Рабочая программа по истории, 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Дербеденева Татьяна Анатольевна

Пояснительная записка к программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_istoriya_5_klass_fgos.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей истории

Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А.

       Утверждена  директором      

МБОУ      «Инсарская      средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «28» августа 2016г.                                                  «31» августа 2016г.

                                                                                     приказ №38

Рабочая программа

учебного предмета «История древнего мира»

для  5  класса

 
 

Составитель:Дербеденева Т. А.,

учитель истории и обществознания


 
 

Инсар 2016

Пояснительная  записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Рабочая учебная программа по учебному предмету «История древнего мира» для 5 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной (авторской) программы по предмету «История древнего мира» (автор: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, М.: Просвещение, 2013г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Структура рабочей учебной программа по Истории древнего мира  для 5 класса  содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном  плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного  предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 5 класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета;
  • список источников.

С учетом особенностей учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их учебных возможностей, специфики педагогических и методических подходов учителя, учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения, в примерную учебную (авторскую) программу внесены следующие изменения и дополнения:

-  в последовательность изучения тем  (изменения не внесены, что объясняется логической взаимосвязью изучаемых ключевых понятий  тем, а так  же модульным подходом к преподаванию);

-  в содержание учебного предмета:

-  в содержание раздела 12 «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», внесена новая  тема 12.1 «Карфаген – преграда на пути к Сицилии», за счет резервных уроков.

-  в распределение количества часов на изучение  тем изменения не внесены.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Роль учебного предмета «История древнего мира» в подготовке обучающихся 5  класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит, жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает обучающимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества. 

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История России» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и, вместе с тем, изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Предмет «История древнего мира» сочетает историю древних государства, населяющих их народов. Данный предмет дает представление об основных этапах исторического пути древних цивилизаций, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача предмета «История древнего мира» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости древней истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Основу учебного предмета «История древнего мира» составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта древних цивилизаций, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

         Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по Истории древнего мира в 5 классе  определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе нестандартных  задач.

Названные материалы представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях (См. раздел рабочей учебной программы «Учебно-методическое обеспечение»).

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по предмету «История древнего мира» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1», отводящего на изучение обязательного предмета «История древнего мира»  в 5 классе  70 часов в год, по 2 часа в неделю.  

Преподавание ведется по учебнику  Вигасин А. А.  История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е  изд. – М.: Просвещение, 2013

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения  образовательной программы основного общего образования.

К важнейшим личностным результатам изучения Истории древнего мира в 5 классе  относятся следующие убеждения и качества:

  •  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  •  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  •  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения Истории древнего мира в 5 классе выражаются в следующих качествах:

  •  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  •  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  •  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения Истории древнего мира обучающимися 5 класса включают:

  •  овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  •  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  •  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  •  расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  •  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Особенности рабочей учебной программы учебного предмета «История древнего мира» для 5 класса:

1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания учебного материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной    и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении тем с учетом программы выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета, в курсе «История древнего мира» расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.

2. В рабочей учебной программе по Истории древнего мира для 5 класса не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, что обусловлено тем, что на уроках может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек  в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.

3. Отбор содержания предмета «История древнего мира» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт обучающихся 5 класса. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

4. Содержание разделов и тем излагается в рабочей учебной программе относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д.

5. В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курса, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности обучающихся изложены в тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.

  1.                                          

Содержание учебного предмета.

  1. Введение (1ч)
  2. Глава 1. Первые собиратели и охотники (3ч)
  3. Основная цель: познакомить учащихся с жизнью первобытных людей.
  4.  §1. Древнейшие люди. (1ч)
  5.  §2. Родовые общины охотников и собирателей (1ч)
  6.  §3. Возникновение религии и искусства. (1ч)
  7. Учащийся научится:
  8. - использовать карту как источник информации  
  9. - объяснять значения слов
  10. -   составлять рассказ по иллюстрациям
  11. Учащийся получит возможность научиться:
  12. - Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3ч)

Основная цель: сформировать у учащихся представление о возникновении земледелия  и скотоводства, определить причины появления неравенства.

 §4. Возникновение земледелия и скотоводства (1ч)

 §5. Появление неравенства и знати (1ч)

Повторение. Какой опыт дала человечеству эпоха древности? (1ч)

  1. Учащийся научится:
  2. - Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства
  3. - Объяснять причины появления неравенства и знати
  4. Учащийся получит возможность научиться:

- Подтверждать выводы примерами, описывать факты.

Глава 3. Счет лет в истории.(1ч)

Основная цель: сформировать у учащихся умения измерять сет времени, используя линию времени.

  1. Учащийся научится:

- Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений.

Глава 4. Древний Египет (8ч)

Основная цель: познакомить учащихся с жизнью людей в древнем государстве Египет

§6. Государство на берегах Нила. (1ч)

§7. Как жили земледельцы и ремесленники (1ч)

§8. Жизнь египетского вельможи. (1ч)

§9. Военные походы фараонов (1ч)

§10. Религия древних египтян. (1ч)

§11. Искусство Древнего Египта (1ч)

§12. Письменность и знания древних египтян (1ч)

Повторение. Достижения древних египтян. (1ч)

  1. Учащийся научится:

- читать историческую карту

- описывать воина во время походов

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую

Глава5. Западная Азия в древности (7ч)

Основная цель: познакомить учащихся с основными событиями государств Древнего Двуречья.

§13. Древнее Двуречье. (1ч)

§14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1ч)

§15. Финикийские мореплаватели (1ч)

§16. Библейские сказания. (1ч)

§17. Древнееврейское царство. (1ч)

§18. Ассирийская держава. (1ч)

§19. Персидская держава «царя царей». (1ч)

  1. Учащийся научится:
  2. -Анализировать фрагменты исторических материалов,
  3. - читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям.
  4. Учащийся получит возможность научиться:
  5. - Составлять развёрнутый план ответа
  6. - Высказывать суждения

Глава 6. Индия и Китай в древности (4ч)

Основная цель: познакомить учащихся с основными событиями древней Индии и Китая.

§20. Природа и люди Древней Индии. (1ч)

§21. Индийские касты. (1ч)        

§22. Чему учил китайский мудрец Конфуций. (1ч)

§23. Первый властелин единого Китая (1ч)

  1. Учащийся научится:

- Анализировать миф,

- описывать наиболее значимые события,

- высказывать собственное мнение  к тем или иным событиям и личностям.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Глава 7. Древнейшая Греция.(5ч)

Основная цель: познакомить учащихся древним народом Греции, рассмотреть поэмы Гомера.

§24. Греки и критяне.(1ч)

§25. Микены и Троя.(1ч)

§26. Поэма Гомера «Илиада». (1ч)

§27. Поэма Гомера «Одиссея».(1ч)

§28. Религия древних  греков.(1ч)

  1. Учащийся научится:

-Анализировать отрывки поэмы,

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Характеризовать памятники античной литературы,

- участвовать в ролевой игре.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7ч)

Основная цель: познакомить учащихся с новыми понятиями: полисы, колонии, демократия.

§29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1ч)

§30. Зарождение демократии в Афинах. (1ч)

§31. Древняя Спарта. (1ч)

§32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. (1ч)

§33. Олимпийские игры в древности. (1ч)

§34. Победа греков над персами в Марафонской битве.(1ч)

§35. Нашествие персидских войск на Элладу. (1ч)

  1. Учащийся научится:

- Читать историческую карту,

- давать характеристику историческим личностям и событиям.

  1. Учащийся получит возможность научиться:
  2. - Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности.

        

Глава 9. Возвышения Афин и расцвет демократии.(5ч)

Основная цель: сформировать у учащихся знания о возвышении Афин.

§36. В гаванях афинского порта Пирей. (1ч)

§37. В городе богини Афины (1ч)

§38. В афинских школах и гимнасиях.(1ч)        

§39. В театре Диониса.(1ч)

§40. Афинская демократия при Перикле (1ч)

  1. Учащийся научится:

- Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,

- раскрывать характерные черты афинской демократии,

- давать оценку деятельности историческим личностям.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.(4ч)

Основная цель : Выявить с учащимися причины возвышения Александра Македонского и его последствия.

§41. Города Эллады подчиняются Македонии.(1ч)

§42. Поход Александра Македонского на Восток (1ч)        

§43. В Александрии египетской. (1ч)

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. (1ч)

  1. Учащийся научится:

- Раскрыть значение понятия эллинизм,

- историческую карту с опорой на легенду,

- составлять исторический портрет героев событий.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой  достопримечательностей.

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.(3ч)

Основная цель : проследить с учащимися основные события Рима от возникновения до установления господства над Италией.

§44. Древнейший Рим. Древнейший Рим. (1ч)

§45. Завоевание Римом Италии (1ч)

§46. Устройство Римской республики. (1ч)

  1. Учащийся научится:

- Раскрывать значение понятий,

-объяснить, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Давать характеристику общественного строя Римской республики

Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (4ч)

Основная цель: проследить с учащимися процесс установления сильнейшей державы в Средиземноморье.

§47. Вторая война Рима с Карфагеном (2ч)

§48. Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. (1ч)

§49. Рабство в Древнем Риме. (1ч)

  1. Учащийся научится:

- На основе фактов описывать события,

- высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- работать с картой;

- Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы.

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4ч)

Основная цель: познакомить учащихся с новым понятием «гражданская война», проследить ход гражданской войны в Риме.

