Урок истории в 10 классе на тему "Бунташный век"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Кунахова Наталья Викторовна

Методическамя разработка урока истории в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass._urok_istorii._buntashnyy_vek.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                План-конспект урока  по истории России  в 10 классе.

Учитель истории высшей  квалификационной категории

Кунахова Н..В.

Тема урока:  «Бунташный»  век.

Тип: комбинированный с использованием  мультимедийной презентации.

Вид урока: урок - исследование.

Цели урока:

  1. На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному».
  2. Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают
  3. Понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного  бунта  1648 года и Медного бунта 1662 года
  2. Дать оценку похода Василия Уса  как предвестника крестьянской войны С.Разина.
  3. Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина  1670-1671 гг., социальном составе участников.
  4. Определить причины поражения восстания, его последствия, значение.

Развивающие:

  1. Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой;
  2. Развивать умения анализировать, давать обобщающие  и сравнительные характеристики, определять причинно-следственные связи, делать оценочные выводы.
  3.  Развивать умения определять и  объяснять термины.

  Воспитательные

  1. Воспитание понимания  опасности и трагичности для народа стихийных массовых выступлений.;
  2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
  3. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма  русского народа.

Понятия: «Бунташный век», «Медный бунт», «Соляной бунт», «прелестные письма».

Оборудование: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVII в.», мультимедийный проектор, Презентация Power Point  «Бунташный век», дидактические материалы (карточки с вопросами, тесты, извлечения из исторического документа – «прелестных писем» С.Разина).

                                                                                                КОНСПЕКТ УРОКА.

№ п\п

Этап урока

Содержание этапа урока

Время

1.

Начало урока. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся  посредством беседы

 1 мин.

2.

Ориентационно-мотивационный этап.

1. Вступительное слово учителя:  XVII век  выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII-ый,  веком бунташным.  Летопись повествует о различных восстаниях  как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения XVII века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно  к попыткам поиска правды.  ( Слайды презентации № 1; 2).

2. Постановка проблемной ситуации.

Главные события, давшие XVII веку такое название, произошло при «тишайшем» правителе Алексее Михайловиче – втором правителе из династии Романовых. Царь – «тишайший», а век – «бунташный». Есть ли здесь противоречия?  А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь «тишайшим»?

(Ответы – предположения учащихся).

Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.

Вывод на слайд образовательных целей урока. (Слайд 3).

3 мин.

3.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял  собой XVII век.

Задания на знание терминов  даётся письменно и выборочно на карточках для слабоуспевающих учащихся. Работы на уроке не озвучиваются.

Вариант 1: ярмарка, «заповедные годы», ясак, крепостное право.

Вариант 2: «урочные лета», тягло, казачество, мануфактура.

Классу даётся задание:

1) Дать характеристику политическому строю России в 17 веке. (Слайды № 2; 4; 5; 6)

Учащийся: Россия в XVII веке была сословно-представительной монархией. (Даёт характеристику органов сословно-представительной власти).

2) Социальное устройство России 17 века. (Слайд № 7 )

Учащийся:  социальная структура общества была сословной (Даёт определение понятию «сословие», называет основные сословия, в том числе податные и неподатные)

3) Что нового появляется в экономике? (Слайд № 8-11)

Учащийся: ответ по карте. Называет важнейшие отрасли. Даёт оценку развития торговли. Называет крупнейшие ярмарки.

4) Что такое мануфактура? (Слайд № 12)

Учащийся: называет признаки мануфактуры.

Вывод совместно с учащимися:

В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.

Вопрос учителя:

1) По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?

2) В чём недостатки этого пути?

Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. (Слайд № 13).

   10 мин.

4.

Изучение нового материала

Учитель: Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.

Какое определение этому понятию можно дать?

«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.  ( запись в тетради).

 

Учитель: Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы:

Вопросы

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание С. Разина

Дата

 

 

 

Причины

 

 

 

Повод

 

 

 

Состав

 

 

 

События

 

 

 

Результаты

 

 

 

Территория

 

 

   25   мин.

(Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания: выступление представителей групп, обобщение, итог- на экране.)

Учитель: В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт.                  (Слайд № 14)

I.  Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании .Обобщённые данные  присутствуют на слайдах. Учащиеся фиксируют в тетради:

                                                               

                                                           Причины:

1. Притеснения и взяточничество приказных людей

2. Наличие  белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов     ремесленники – конкуренты посадских людей                                                                

 3. Безземелье и малоземелье крестьян                                                                                                                                                                                                                                            4. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, падение жизненного уровня основной массы населения                                                                                                                                                                               5. Устаревшее законодательство

Повод:

Введение налога на соль

Место действия:

Москва

Состав восставших:

Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне

События:

Погром дворов бояр и дворян, физическая  расправа над вельможами

Результаты:

Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения (нового свода законов).

