«Интервью – способ формирования личностного отношения школьников к истории»
статья по истории (9 класс) на тему
В данной статье представлен один из способов формирования личностного отношения школьников к истории, используемый в моей педагогической деятельности. Применение этого способа раскрыто на примере изучения истории России XX-XXI века в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Борейко С.А., учитель истории и обществознания
«Интервью – способ формирования личностного отношения школьников к истории»
Знание прошлого помогает лучше понимать настоящее. Школьный предмет история имеет социальную значимость, это не просто школьный предмет, это инструмент развития у подрастающего поколения гражданской активности, строительство которой невозможно без личностного отношения к событиям и деятелям прошлого и настоящего. Для того чтобы сформировать чувство сопричастности к историческим событиям и историческим личностям работа учителя должна носить систематический характер. В своей работе использую ряд приемов, которые, на мой взгляд, позволяют развить у школьников способность выражать не только свое собственное мнение (а не мнение автора учебника или учителя), но и сформировать личностное отношение к истории общества и человеку в обществе. Один из таких способов – интервью. Например, на первом уроке в начале изучения курса истории России XX-XXIвв. в 9 классе ребятам было предложено провести опрос и выяснить, какое событие респонденты считают самым значимым и важным. Это мог быть опрос родственников, друзей или совершенно незнакомых людей. Для опроса предлагалось использовать особую опросную карточку.
Опросная карточка «Важнейшие события XXв»
Возраст респондента | 15-30 лет | 31-50 лет | Старше 50 лет |
Вопрос: « Какое событие истории России XX века, по Вашему мнению, было самым важным для дальнейшего хода истории? Почему? | |||
Событие: | |||
Аргументы в пользу своего мнения: | |||
Статус респондента | Свидетель/участник | Современник | Потомок участника |
Возрастные группы позволили учащимся узнать и сопоставить мнения трех разных поколений: молодежи (чаще всего это друзья, одноклассники, братья, сестра), людей среднего возраста (например, родителей), старшего поколения (бабушек и дедушек). На мой взгляд, важно, что в качестве респондентов выступали именно близкие люди, это позволяет ученикам прочувствовать, пережить события более глубоко, «оживить» их. Безусловно, в процессе общения с участниками, очевидцами или свидетелями исторического события выявляется личное мнение респондента по интересующему вопросу, что также в свою очередь влияет на формирование позиции самого интервьюера.
На следующем этапе данные опроса обобщались, анализировались, проверялись гипотезы, предварительно выдвинутые школьниками.
Выполнение такого задания было значимо для создания у учеников «образа» курса истории России XX-XXIвв., поскольку позволило увидеть круг событий, которые они будут изучать.
Данный вид работы позволяет развивать толерантное отношение к людям (прежде всего – к своим родителям, представителям старшего поколения, людям разных профессий), формировать личный социальный опыт ученика как участника коммуникации при общении с очевидцами и участниками, его самоидентификации. Бесспорно, расширятся знания об истории посредством знакомства с «личной» историей, исторической повседневностью, ценностями, стереотипами, надеждами, страхами. Главное, чтобы ученики осознали, что устные исторические свидетельства современников и участников событий есть «живая история», историческая память народа, позволяющая сохранить свою историческую идентичность. Выполняя такое задание, у школьников развиваются коммуникативные умения, умения слышать другого, сопереживать собеседнику в процессе общения, выстраивать коммуникацию с людьми другого поколения с иным жизненным опытом и ценностными представлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможно ли личностное отношение ученика к истории?
Очевидно, что преподавание истории в школе должно быть ориентировано на личность ученика, которого следует учить применять на себе опыт. накопленный человечеством. Возможно ли учить тому, какие ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-96523-1368444920.jpg)
Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения
Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793157-1464007922.jpg)
Способы формирования личностных УУД учащихся.
Статья описывает метод создания ситуации морального выбора на уроках для формирования ценностных компетенций учащихся. Также в статье приведены приемы, позволяющие реализовывать описанный метод на раз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-807745-1471958588.jpg)
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ ДРУГОГО НАРОДА
В данной статье рассказано о проведенном городском конкурсе на базе нашей школы в рамках проекта "Тольятти - город мира"....
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1172329-1570533218.jpg)
Способы формирования личностного результата обучающихся на уроке
Личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?...