Программа "Я-гражданин России"
рабочая программа по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна

"Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp.rabota.docx150.1 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта реализации программы (плана) воспитания и социализации обучающихся класса за период в течение 3-х последних учебных лет.

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей. Каждый ребенок - это одаренная личность, и главная задача педагога – помочь в раскрытии его природных задатков, развитии творческих способностей и успешной их реализации в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.

    Школа - один из важнейших институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие педагогов, ученика, родителей и социума в тесном сотрудничестве.

            Главная идея, которой руководствуюсь в организации жизнедеятельности школьников, - это идея успеха. Цель работы с классным коллективом исходит из целей воспитательной работы лицея: создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде, воспитание у учащихся гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости, которая предполагает реализацию:

- республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РБ на 2007-2010 годы»;

- экспериментальной программы РБНЛ-И №1 «Этническая социализация учащихся в условиях поликультурной среды».

        Исходя из цели работы с учащимися, решаю следующие задачи воспитательной работы: 

-Обеспечить возможности для индивидуального развития ребенка и презентации им своих успехов через участие в деятельности детской общественной организации и органов ученического самоуправления;

--способствовать формированию собственного «Я» в мире и мира в собственном «Я» через различные виды деятельности;

-- содействовать воспитанию здоровой (физически, психически, нравственно) личности, способной к самореализации с адекватной самооценкой.

¬ создавать сотрудничество школы, семьи и детей

         Содержанием воспитательной деятельности является:

• изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания;

• организация активной и творческой жизнедеятельности детей;

• педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом;

• совместная деятельность классного руководителя и родителей для социализации ребенка в окружающем сообществе

В основе воспитательной системы были определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:

  • Интеллектуальное
  • Исследовательское
  • Патриотическое
  • Краеведческое
  • Физическое
  • Оздоровительное
  • Экологическое
  • Трудовое
  • Эстетическое
  • Правовое
  • Нравственное
  •  работа с семьей (оказание педагогической и психологической помощи родителям
  • Работа по развитию детского самоуправления

Большую роль в развитии творческих способностей играла вовлечённость в систему дополнительного образования учащихся:

Совет Профилактики; Военно-патриотический клуб «Тамир»;

Медиацентр «Соёмбо»; Клуб ЮНЕСКО «Ая-ганга»;

     Радиостудия «Суранзан»; Газета «Эрмэлзэл»»

 Правозащитная приемная; Совет интерната;

   Совет бригадиров; Образцовый ансамбль «Наран»;

  Клуб «Эрудит»; Научное общество «Бэлиг»;

ДШИ №8 при лицее-интернате №1; Центр Бокса при РБНЛИ №1;

   Шахматный клуб; Центр Оригами; Музей школы «Сагай хурдэ»

Совет физкультуры; Межрегиональный и международный обмен учащимися; Информационный центр «Azia-NET».

 Воспитательная работа по всем направлениям велась в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками, психологом, родителями и медицинским персоналом школы.

        Достижение цели и задач строились на личностно-ориентированном подходе и активных методах, и формах воспитания, осуществлялись в ходе внеклассных и воспитательных мероприятий, системной планомерной работы с детьми с использованием различных видов деятельности: творческой, игровой, познавательной, спортивно-оздоровительной, трудовой, патриотической.

              С 2010 года по 2016 год работала классным руководителем 11-б класса. В классном коллективе были 21 мальчик и 11 девочек.   За эти годы работы с учащимися мне удалось сформировать дружный детский коллектив. Социально-психологический микроклимат в классе был хороший, дети относились друг к другу доброжелательно, в классе царилась атмосфера приятия, доверия, искренности и симпатии во взаимоотношениях учителя с детьми, родителями.  

Совместно со школьным психологом выявили наклонности, интересы этих мальчиков, привлекли их к участию в мероприятиях, соревнованиях, помогли поднять их самооценку Большую роль в формировании лидерских качеств, приобретению знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности играет школьное самоуправление. Выборы актива класса, Совета интерната строились на принципах добровольности, сменности.   Раскрылся талант организатора в Золто Ц. -старосте класса. Возглавляемый им актив класса действенный, ребята сами являются зачинателями интересных дел.  Один из показателей психологического комфорта ученика - успешность в учебной деятельности.  С 9 – го по 11 – ый классы процент качества знаний и средний балл стабильны: 47% и 4,2—4,1 б при 100% успеваемости.

        Уделяю большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают более полно раскрывать личность ученика, степень сформированности коллектива, особенности взаимоотношений «взрослого (учителя, воспитателя, родителя) – ребенка», «ученика – ученика».  В ходе бесед, сборов-разговоров, индивидуальных консультаций знакомим детей с основными методами и приемами самопознания, учим видеть их взаимосвязь, взаимообусловленность. Тематика   классных часов составляется вместе с учащимися: «Что ты знаешь о себе?», «Я и мы», «Будь наблюдательным к себе», психологические уроки-беседы на темы: «Познай себя», «Сам себе психолог», «Моя воля», «Тренировка памяти». Сочинения на темы: «Каким я вижу свою будущую семью?», «В чем смысл моей жизни?», «Что я за человек?». Все эти методы используются в комплексе.

           Уровень воспитанности в классе составляет 4,05 балла, что по сравнению с прошлыми годами выше на 0,1 балла.  

 диаграмма 1

 

         

       

В своей работе по воспитанию и социализации обучающихся на ступени основного общего образования опираюсь на программу «Я -гражданин России», цель которой-  создание условий в формировании активной, личностной, жизненной, гражданской позиции.

Программа реализуется в различных формах взаимодействия: на классных часах, в беседах, в экскурсиях. Предусмотрены совместные занятия с психологом.

В ходе реализации данной программы воспитываются следующие качества: ответственность, дисциплинированность, целеустремленность.

 Россия многонациональна, необходимо воспитывать чувство уважения и терпимости по отношению к людям других национальностей. В связи с этим проводили урок толерантности, классный час с ознакомлением Декларации принципов толерантности.  Наш лицей становится центром проведения межрегиональных фестивалей культур «Вместе сквозь время», «Дорогами дружбы». Активное участие приняли   в   этих мероприятиях Алдар П., Коля А., Даши Ц., Ульяна М., Тамир С.  Проведены классные часы по темам: «Правовая азбука подростков», «Что ты знаешь о законе?», «Моя будущая профессия».

         С целью изучения родного края, воспитания любви к родине, расширения интеллектуального кругозора с детьми побывали в историко-культурных местах: г.Кяхта, п.Новоселенгинск, г. Санкт-Петербург, по странам и городам Европы.

Проведены беседы по истории родной школы, встречи с ветеранами труда и тыла, выпускниками школы разных лет. Ежегодно провожу с детьми поисковую работу по выпускникам школы. Весь собранный материал о выпусках в виде презентаций и фотоальбомов хранится в музее школы. На классные часы приглашали интересных людей, таких как Нанзатов З.Ж., заслуженный врач Республики Бурятия, врач центра восточной медицины, выпускника 1969 года; актеров театра бурятской драмы Н.Мунконову, Ц.Ломбоева, Б.Ендонова, С.Субботина, автора спектакля «Максар. Шуhата тала» Б.Жигжитова.  Посмотрели работы художников Д.Намдакова, З. Доржиева, посетили выставки «Гунны», «Атлас тибетской медицины», посмотрели работы художников Д.Намдакова, З. Доржиева, посетили выставки «Гунны», «Атлас тибетской медицины», регулярны выходы в театры и музеи города.

Формированию духовно-нравственных качеств с развитым чувством ответственности за себя, воспитанию любви к родному краю были посвящены такие мероприятия, как праздник «Цвети, моя Бурятия!», акция «Спорт против наркотиков», Всероссийская неделя добра, в рамках которой организовали помощь ветеранам школы, собрали книги, вещи, игрушки для детей реабилитационного центра. Такие акции учат делиться не столько материальным, сколько душевным теплом.  

Большой вклад в воспитание патриотов, будущих защитников Отечества вносят участие в военно-спортивной игре «Зарница» и общешкольном состязании «Эрын гурбан наадан», в котором принимают участие все мальчики класса, встречи с выпускниками, связавшими свою жизнь со служением Отечеству.  Содержательной и воспитывающей были встречи выпускниками – военными: Дашеевым  Б.И. (1987г), начальником отделения ОМСН МВД по республике Калмыкия;   Лыгденовым  Батором (2005г), помощником военного прокурора;  Цыбиктаровым  Евгением (2007г),  командиром взвода,   Марактаевым Тимуром, выпускником 2001г.

 По итогам соревнований 2014-2015 учебного года наши ребята заняли 2 место.   С седьмого класса Цырен Д., Алдар Б., Солбон О.  являлись членами военно-патриотического клуба «Тамир». В составе команды «Зарница» они стали победителями районной игры «Зарница», призерами городской игры «Зарница», призерами республиканской игры «Зарница».  Отрадно отметить личностный рост этих парней и в дисциплине, и учёбе; они стали увереннее в себе, самостоятельнее.  

  С моей стороны ведется контроль посещения ребятами факультативов, спортивных секций, дополнительных занятий.

   Прививаю навыки самостоятельности, аккуратности, самодисциплины, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Особое внимание уделяю проведению самоподготовок, целью является формирование положительной мотивации, системы знаний.  Стараюсь активизировать учеников, формирую навыки самостоятельной работы, вовлекаю в участие предметных олимпиад, конкурсов.   Так, Барданов Мунко занял 2 место в республиканской олимпиаде по биологии, 1 место по обществознанию. Новый импульс в желании работать над собой дал ежегодно проводимый проект «Лучший лицеист».   Барданов Мунко занял 3 место из 6 участников.  Активное участие в интеллектуальных играх принимают   Мунко Б, Тамир С, Алёша Н.

Особое место в развитии творческих возможностей занимает КВН, Цыренов Золто с удовольствием занимается в школьной команде «Bad boys».

             Огромную роль в воспитании ребёнка играет семья. Именно ей отводится роль    института первичной социализации ребёнка.

Проведена социальная диагностика класса с целью обновления общих сведений о семьях воспитанников:

Знакомство с составом учащихся;

Определение структуры семьи;

Проведение общей диагностики детей – по возрасту, по полу, по месту жительства по районам (сельские и городские), по состоянию здоровья;

Проведение общей диагностики родителей учащихся – по социальному положению, по составу семьи, по материальному достатку;

В-десятых классах проведена психодиагностика, которая позволила получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных особенностей учащихся, что позволит осознанно выбрать профиль обучения и дать рекомендации по развитию недостающих компонентов профессиональных способностей.

Результаты диагностик дали возможность каждому учащемуся лучше узнать себя, понять свои сильные и слабые стороны, выявить причины учебных затруднений по различным предметам и получить рекомендации по их преодолении, а также выявить структуру профессиональных задатков и получить рекомендации по выбору будущей сферы деятельности.

По результатам комплексной диагностики с учащимися 11 классов и их родителями проведены индивидуальные, групповые консультации.

                Прилагала все усилия, чтобы родители не были просто созерцателями, а стали активными участниками в совместной деятельности.  Родители нашего класса активны, доброжелательны, предлагают свою помощь в организации мероприятий, заинтересованы не только в знаниях, но и в нравственном росте своего ребёнка. Были традиционными совместные с детьми, родителями, педагогами коллективные дела, как «Мой мир», где узнаём о хобби родителей и детей; «Спорт и мы».

Учащиеся писали эссе «Я и моя семья», готовили видеопрезентации и выступления о мамах на празднике ко Дню Матери. Каждый ученик составил древо своей родословной. Семья Ошоровых приняла активное участие в школьном конкурсе семей и заняла 2 место, в соревнованиях спортивных семей отличилась семья Будаин.

Ребята провели исследовательскую работу по теме «Вклад моей семьи в Победу».  Работы, сочинения о дедушках, прадедушках, посвященные празднованию Победы, сданы в музей школы.

   По итогам внутришкольного соревнования в 2015 году класс занял 3 место в общешкольном соревновании между классами.   

 Результативность учебно-воспитательной деятельности: аудиторной и внеаудиторной

Диаграмма 2

Успеваемость и качество знаний учащихся 11-б класса за 3 года

диаграмма 3

средний балл учащихся 11-б класса за 3 года

        

Диаграмма4

Динамика качества знаний учащихся 11б класса за три года:

Результативность учебно-воспитательной деятельности: аудиторной и внеаудиторной

Фамилия, имя

Год

Наименование

Результат

Андриянова Анастасия Александровна

2013

2014

2015

2014
2014

2014

Школа ораторского искусства

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Общешкольный конкурс «Первый успех»

Республиканский конкурс агитбригад по апробации комплекса «Байкальский сундучок»

Сертификат участника

2 место

Гран-при

2 место

2 место

1 место

Аюшеев Николай Александрович

2013

2013

2015

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Лауреат

2 место

Гран-при

Батуев Алдар Владимирович

2013

 

2013

2013

2013

2015

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Военно-спортивная игра «Зарница»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Лауреат

2 место

Гран-при

Гран-при

Батуева Арюна Чингисовна

2011

2011

2012

2012

Школа ораторского искусства

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Финал

2 место

Гран-при

Бальжинова Виктория Жаргаловна

2013

Школа ораторского искусства

Финал

Бадмаева Сарюна Бэликтуевна

2014

2014

2014

 «Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль

Общешкольный конкурс «В мире танцев»
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

2 место

2 место

Гран-при

Барданов Мунко Олегович

2013

2013

Школа ораторского искусства

Олимпиада по обществознанию

Олимпиада по биологии

1 абсолютное место

1 место

2 место

Дашибалов Батор Борисович

2013

2014

2014

2014

2014

Школа ораторского искусства,

Международный фестиваль монголоязычных  культур

 «Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Сертификат участника

Лауреат

2 место

Гран-при

2 место

Будаин Булат Бадможапович

2013

Школа ораторского искусства

Сертификат

Дондуков Еши-Хорло Алдарович

2014

Общешкольный конкурс «Баатар и Дангина»

Участие

Дондупов Цырен Занданович

2014

2014

2014

2015

2015

Военно-спортивная игра «Зарница» Железнодорожного района г.Улан-Удэ

Городская военно-спортивная игра «Зарница»

Республиканское соревнование по военно-прикладным и техническим видам спорта

Соревнование допризывной молодежи Железнодорожного района г.Улан-Удэ

Республиканская военно-спортивная встреча «Служить России суждено тебе и мне»

1 место

1 место

1 место

1 место

1 место

Дугарова Сэсэг Энхэ-Баторовна

2014

2014

2012

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль,
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Лауреат

2 место

Гран-при

Жалсанова Евгения Константиновна

2014

2014

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Республиканский конкурс агитбригад по апробации комплекса «Байкальский сундучок»

2 место

1 место

Жамбалов Дандар Солбонович

2013

Школа ораторского искусства

Сертификат участника

Кожина Валерия Алексеевна

2013

2014

2014

Школа ораторского искусства

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль

Сертификат участника

2 место

Ленхобоева Наталья Юрьевна

2014

2014

2014

Международный фестиваль монголо - язычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Лауреат

2 место

Гран-при

Миронова Ульяна Леонидовна

2014

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

2 место

Мункуев Эрдэм Баирович

2013

2014

2014

2014

2015

Международный фестиваль монголоязычных  культур

Международный фестиваль «Вместе сквозь время» конференция

Общешкольный конкурс «Серебряные струны»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Республиканский конкурс агитбригад по апробации комплекса «Байкальский сундучок»

Лауреат

3 место

2 место

Гран-при

1 место

Намжилов Ринчин Гармаевич

2013

2014

2015

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Лауреат

2 место

Гран-при

Никифоров Алексей Саянович

2014

Общешкольный конкурс «КВН»

Участие

Нехуров Нима Андреевич

2015

Школа ораторского искусства

Сертификат участника

Никитин Александр Александрович

2013

Школа ораторского искусства

Сертификат участника

Ошоров Солбон Дагбаевич

2013

2014

2014

2015

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль

Общешкольный конкурс «В мире танцев»
Военно-спортивная игра «Зарница»

Лауреат

2 место

2 место

Петушинова Ольга Романовна

2013

2014

2014

Международный фестиваль монголоязычных  культур

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Лауреат

Гран-при

2 место

Пиноев Алдар Чингисович

2015

Общешкольный конкурс чтецов ко Дню Победы

4 место

Спасов Тамир Баирович

2014

2014

2014

2014

2014

Школа ораторского искусства

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Сертификат участника

Лауреат

2 место

Гран-при

2 место

Хусаев Эрдэни Баирович

2015

Общешкольное соревнование по легкой атлетике

3 место

Цыденов Даши Батоевич

2015

Общешкольный конкурс «Первый успех»

2 место

Цыренов Золто Эрдынеевич

2015

Республиканский конкурс агитбригад по апробации комплекса «Байкальский сундучок»

1 место

Цыремпилов Антон Жапович

2015

Поисковая работа по истории музея

участие

Цыренжапова Татьяна Гармажаповна

2015

Республиканский конкурс агитбригад по апробации комплекса «Байкальский сундучок»

1 место

Чойжамсуев Батор Баирович

2014

2014

2014

2014

2014

Школа ораторского искусства

Международный фестиваль монголоязычных  культур

«Роза Ветров» международный конкурс-фестиваль
Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Общешкольный конкурс «В мире танцев»

Сертификат участника

Лауреат

2 место

Гран-при

2 место

Диаграмма 5

Занятость учащихся во внеучебное время на 2015 – 2016 учебный год

 

Диаграмма 6

Занятость учащихся во внеурочное время на 2015 – 2016 учебный год

Диаграмма 7

Посещаемость дополнительных занятий по на 2015–2016 учебный год

                                                                                             Диаграмма 8  

Листок здоровья

          Результатом периодической диспансеризации, проведения мероприятий, направленных на оздоровление детей, на формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, встречи с медицинскими работниками, выходы на природу, спортивные мероприятия, тематические классные часы дали положительную динамику показателя состояния здоровья учащихся.

   Воспитание - это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

     Смысл воспитательной работы в том, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, в результате стать самим собой, самоосуществиться.  В этом подлинное счастье человека, его предназначение. И я искренне желаю счастья своим воспитанникам!

Программа воспитания и социализации обучающихся класса на 2015-2016 учебный год

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Республиканский Бурятский национальный лицей-интернат №1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                                                                

   Шойнжонов Б.Б.

     

«03» сентября 2015 г.

Образовательная программа

 «Я – гражданин России»

Выполнил: Бадмацыренова Ц.Б.

Улан-Удэ, 2015

Образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию

«Я - гражданин России»

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Я считаю, что подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

 Компетентностный подход в гражданско-патриотическом воспитании способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

С позиций здоровьесбережения учитываю формирование здорового образа жизни личности воспитанника как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Связь поколений»

Цель: Осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи: 

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление «Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи: 

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Способствовать формированию культуры проявления гражданской позиции.
  3. Способствовать формированию у учащихся системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи: 

  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Бурятии».
  3. Способствовать формированию экологического поведения.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи: 

  1. Способствовать воспитанию культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Способствовать повышению педагогической и психологической компетенций родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для старшего школьного возраста.
  2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
  4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
  5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Тематическое планирование программы «Я – гражданин России»

Направление

Тема занятия

Количество часов

Связь поколений

Встреча с пожилыми людьми школы на День пожилого человека

1

«Хронограф Бурятии» - музей истории Бурятии

1

Встреча с выпускниками школы

1

Равнение на старшее поколение

1

Встреча с интересными людьми

1

Растим патриота и гражданина России

Правовая азбука для подростков

1

Символы Отчизны

1

История России (вооруженных сил, военачальников)

Конституция РФ

2

Вклад моей семьи в Победу

1

Я живу в Бурятии (проекты)

2

Моя республика – Бурятия (к 350-летию)

1

Мой край родной

Эссе «Это мой город»

1

История родной школы

1

Встречи с известными людьми Бурятии (Манжуев Г.Н., Ангархаев А.Л., )

3

Сагаалган

1

Литературное краеведение «Это мои земляки»

1

Прославляя родную землю (идеи, проекты)

1

Проект «Мой мир»

1

Пою мою республику, Отечество мое (худ. твор-во)

1

Я и семья

Моя родословная

1

Мои любимые родители

1

Праздник, посвященный ко Дню матери

1

Я и моя семья вместе в будущее

1

История моей семьи в истории Бурятии

1

«Я – будущее семьи»

1

Общее количество часов

32

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

  1. Сформированность гражданских навыков:
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к педагогу, объединению, совместным делам);  
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты:

В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей,
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости и чувства уважения к старшему поколению,
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

По моему мнению программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.

Используемая литература:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
  2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- № 9.
  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2002. – № 7.
  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
  5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006.- № 9.
  6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. - М.: 5 за знания,2006.
  7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
  8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  9. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

программа "Гражданин"

ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...