкретных людей. Что же это было за поколение послевоенного времени?

Психологический парадокс войны заключается в том, что она породила два типа личности.

Первый – неординарные, способные идти на риск, принимать самостоятельные решения люди. Именно война приучила их критически мыслить, это один из главных нравственно-психологических итогов войны. Этот критический запал  поколения способствовал созданию общей атмосферы дискуссий.

Другой – личности с преобладанием  исполнительского «синдрома». Следует выяснить, какой тип личности победил и почему?      

Задание 4 : Перед вами  6 групп коммунистов послевоенного времени. Какие из них, на ваш взгляд, обладали критическим «запалом», а какие нет. Кто из этих групп мог выдвинуть альтернативные проекты послевоенного развитие страны? Кто мог поддержать Сталина?

  • Коммунисты довоенного уровня (1 млн.);
  • Коммунисты довоенного времени из занятых врагом областей (500 тыс.);
  • Спешно принятые на местах коммунисты (1 млн.);
  • Коммунисты-подпольщики (очень мало);
  • Коммунисты-фронтовики, получившие билет на фронте (2,5 млн);
  • Вступившие в партию после войны (1,5 млн).

Вывод 2: появление нового поколения людей, стремившихся к переменам. Борьба различных тенденций (демократических  и тоталитарных) в партии. (2 и 3 факторы)

С чего начинались послевоенные годы? С победы, внушившей всем гордость за свою страну, за свой народ, с пафоса восстановления, с колоссальных трудностей и лишений. Начинались послевоенные годы и с надежд. Ожиданием благотворных перемен была пропитана вся послевоенная атмосфера. Этим ожиданием жили военные, рабочие, служащие, колхозники, творческая интеллигенция.

Задание 5. Познакомьтесь с высказываниями. Выскажите свое суждение по прочитанному.

Один из участников движения скоростников Гусев писал:

« Я трудился напряженно, не чувствуя усталости. Труд был по-настоящему радостным. Я знал: работаем мы сейчас во имя великой цели, чтобы быстрее залечить  раны, нанесенные войной. Сделать нашу страну краше и могущественнее.

                                                                 «Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы

                                                                   решили,   что наша система идеальная…

                                                                   И не только не стали улучшать ее, а ,

       наоборот, стали еще больше ее догматизировать».

                                                                  Ф. Абрамов.

Нет, не из книжек наших скудных

Подобья нищенской сумы,

Узнаете о том,  как трудно,

Как невозможно – жили мы…

Слово учителя:  эти строки выстраданы, выношены поэтессой О. Берггольц за долгие годы ее молчания. Трагическая судьба и величественная  одновременно. Репрессированная О. Берггольц в 30-ые гг. прошла через застенки, потеряла мужа, ребенка, а оставшись в живых, всю свою боль вложила в стихи, написанные в «стол». Она не надеялась, что они увидят свет…и, может быть, поэтому они несут в себе особую искренность и обнаженность.

 

Задание 6. Работа с текстом из статьи В. Кондратьева «Парадокс фронтовой ностальгии»

   «Много мы тогда не знали, и это неведение помогало воевать, все для нас было ясно и просто – фашизм напал на нашу страну, надо воевать, надо победить его…

   Может быть, после Победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, - а какое еще большее доказательство требовалось, чем победа в войне? – прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, - не оправдались. Вернувшись инвалидами, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек. Денежная реформа 1947г. подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенными, а зарплата осталась прежней. В конце 48-го  и в 49-м начали прибирать тех из политических, кого освободили в 47-м.. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших проверки в 45-м. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, причем бывших фронтовиков.  И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули…»

Вывод: две тенденции в обществе: надежды на демократические перемены – «демократический импульс войны», и реальность – новый виток репрессий.

Задание 7. Заполнить схему. Используя текст параграфа 31, выявить стремления разных категорий населения страны к демократическому обновлению и репрессии власти против них.

                                               

Апогей сталинизма

                                                       (1945-1953гг.)

Надежды                                                                                           Реальность

1.        1.

2.         2.

3.         3.

4.         4.

                                        1.Укрепление тоталитарного

                                           режима:

                                        признаки ?

                                        2.  культ личности Сталина

                                                          ?

                                        3. Роль репрессивных органов

                                        4. Сращивание партийного и

                                          государственного аппарата

Выводы: эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов  назвал «Триумф и трагедия». Триумф одного человека – трагедия целого народа. Лидеры и рядовые, знаменитые и неизвестные – сколько их осталось на горькой дороге потерь. Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии Гулага, куда свозились дети политзаключенных? Чем можно оправдать систему дикой безнравственности, заставлявшей сына отказаться от отца? Критика прошлого не всегда благодарное дело, однако нужное и необходимое. Человек, споткнувшись, всегда оглядывается, чтобы узнать причину своего падения и избежать её повтора.

Так и страна, народ её обязан знать и разбирать беспристрастно своё прошлое, дабы писать свою историю без черновиков.

Мудрый Карамзин предостерёг когда-то: «история злопамятней народа».

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления....

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

«Проектирование урока истории в режиме технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

  Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.•...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ»  Яцкина  Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО  на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...