Вопрос учителя:

Какие выводы сделала власть?

(Ответы учащихся.  Подчёркивается факт принятия Соборного Уложения  1649 г.).Слайд 15

Учитель: Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. (Слайд № 16-17)

II. Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании .Обобщённые данные  присутствуют на слайдах . Учащиеся фиксируют в тетради:

Причины:

1. Изнурительная война с Речью Посполитой

2. Экономическое положение страны

3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения

Повод:

Введение медных денег вместо серебряных.    Рост цен

                                                                        Состав восставших:                                                                                                    Чернь, солдаты, горожане, крестьяне

События:

Выпуск прокламаций,  выдвижение требований.      Погром дворов

Результаты:

Подавление восстания войскам.  Отмена медных денег

Место действия: Москва, Коломенское

 

III. Работа с текстом документа.

 Г.Котошихин о восстании в Москве 1662 г. (Медный бунт). Учебник стр. 301.

Вопрос к документу:

Что нового вы узнали о причинах и ходе бунта?

Учитель: Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:

1. Кто являлся участниками восстаний?

2. Каковы были их цели?

3. Каковы итоги восстаний?

(Ответы учащихся.)

 Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.

Положение народа не улучшилось, и они искали вольницу – где? (На юге.)  

Учитель: Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон?

 (Ответы учащихся.  «С Дона выдачи нет»)

Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось. С чем это связано?

Рассказ учащегося о восстании казаков во главе с В.Усом.( карта).

Но кульминационным событием XVII века было восстание под предводительством С.Разина.(Слайд 18)

IV. Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании .Обобщённые данные  присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради.

Экономические причины:

1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков                                                                           2. Рост государственных  налогов                                                                                                                                      3. Ухудшение положения  посадских людей                                                                                                                4. Ухудшение положения приборных и служилых  людей                                                                                              5. Неурожаи, эпидемии,  голод

Политические причины:

1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г.                                                                                         2. Войны с Польшей и Швецией  сопровождались разорением населения                                                                                                3.Политика правительства на  Дону – экономические санкции, вызвавшие голод                                                                                                                       4. Политика правительства,  направленная на ограничение  казачьей вольницы

Территория:

 Все Поволжье,  слободская Украина (карта).

Сообщение учащегося о Степане Разине.

V. Группа учащихся  выступает с сообщением  о восстании . Обобщённые данные  присутствуют на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради.

Социальный состав:

Крепостные крестьяне, казаки, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди

События по карте:

1). 1667- 1669гг.- «Поход за зипунами»                                                                                                                         2)  1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов                                                                                                              3)  Лето 1670 – Осада Симбирска; апогей движения                                                                                                        4)  Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским  ополчением                                                                         5)   Лето 1671 – казнь С. Разина                                                                                                                                            6)  До осени 1671- подавление отдельных выступлений.

Вопросы учителя к учащимся:

1. Сравните поход С. Разина «за зипунами» и поход 1670–1671 гг. В чем сходство и в чем различия?

2.  Что такое «прелестные письма»?

VI. Работа с историческим документом. Из «прелестных грамот» С. Т. Разина 
(Извлечение) (Приложение 1)

Вопросы к документу:

1. К кому обращается автор этих грамот?

2. Что обещает Разин взамен службы в его войске?

3. Почему разинцы использовали имена царевича Алексея и Никона, утверждая, что они в их рядах?

4. В чём, на ваш взгляд, состояло главное заблуждение восставших?

5. Почему восставшие потерпели поражение? Могли ли они победить?

(Ответы учащихся)

VII. Учащиеся совместно с учителем формулируют и записывают в тетради.     ( Слайд 19 )                                      Причины поражения:

 1. Вера в «хорошего царя».                                                                                                                                      2.Превосходство сил Дворянского ополчения                                                                                              3.Стихийность , отсутствие чётких целей и единого руководства восстанием.                                                                                                                                                     4.Локальность восстания.

Значение:  (Слайд 20)

  1. Одно из самых больших восстаний в истории России.
  2. Показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения.
  3. Знаменовало ответ  на новый этап закрепощения крестьянства, стремление государства лишить привилегий слободских и «черных» людей, купцов и другие сословия.

5.

Закрепление изученного материала.

Обсуждение вопроса: (Слайд 22)

Как Вы думаете, почему некоторые историки называют восстание С. Разина «крестьянской войной»? Справедливо ли это для характеристики всего движения в целом или только для отдельных его этапов?

5

мин.

6.

 Задание  на дом.

Выставление оценок.

Параграф № 35 учебник А.Н.Сахарова,  уметь давать сравнительную характеристику народных выступлений XII века на основе данных таблицы.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....