АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ «ТАЙНЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творческую с высоким духовным потенциалом.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование исторического, эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tmk_.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Белореченский район п. Родники
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 31им.В.В.Толкуновой
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от «29» августа 2017 года | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №31 __________________Назаров С.С. Ф.И.О Приказ №________ от «29» августа 2017 года |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ
«ТАЙНЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
Направление: интеллектуальное
Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс
Срок реализации программы: 1 год
Составитель Кубаян Рузанна Леваевна, учитель истории и обществознания
Паспорт программы внеурочной деятельности по истории 5 класс
«Тайны мировой культуры»
Пояснительная записка.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности».[1] С целью реализации основной идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса «Тайны мировой культуры»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ - идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа внеурочной деятельности содержит: планируемые результаты внеурочной деятельности; содержание внеурочной деятельности; тематическое планирование с формируемыми УУД .
Данная программа рассчитана для учащихся 5 класса и представляет собой разработку курса по внеурочной деятельности «Тайны мировой культуры».
Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование исторического, эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки.
Основная цель - приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре, как своей страны, так и других народов через знакомство с историей, достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных стран мира.
В связи с этим возникают следующие задачи:
- Сформировать у учащихся представление о неповторимом историческом и культурном облике величайших стран и городов мира через знакомство с их историей, архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.
- Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.
- Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.
Программа курса предполагает изучение истории, культуры и искусства крупнейших мировых стран и их городов, на примере которых у учащихся сформируется представление о достижениях каждой цивилизации.
В процессе изучения курса применяются различные виды и формы работы с учащимися: урок-лекция, эвристические беседы, игры, использование презентаций, виртуальных экскурсий, литературно-музыкальных композиций и т.д. Целесообразно на занятиях использовать следующие технологии, проектно-исследовательскую, игровую, технологию критического мышления, развивающего, проблемного обучения. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.
Итогом изучения данного курса является выполнение учащимися проектной, исследовательской, творческой работы.
Общий объем программы «Тайны мировой культуры» рассчитан на 34 часа, на его изучение отводится 1 час в неделю.
- Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Данная программа способствует формированию у школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий в результате изучения курса «Тайны мировой культуры»:
1. Познавательные УУД:
- знать основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;
- узнавать выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;
- иметь представления об основных художественных музеях городов.
2. Регулятивные УУД:
- анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;
- объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного проекта.
3. Личностные УУД :
-формировать основы духовно – нравственных ценностей личности:
- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, литературе, архитектуре отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.
4. Коммуникативные УУД:
-договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, например, проектной;
-определять общую цель и пути ее достижения;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
- Содержание учебного курса.
Тема 1. «История человечества: вчера, сегодня»: понятие «история как наука»; для чего история необходима людям; особенности работы историков и важнейшие вопросы исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; этнография как наука.
Тема 2. «Символы народов мира»: понятие «герб», «гимн», «флаг»; символика в жизни людей; традиции, связанные с символами народов.
Тема 3. «Праздники и обряды народов мира» : понятие праздник, обряд, ритуал; история основных национальных праздников.
Тема 4. «Героический эпос народов мира»: понятие о героическом эпосе; сказания; сказание о Гильгамеше; «Махабхарата» индийский эпос; Песнь о Нибелунгах; «Беовульф»; «Песня о моем Сиде»; «Песнь о Роланде «Нартский эпос»; «былинный эпос».
Тема 5. «Изобразительное искусство народов мира»: византийская мозаика; древнерусская иконопись; искусство книжной миниатюры Востока; Европейское возрождение.
Тема 6. «Театр народов мира»: театральное искусство народов мира; первые архаичные актеры; театры Древней Греции, Рима, средневековья; первые театры в России.
Тема 7. «Своеобразие музыкальной культуры»: Песенное творчество - ценнейшее достояние народов мира; народная музыка; религиозная музыка; современная музыка.
Тема 8. «Самобытность танцевальной культуры»: танец-вид искусства; танцевальные школы; виды и стили танцев.
Тема 9. «Египет – древнейшее государство»: главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы; религия древних египтян; боги и жрецы и храмы; секреты пирамид - мумия, гробница, саркофаг; иероглифическое письмо и папирус.
Тема 10. «Афины – прошлое и настоящее»: Афины — древняя столица Греции - центр эллинистической культуры; Акрополь; Парфенон; Храм Ники Аптерос; Гекатомпедон; Театр Диониса; Храм в честь Зевса Олимпийского; Древняя агора.
Тема 11. «Рим – «вечный город»»: Колизей — символ Италии; Пантеон и Форум — древние памятники Рима; Алтарь Отечества или монумент Витториано; Галерея Боргезе — коллекция шедевров; государство Ватикан — бриллиант в сокровищнице Вечного города.
Тема 12. «Эпоха Возрождения»: Флоренция – старинный итальянский город, колыбель эпохи возрождения; площадь Микеланджело; площадь Синьории; дом-музей Д.Алигьери
Тема 13. «Пекин – столица Китайской Поднебесной»; Великая Китайская стена; Дворец Потала; Запретный Город; Терракотовая армия; Гигантский Будда; Могао.
Тема 14. «Индия – «Гималайская сказка»»: река Ганг; Тадж-Махал; Джайпур; Тибетские монастыри.
Тема 15. «Земли древней Армении»: Эчмиадзин - древняя религиозная столица Армении; Монастырь Хор Вирап; Гарни и Гегард.
