Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

ЕсинаОльгаВладимировна

архив содержит план-конспект урока по требованиям ФГОС по истории для 5 класса по теме" Греческие колонии на берегах Средиземного и  Черного морей.", а также презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grecheskaya_kolonizatsiya.rar1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе.

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и  Черного морей.

Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навык чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Тип урока: открытие новых знаний.

  1. Организационный момент, приветствие, проверка готовности к уроку
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Соотнесите территорию и государство:

1. Восточная часть

Средиземноморского побережья                                    а) Древнее Двуречье,Вавилония

2.Долина реки Иордан                                                б) Древнееврейское царство, Палестина

3. Балканский полуостров                                                     в) Древняя Индия

4. Северо-восточная Африка, долина реки Нил                     г) Древняя Греция

5. Восточная Азия, долина рек Янцзы и Хуанхе                   д)  Древний Египет

6.  Полуостров Индостан, долина рек Инд и Ганг                   е) Финикия              

  1. Найди соответствия:

1.Ра                                                         А) Древняя Греция

2.Исида                                                   Б)Древний Египет

3.Арес                                                     В) Древняя Индия

4.Яхве                                                     Г) Древнееврейское царство, Палестина          

5.Дионис

6.Брахма

7.Будда

8.Афродита

9.Аид

10. Зевс                

3. Найди соответсвия:

1. Ашшурбанапал                                   А) Древнее Двуречье

2. Хамураппи                                          Б) Древний Китай

3. Цинь Шихуанди                                 В) Ассирия

4. Ашока                                                  Г) Древняя Греция, Аттика

5. Соломон                                              Д) Древняя Индия

6. Солон                                                  Е) Древнееврейское царство, Палестина

7. Дарий Первый                                    Ж) Персидская держава            

III. Организациооно-целевой этап

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел в виду, мы узнаем на нашем уроке.

-Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.»

В те времена, когда в Греции возникали города-государства (как назывались?), тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

-Как вы думаете, почему?

-Вспомните, что такое колония?

Определяем тему урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного  и Черного морей.

Составим план:

  1. Почему греки покидали родину
  2. В каких местах греки основывали колонии
  3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

IV. Работа по новой теме:

Задание№ 1.   Чтобы понять кто и почему покидали родную Грецию, обратимся к п. 1. и Дереву предсказаний:

                                         

«Предполагай и аргументируй» - слева – Кто покидал Грецию, справа Почему покидали Грецию.    

2. В каких местах греки основывали колонии

Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым , то грозным. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапного налетевшего шторма отстояться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9-10 км\ч. Но еще страшней была встреча с пиратами.

V. Физкультминутка

Задание №2 Работа с картой: Определите направление греческой колонизации и заполните таблицу:

                     

Отправляясь в путь, переселенцы обращались к богу Апполону за советом, куда ехать, садились на суда с женами  и с детьми и плыли к чужим берегам.  Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь – символ мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Тогда удавалось захватывать силой не только товар, но и самого владельца.

VI.  Закрепление изученного:

Задание №3. Ответьте на вопросы, соотнесите понятия и картинки.

-Как складывалсь отношения греков-колонистов с местным населением?

- Что привозили из колоний греческие купцы?

- На что меняли  свои товары греческие купцы?        (вспомните, чем была бедна земля Греции).

VII. Рефлексия:

Что я нового узнал на уроке

Что мне больше всего понравилось

Что вызвало затруднения

VIII. Домашнее задание:

параграф, вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Разработка урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" 5 класс ФГОС

Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать умения анализировать ситуацию ,выявлять причины и последствия переселения греков.С...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Урок истории в 5 классе - Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Проект учебного занятия в 5 классе по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»...

20_01_5класс_Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

20_01_5класс_Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей...