Переход к НЭПу
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

ЕсинаОльгаВладимировна

материал содержит план урока истории по теме "Переход к НЭПу", а также  презентацию к нему. 9-10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perehod_k_niepu.rar2.39 МБ

Предварительный просмотр:

План урока истории России в 9 классе

Тема: Переход к НЭПу.

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа.

Продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический

Эпиграф урока: «НЭП-это всерьез и надолго, но не навсегда»

В.И. Ленин

I. Орг. момент.

Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты. Соотнесите термины и даты:

1.1904-1905гг                                 А) Гражданская война в России

2. 27 февраля 1917                         Б) Великая Октябрьская революция

3. 25 октября 1917                          Б) Февральская революция

4. 1914-1918гг                                 Г) первая русская революция

5. 1918-1920гг                                 Д) Русско-японская война

6. 1905-1907гг                                 Е) Первая мировая война

1. Интервенция                              

2. гражданская война

3. мировая война

4. сепаратный мир,

А) мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и(или) согласия союзников. Сепаратный мир обычно заключается до всеобщего прекращения войны.

Б) широкомасштабные вооружённые конфликтыв истории человечества.

Г) военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Д) рупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства.

Ход урока:

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».

За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.

К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн.человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.

Доска

4 года 1 мировой войны по общему уровню отброшена на десятилетия назад,

Революция по добыче угля – к концу 19 века

Гражданская война чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г

Интервенция сахар- в 45 раз меньше довоенного периода,

Транспорт- прекратилось движение на 30 дорож. линий

с\х продукция – уменьшилась в 2 раза

Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис. Это время называют «малой гражданской войной»

1.Учитель: Что такое «Малая гражданская война»?

1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год. Давайте вспомним, что такое продразверстка.

Справка: Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок продовольствия, в первую очередь, зерна. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Впервые продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года, в то же время сохранялась и ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке.

В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта (7 апреля1917 года Временное правительство ввело «хлебную монополию», предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба государству за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

«Хлебная монополия» была подтверждена Декретом Совета народных комиссаров от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». (слайд).

Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .

Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий)

Учитель. События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров.

Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.

В стране кризис.

Предположите пути выхода из него. (Составляется схема)

1.Продолжение политики «военного коммунизма» , т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.

Последствия - еще большая вооруженная борьба со стороны населения.

2.Полное удовлетворение требований мятежников

Последствия- оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии

3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.

Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).

Полное удовлетворение требований мятежников

Тема нашего урока : Переход к НЭПу.

Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня , чтобы понять сложившуюся ситуацию в России в 20 годы. (Составление плана урока)

План изучения материала

1.Причины перехода к НЭПу

2.экономические итоги НЭПа

3. Советское общество в годы  НЭПа

4.Экономическое противоречия  НЭПа

III. Работа по новой теме:

I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)

Мы уже изучили тему Гражданская война и военный коммунизм. То состояние, в котором оказалась страна к концу Гражданской войны, это страшные, трагические события. В результате, которых сложился общенациональный кризис в стране. И нам известно итоги «военного коммунизма»: не работали предприятия, безработица, голод, недовольство политикой большевиков.

Причины перехода к НЭПу:

  • Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Цели НЭПА:

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

2-3.Экономические итоги НЭПа

Задание №1. Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».

  1. меры в области сельского хозяйства;
  2. меры в области промышленного производства;
  3. меры в области товарно - денежных отношений;
  4. меры в области трудовых отношений;
  5. Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)
  6. Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм» и НЭП


"Военный коммунизм"

НЭП

Меры в области с/х.

  1. меры в области промышленного производства;

  1. меры в области товарно - денежных отношений;

  1. меры в области трудовых отношений;

1.Меры в области с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков

Характерные черты НЭПа

НЭП VS

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно – административная система.

IV. Физкультминутка: я называю понятия, термины, даты, исторические личности. Если вы услышали понятие, относящиеся к нашей теме, сядьте и встаньте, если понятие не относится к нашей теме - поворачивайте корпусом с лева на право.

Октябрьская революция, Александр II,  Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, Декрет о Мире, Двоевластие, погосты, Временное правительство, Дмитрий Донской, Ленин, Гражданская война, Русско-турецкая война. Закончили.

Задание №2.

Итоги Нэпа ( по тексту учебника). Заполните таблицу:

итоги НЭПа:

с\х посевные площади

с\х валовый сбор зерна

Промышленность

Советское общество

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

Перечислите отрицательные итоги НЭПа.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2) рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.

После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.

Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.

В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест.

1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?

1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г

2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

Рефлексия.

Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразу: «Оказывается, …»

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание :пар.18,заполнить таблицу

Домашнее задание:

Положительные результаты НЭПа

Отрицательные результаты НЭПа

Результаты НЭПа

Положительные результаты

Отрицательные результаты

1.Большевики удержались у власти.

1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства.

2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве, к 1928 году в промышленности).

2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.

3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

3.К 1928 году безработица – более 2 млн чел.

4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).

4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.

5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.

5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.

6. Золотой червонец – твёрдая валюта.

6. Инфляция второй половины 20-х годов

7.Концессии   7. Большой чиновничий аппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины перехода советского государства от военного коммунизма к НЭПу

В данном уроке разбираются оснвы военного коммунизма, его положительные и отрицательные стороны и выделяются причины по которым большевиское руководство, во главе с Лениным отказалось от военного комм...

Политика НЭПа

конспект урока...

Урок истории в 9 классе на тему "Советская страна в годы НЭПа" - 2013 г.

План-конспект урока и презентация к нему Презентация также демонстрирует видеофильм "Милосердие - XXI век", а также сопровождается музыкой из кинофильма "Неуловимые мстители".Данная разработка урока п...

Политика «военного коммунизма» и переход к НЭПу.

Конспект урока по истории России. 11 класс....

урок истории "Переход к НЭПу"

УРОК ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ «ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»Цель урока: Познакомить учащихся с сущностью и основными мероприятиями новой экономической политики (нэп) в советс...

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к нэпу

Экономические трудности, вызванные войной, а также общее недовольство населения царским правительством вызвали массовое забастовочное движение. Вспыхнувшая в результате этого движения революция в 1918...

Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу"

Презентация "Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу".  Урок истории. 10 класс. Может быть использована при работе с любым УМК. Соответствует этапам урока....