Тема 16. «Япония – страна восходящего солнца»: Япония — страна самурайского духа и технических инноваций; Фудзияма; Храм Тодай-дзи; Бамбуковая роща Арасияма; Гора Коя-сан; Котоку-ин.
Тема 17. «Франция: «Прогулка по Парижу»»: Собор Парижской Богоматери; Лувр; Версальский дворец и парк; Эйфелева башня; Триумфальная арка; Папский дворец в Авиньоне
Тема 18. «Взгляд на Лондон с высоты Биг-Бена»: Букингемский дворец и Весминстерский дворец; Лондонский и Тауэрский мост; музеи, соборы и парки Лондона.
Тема 19. «Взгляд на историю Германии через призму немецких городов Берлин, Мюнхен, Франкфурт» : Бранденбургские ворота; Кёльнский собор; Миниатюрная страна чудес в порту Гамбурга; музеи Германии;
Тема 20. «Нью-Йорк – центр современного заокеанского искусства»: Статуя Свободы; Небоскреб Эмпайр-стейт-Билдинг; Бронзовый бык на Уолл Стрит; Метрополитен-музей.
Тема 21. «Тайны Австралии»: Сиднейская Башня; Тюрьма Порт-Артур; Дом Королевы Виктории; Собор Святого Павла в Мельбурне;
Тема 22. «Россия как ты велика»: архитектурные сооружения и памятники Российской истории, посвященные историческим событиям и современному искусству.
Тема 23. «Санкт-Петербург - культурная столица России»: Петергоф; Большой Екатерининский дворец; Государственный Эрмитаж; Дворцовая площадь; Кунсткамера; Мариинский театр.
Тема 24. «Москва!.. Как много в этом звуке…»: Московский Кремль и Красная площадь; Храм Василия Блаженного; Храм Христа Спасителя; Новодевичий монастырь; Церковь Вознесения в Коломенском; Музей-заповедник Царицыно; Большой театр.
Тема 25. Проектная работа
- Тематический план курса.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формируемые УУД |
1 | История человечества: вчера, сегодня | 2 | Предметные: -воспринимают исторические термины и понятия, приобретают практические навыки и умения в разнообразных видах деятельности; - анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию; - уметь понимать и воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений; -уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия в мировой истории. Личностные: -проявляют интерес к изучению истории, умеют применять полученные знания в практической деятельности; -осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы; -освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; -понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные: -проявляют желание общаться между сверстниками для получения ответа на поставленные вопросы, овладевают способностями оценивать результат и делать выбор; -способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); |
2 | Символы народов мира | 1 | |
3 | Праздники и обряды народов мира | 1 | |
4 | Героический эпос народов мира | 1 | |
5 | Изобразительное искусство народов мира | 1 | |
6 | Театр народов мира | 1 | |
7 | Своеобразие музыкальной культуры | 1 | |
8 | Самобытность танцевальной культуры | 1 | |
9 | Египет – древнейшее государство | 2 | |
10 | Афины – прошлое и настоящее. | 2 | |
11 | Рим – «вечный город». | 2 | |
12 | Эпоха Возрождения | 2 | |
13 | Пекин – столица Китайской Поднебесной. | 1 | |
14 | Индия – «Гималайская сказка» | 1 | |
15 | Земли древней Армении | 1 | |
16 | Япония – страна восходящего солнца | 1 | |
17 | Франция: «Прогулка по Парижу» | 1 | |
18 | Взгляд на Лондон с высоты Биг-Бена | 1 | |
19 | Взгляд на историю Германии через призму немецких городов Берлин, Мюнхен, Франкфурт | 1 | |
20 | Нью-Йорк – центр современного заокеанского искусства | 1 | |
21 | Тайны Австралии | 1 | |
22 | Россия как ты велика | 2 | |
23 | Санкт-Петербург - культурная столица России | 1 | |
24 | Москва!.. Как много в этом звуке… | 1 | |
25 | Консультация по подготовке творческих работ учащихся. | 2 | |
26 | Презентация творческих работ учащихся. | 2 | |
Итого | 34 |
Список использованной литературы.
- Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, М. «Просвещение», 2014.
- Брунов Н.И. Памятники Афин. – М., 1997.
- Васильев Л.С. История, культы, религии, традиции государств Востока. – М., 2002.
- Вяземский, О.Ю. Стрелова. Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М., 2010.
- Горский В.А, Тимофеев Д.В., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
- Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М., 2007.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Методический конструктор. Методические рекомендации учителю истории. «Просвещение», 2010.
- Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М., 1969.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2008.
- Ермолаева Л.К. «Санкт-Петербург –город-музей». СПб.: СМИО Пресс, 2014.
- Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.
- Копцева Т.А., Гросул Н.В., Красильников И.М. и др. программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.
- Каллистова Д.П. Древний Рим – М., 1996.
- Лазарев В.Н. История и культура Западной Европы.. – М., 1996.
- Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1971.
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 2006.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 2002.
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2001.
- Лясковская О.А. Французская история. – М., 2003.
- Энциклопедия для детей: История. Искусство. Ч.1,2,3. – М., 1999.
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М., Просвещение, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности "Футбол"
Прогорамма кружка "Футбол"...
авторская программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"
Программа кружка "Баскетбол"...
Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".
Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....
Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов
Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...
Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.
Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов. ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"
Аннотация курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...