§50. Земельный закон братьев Гракхов (1ч)

§51. Восстание Спартака. (1ч)

§52. Единовластие Цезаря. (1ч)

§53. Установление империи (1ч)

Учащийся научится

- Раскрывать значение понятий,

-осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов,

-давать оценку происходящим событиям.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Составлять конспект, используя материал учебника.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

Основная цель: рассмотреть развитие Римской империи в первые века нашей эры.

§54. Соседи Римской империи. (1ч)

§55. Рим при императоре Нероне. (1ч)

§56. Первые христиане и их учение.(1ч)

§57. Расцвет Римской империи во II в. (1ч)

§58. Вечный город и его жители. (1ч)

Учащийся научится

- Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме,

- рассказать о судьбе первых христиан в Риме.

  1. Учащийся получит возможность научиться:
  2. - Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

 Основная цель: сформировать у учащихся знаний о причинах разгрома Рима и падения Западной Римской империи.

§59. Римская империя при Константине (1ч)

§60. Взятие Рима варварами. (1ч)

Учащийся научится

- Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи.

  1. Учащийся получит возможность научиться:

- Анализировать ответы одноклассников.

 

  1.                   
  2. Распределение учебных часов по четвертям
  3. Курс рассчитан на  70  ч -  (35 учебные недели).
  4. Количество часов в 1-й четверти – 18ч.
  5. Количество часов во 2-й четверти – 14ч.
  6. Количество часов в 3-й четверти – 20ч.
  7. Количество часов в 4-й четверти – 18ч

Тематический план предмета

Глава

Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Количество уроков

Кол-во уроков контроля

1

Что изучает история?

1

1

-

2.

Жизнь первобытных людей

7

6

1

3.

Древний Восток

20

18

2

4.

Древняя Греция

21

20

1

5.

Древний Рим

19

18

1

6

Защита проектов

2

2

Итого

70

63

7

Сетка контрольных работ

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

I Четверть

18ч

1

Тестовая работа №1 «Жизнь первобытных людей»

1

II Четверть

14ч

1

 Тестовая работа №2, №3: «Древний Восток».

2

III четверть

20ч

1

Тестовая работа №3: «Древняя Греция».

1

IV четверть

16ч

2

Тестовая работа №4: «Древний Рим»

1

Защита проектных работ «Семь чудес света»

«Знаменитые сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности о правилах поведения»

2

Учебно-методическое обеспечение предмета

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник: Вигасин А. А.  История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е  изд. – М.: Просвещение, 2013

Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2012.

Атлас по истории древнего мира

Нормативные документы и программы:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ;
  2. Закон об образовании в Республике Мордовия;
  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Авторская программа по истории древнего мира / авт. А.А.Вигасин,Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2013.
  6. Приказ Министерства образования и науки России от 8 июня 2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».

Учебные пособия для учителя:

1.Годер Г. И.  Поурочные разработки. 5 класс./ М.: Вако,2013

2.Кочергина Л. Л.  История древнего мира. 5 класс: поурочные планы/ Волгоград :Учитель, 2009

3.Петрович В. Г.  Уроки истории 5 класс- М.: ТЦ Сфера, 2007

 Дополнительная литература:

1.Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

2.Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

3.Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,2005

4. Драхлер А.Б. Всеобщая история (Вопросы к олимпиаде). - М., «Владос-Пресс», 2002

5.Всеобщая история. Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2011.

6.Настольная книга учителя истории М., Астрель 2005

7.Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.

8.Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д.  Аксенова.- М.: Аванта+,  2002.-704 с.: ил

9.Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю.  Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.

   Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование видеоматериалов, Интернет-ресурсов.

Список образовательных Интернет-ресурсов

1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:http://www/rusedu.ru/subcat_32/html

2.Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:http://school-collection.edu.ru/

3.Ресурсы по истории Древнего Египта:http://maat.org.ru/about/lectures.shtml

http://www.kemet.ru

4.Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:http://www.earth-history.com/

5.Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

6.Античная мифология:http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

7.Античное христианство:http://www.verigi.ru/?book=13

8. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

9. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

10. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

11. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

12.  http://nsportal.ru  [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

13. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

14. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]

15. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

16. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

17.http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

18.http://easyen.ru [Современный учительский портал];

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. - ноутбук;
  2. - интерактивная доска;
  3. - видеопроектор;
  4. - принтер;
  5. - демонстрационный материал, разработанный с помощью программы PowerPoint;
  6. - интерактивный материал
  7. - комплект классных исторических карт
  8. - таблицы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки обучающихся 5 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

Предполагается, что в результате изучения истории в 5 классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  •  указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  •  соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  7. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  9. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
  10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
  11. Авторская программа по истории древнего мира / авт. А.А.Вигасин,Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...