Рабочая программа по истории Костромского края 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе

региональной программы по истории Костромского края 6-9 кл.(составители Булдаков К.А.,Веселов В.Р.,Воротной К.В.,Миловидов В.Л. Ответственный редактор: дин,профессор В.Л.Миловидов.)

Учебники:

К.А.Булдаков   «Костромской край» Ярославль 1992(пособие для 7-8кл. соответствует изучаемому материалу в 6-8кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_kostr.kraya-7.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе

региональной программы по истории Костромского края 6-9 кл.(составители Булдаков К.А.,Веселов В.Р.,Воротной К.В.,Миловидов В.Л. Ответственный редактор: дин,профессор В.Л.Миловидов.)

Учебники:

К.А.Булдаков   «Костромской край» Ярославль 1992(пособие для 7-8кл. соответствует изучаемому материалу в 6-8кл.)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян всё чаще обращаться к своему прошлому. Как никогда, возросло ныне значение исторического знания. Составной, органической частью отечественной истории является история Костромского края с его особенностями, региональной спецификой и традициями. Наш край внёс заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности,в социально-экономические преобразования ,в духовную жизнь общества. Изучение истории родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданственности, понимания исторической обусловленности и необходимости преобразований, помогает осмыслить сегодняшний день в контексте исторического опыта. Предлагаемая программа для 6-9 классов школы подготовлена с учётом современных достижений исторической науки. Важной особенностью программы является освещение истории, края в тесной связи с историей Отечества. Трудности в изучении этого курса заключаются в следующем: нет новых программ и новых учебников по данному курсу, приходится пользоваться устаревшими пособиями и такой же методической литературой.

Цель изучения региональной истории — обеспечение понимания учащимися единства всемирно-исторического процесса через изучение истории родного края и ее интеграцию с «большой историей».

Задачи курса История Костромского края:

  • содействовать формированию у учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
  • развивать интегративную систему знаний у учащихся, способность видеть место и роль Костромского края в истории России;
  • прививать умение осуществлять исторический анализ и синтез, понимание взаимовлияние исторических событий и процессов;
  • способствовать формированию у учащихся системы позитивных гуманистических ценностей, воспитанию неприятия шовинизма, национализма, милитаризма;
  • содействовать воспитанию патриотических чувств, осознания причастности к истории и судьбе своей Родины, готовности принять деятельное участие в решении проблем своего края и страны.

На изучение тем отведено34  часа.

Содержание учебного курса

История Костромского края с древнейших времен до конца 15 в.

Тема 1. Костромской край в древности (до 13 в.). От меря до Костромы

Древнейшие жители Верхней Волги. Первые поселения. Угро-финские племена. Хозяйство и общественный строй мерян. Юрий долгорукий. Первое упоминание в летописи о Костроме. Что значит слово «Кострома»? Самобытная жизнь древней Костромы: праздники и обряды.

История изучения археологии в Костромском крае: исследователи, деятельность научных организаций в сфере археологии (Костромская губернская ученая архивная комиссия и Костромское научное общество по изучению местного края). Первые люди на Костромской земле: каменный и бронзовый века (мезолит; неолит: памятники с ямочно-гребенчатой керамикой, галичская культура; энеолит: волосовская культура; эпоха бронзы: фатьяновская культура). Железный век (протомерянские культуры в Костромском Поволжье; дьяковская и ананьинская культуры). Эпоха Древней Руси: население Костромского Поволжья в XII-XIII вв. Археология городов, крепостей и селищ XII-XIII вв.

Тема 2. Костромское княжество в 13-15 вв.

Образование Костромского и Галицкого княжеств. Князь Василий Ярославович. Василий Ярославич, по прозвищу Мизинный, годы жизни 1236—1276 гг. (полноправный самостоятельный князь костромской в 1247—1276 гг., вел. кн. владимирский в 1272—1276 гг., кн. новгородский в 1272—1276 гг.) очень любил Кострому, даже вступив на великокняжеский престол, он не изменил своего местожительства. Василий Ярославич, владея Великим княжеством Владимирским, жил в Костроме, которая по 1276 г. включительно была столицей Великого княжества Владимирского, политическим центром Северо-Восточной Руси. Со смертью в 1276 году Василия Ярославовича, не имевшего детей и не оставившего наследников, земли княжества, как выморочные отошли в состав Владимирского княжества. Позднее оно вошло в состав земель Московского княжеского дома. До XV века на территории края располагались два княжества — Костромское и Галичское. Галичские князья в XV веке спорили за первенство с московскими, но проиграли эту борьбу. Во времена Московского царства были образованы Костромской и Галичский уезды.

Тема 3. Костромской край в 16-нач.17 вв.

Костромской край в период правления Ивана Грозного. А. Адашев – костромской дворянин, «душа» правительства Избранной Рады. Костромские земли в период опричнины. Костромичи-участники походов в Поволжье и Ливонской войны. Смута в истории Костромского края. Боярский род Годуновых и Костромской край. Костромичи – участники второго ополчения. Избрание костромского боярина М. Романова на царство.

Тема 4. Монастыри и церкви

В разное время в современных границах Костромской области существовало, по крайней мере, около 60 монастырей. Древнейшими среди них являлись Спасо-Запрудненский и Ипатьевский, основанные в окрестностях Костромы в ХШ в. Во второй половине XIV в. учениками Сергия Радонежского на костромской земле был создан целый ряд обителей. Один прп. Авраамий Галичский и Чухломской основал в галичско-чухломских пределах четыре монастыря. В XVI-XVII вв. в нашем крае возникло немало новых монастырей, в их числе: Спасо-Геннадиев, основанный прп. Корнилием Комельским, Благовещенский Ферапонтов, основанный прп. Адрианом Монзенским, Богородицко-Игрицкий под Костромой и др. Территориально монастыри были размещены неравномерно: большая их часть находилась в западной части края (два «сгустка» обителей сосредоточены в древнейших городах — Костроме и Галиче). В восточной части, за р. Унжей, имелись лишь единичные монастыри (подобная ситуация обусловлена исторически, ведь большая часть заунженского края в состав российского государства вошла лишь во второй половине XVI в.). С эпохи Петра I для монастырей началось трудное время, продолжавшееся вплоть до начала XIX в. В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы 16 костромских монастырей были закрыты и обращены в приходские церкви. Новые монастыри на костромской земле стали возникать лишь во второй половине XIX в. Всего к 1917 г. в Костромской епархии действовало 19 монастырей. Все они после революции, в 1919-1929 гг., были закрыты. В настоящее время в Костромской епархии действует 7 обителей.

Тема 5. Династия Романовых и Костромской край

История рода бояр Романовых. Костромские владения Романовых: с. Домнино Костромского уезда. Эту вотчину Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа) получила в приданое от своего отца. Вотчина была довольно обширна: состояла из села Домнино, где у Марфы Ивановны был двор и богато убранная Воскресенская церковь; сельца Хрипели, 32 деревень и 15 починков; населена она была плотно – 1650 душами обоего пола, пустых дворов в ней не было, бобылей жило очень мало, крестьянам жилось в вотчине привольно.

Кострома – колыбель новой династии. Избрание на царство Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина. Романовы и Кострома: «По Костроме цари ходили…» (посещения Костромы царями рода Романовых). Празднование 300-летия династии Романовых в Костроме.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Медапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • преобразовывать полученную информацию, делать выводы о результате деятельности.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;
  • слушать и понимать речь других;
  • понятно формулировать вопросы.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

  • объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
  • называть государственные символы Костромского края, символы родного города (посёлка);
  • ориентироваться на карте Костромского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
  • охранять природу родного края;
  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и решать проектные задачи самостоятельно, во взаимодействии с другими учащимися или с помощью взрослых.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.

*Коджаспирова Г.М. Педагогика. –М., изд. ВЛАДОС, 2004

ФОРМИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКА

В результате изучения истории ученик должен

  • знать основные этапы и ключевые события истории России, мира и Костромского края;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь,  сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, мира  Костромского края, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • обладать правовой грамотностью.

Тематическое планирование

 №    

Название темы  

Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Основные умения

1

Костромской край в древности (до 13 в.). От меря до Костромы

Костромской край в период образования Древнерусского государства

1

комбинированный

Освоение земель края

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

2

Мерянские поселения в крае

1

Урок-лекция

Расселение мерян на территории края

пересказ

3-4

Костромской  край в составе великого княжества Владимирского

2

Урок-лекция

Костромской край при Юрии Долгоруком

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям

5

Костромское и Галицкие княжества

1

комбинированный

Превращение Костромы  в политический центр Северо-Восточной Руси.

Сравнивать исторические явления

6

Предпосылки и условия развития культуры края.

1

Урок-презентация

Особенности
костромской культуры

зодчество

7-8

Основание Костромы.

Борьба с монгольскими завоевателями

2

комбинированный

Костромской край в этот период

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложен
и учителя

9


 

Родной край в древности.

1

Комбинированный

Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.


 

Выявлять особенности развития края.

10

Костромское княжество в 13-15 вв

Социально-экономическое развитие края в 14-п.п.15
в.

1

Урок-лекция

Ипатьевский монастырь, его значение как духовно-культурного центра и стратегического пункта.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

11

Начало возвышения Москвы и включение в состав её владений территории края

1

Урок-лекция

Условия присоединения Костромского и Галицкого княжеств

Сравнивать исторические явления

 12

Костромичи
Куликовской битве и последующей борьбе с татарами

1

Комбинированный

Самостоятельная работа: «Костромской край в период становления Русского государства»

Причины превращения Костромы в пункт сбора военных сил и организации отпора врагу

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

13

Костромской рай в период объединения земель в княжение Василия 2 и Ивана 3

1

Урок-лекция

Походы Ивана3 на Казань с участием костромичей

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

14

Костромской край в княжение Василия 3 и Елены Глинской

1

комбинированный

Основан
е опорного пункта Буя-1536г.

Характеризовать деятельность исторических личностей

15

Костромской край в 16-нач.17 вв

Усиление государственной власти в царствование Ивана 4 и Костромской край

1

комбинированный

Репрессии и конфискация земель костромских бояр.

Характеризовать деятельность исторических личностей

16

Участие костромичей в борьбе за присоединение Поволжья и Ливонской войне

1

Урок-лекция

Итоги и значение Ливонской войны

Обобщать исторические события и явления; делать выводы

17

Монастыри и церкви

Деревянное и каменное зодчество

1

Творческий отчёт

Ипатьевский монастырь

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

18

Начало каменного строительства в других городах края.

1

Урок-презентация

Шатровая церковь в селе Красном

Описывать достижения культуры; выявлять новые ч
рты развития искусства.

19


 

Родной край в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

. Значение города.

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.
 

20

Мой край родной, Костромской

1

Урок-выставка

Развитие культуры края

Иллюстративн.пересказ

21-22

Династия Романовых и Костромской край

Григорий Отрепьев и Романовы

2

Урок-лекция

Образование тушинского лагеря

Анализ событий

23

Борьба с польскими интервентами

Урок-лекция

Ополчение северных городов

пересказ

24-25

Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова

2

Урок-семинар

Обряд возведения на царство

Анализ исторически событий

26-27

Патриотический подвиг Ивана Сусанина

2

конференция

Жалованная грамота

Презентация исторически событий

28

Экономическое развитие края в 17в.

Урок-лекция

Укрепление промыслов с рынком

Анализ

Исторически событий

29

Укрепление крепостничества и обострение  классовой борьбы

комбинированный

Восстание бедноты нерехтского посада

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

30

Крестьянская война под предводительством С.Разина и Костромской край

Урок-лекция

Распространение движения на территории края

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

31-32

Развитие культуры Костромского края в 17в.

2

Урок-презентация

Архитектурный облик Костромы 17в.

Описание достижений культуры

33-34

Итоговое повторение. Защита проекта

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс

Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

Рабочая программа по истории Курского края 7-8 классы

Рабочая программа по истории Курского края 7-8 классы...