Урок-исследование по истории 6 класс "Батыево нашествие"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Урок исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по истории России  6 класс

на тему: "Батыево нашествие на Русь"

Цели урока:

сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.

Задачи урока:

Личностные

-расширение представления истории Руси.

- показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.

Метапредметные: Закрепить умение работать с картой, схемами, таблицами.

Предметные: ход монгольского нашествия на Русь.

Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: урок изучения новых знаний, умений, навыков.

Ресурсы урока:

•  карта: Русские княжества и земли в конце  XII -  XIII  века; Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.

•  учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,

§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016 г.;

•  "История России 6 класс. Рабочая тетрадь", стр.68-72. М. "Просвещение" 2016 г.

•  "История России. Атлас", стр. 9 - 13. М. "Просвещение" 2016г.

•  "История России. Сборник рассказов" стр. 28 - 29. "Просвещение" 2016 г.

Понятийный аппарат: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.

Основные даты: 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

                               1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.

Персоналии: Олег, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.

ХОД УРОКА:

I. Организационный этап.

Добрый день! Сегодня нам предстоит изучить очередную  интересную тему по истории России.

II. Мотивационно - целевой этап.

1.Мотивационный этап

Вопросы обучающимся:

-  Назовите период истории Древнерусского государства, который мы  изучаем.

-  Каким было государство в этот период?

-  В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры.

Работа с интерактивной картой: Русские княжества и земли в конце  XII -  XIII  века (слайд 1)

2. Этап актуализации знаний.

Просмотр фрагмента (до середины серии) фильма по историческому произведению Н.М.Карамзина "История государства Российского" (71 серия). (слайд 2)

- С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.

Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» в атласе стр. 20 и в презентации

(слайд 3)

Вопросы по просмотренному фрагменту фильма:

- Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?

- Что стало причиной монгольских завоеваний?

- В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?

- Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.

3. Целевой этап.

- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?

- Через какое государство лежит путь в Европу?

- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?

 - Кто возглавил поход на Русь?

Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь"

Определите цель нашего урока:

 - познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;

-  выяснить причин поражения русских городов.(3 слайд)

И в течение урока постараемся ответить на вопрос:

Проблемный вопрос: Почему,  несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (4 слайд)

III. Этап добывания новых знаний.

Сегодня мы с вами проведем мини - исследования, работая в группах.

Рассказ учителя: После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.

 "... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...

Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.

В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."

- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая  земля.

О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, выполнив следующие задания:

 (Работа ведется в группах, группы определяет учитель до начала урока. 1- группа, слабые ученики; 2 - группа средние ученики; 3 - группа сильные ученики; индивидуальные задания сильным ученикам)

Запись в тетрадь

1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.

1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.

Задание для 1 группы:

Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Задание для 2 группы:

Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".

 Найти ошибки в тексте:

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта

(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.

Задание для 3 группы:

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу

Задание  сильным ученикам:

1 ученик - прочитать пункт 3 "Поход на Новгород" стр.15 рассказать об осаде города Козельска, ответить на вопрос: "Почему Батый назвал город Козельск - злым городом?", найти город на карте в атласе.

2 ученик - работа с историческим документом "Повесть о разорении Рязани Батыем" - Евпатий Коловрат, прочитать документ, ответить на вопрос: "Почему, по вашему мнению, монголо - татары не казнили уцелевших пленных воинов из отряда Евпатия Коловрата Батый не казнил?" (ответ найти в сборнике рассказов стр. 28)

 

IV. Контрольно-оценочный этап.

В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на интерактивной карте захваченные города и прикрепляют значок - пламя, остальные находят этот город у себя в атласе. (5 - 8 слайды)

Новые слова (записать в тетрадь)

Стан - лагерь.

Фураж - корм для лошадей, скота.

Особое внимание уделить проверке индивидуального задания:

1. Жители города Козельска защищали свой город до конца, т.к. они горячо любили свой город, свою малую Родину. Они проявили героизм, патриотизм, мужество, непоколебимую силу воли, сражаясь плечом к плечу с защитниками города. (9 слайд)

2. Подвиг Евпатия Коловрата, на примере которого воспитывались многие поколения русских людей, стал образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу. Ему поставлен памятник в городе Рязани. (10 слайд)

Вывод:

Геройски защищались русские города.

- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

3 месяца мужественно сражались киевляне.

А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (ответы учеников)

Подведем итоги нашего исследования. 

 Проблемный вопрос: Почему,  несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (ответы обучающихся)

- Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ)  и слабые стороны русских (показ)

Сильные стороны татар:

1. Численное превосходство;

2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3.  Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1.  Феодальная раздробленность;

2.  Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин.

После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.

V. Рефлексия.

А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Меня поразило…..

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

VI.  Домашнее задание.

По желанию: работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.

Сформулировать 1-2 проблемы+гипотезу

Всем: п.16, ответить на вопросы; изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу