Конкурс "Знатоки истории" Средние века.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Данную разработку можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_istorii_6-7_kl.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Знатоки истории: Средневековая история»

Пояснительная записка.

Включая в план урока истории в 5-7 классах игровые моменты и конкурсы, я пришла к мнению, что у ребят есть живой интерес к моему предмету, лежащий за рамками школьных учебников. Читать и даже просматривать  художественно-документальные фильмы, расширяющие представление об изученном, достаточно трудно:  дети ограничены в свободном времени, так как заняты внеурочной деятельностью и подготовкой домашних заданий не менее 3-5 часов и посещают кружки и спортивные секции, ходят на лыжах и катаются на коньках. Однако форм организации досуга в условиях небольшого городка очень немного, особенно таких, которые сочетают познавательную деятельность с развлечением. Дети очень нуждаются в музыке, театральном действе, и самое главное в неформатном внешкольном общении.

Одной из таких неформатных и неформальных форм общения в нашей школе стали интеллектуальные состязания по одной или 2-3 параллелям.  Создавая сценарии таких мероприятий,  мы заимствуем технологии таких игр, как  КВН или «Умники и умницы», «Угадай кино» и так далее. Однако каждый раз получается игра увлекательная и продуктивная. Ребята не раз признавались, что вопросы из интеллектуальных игр помогали им на контрольной или промежуточной аттестации.

Конкурс «Знатоки истории» в нашей школе проводится традиционно в рамках декады истории. Ребята готовятся к участию в конкурсе, получив лишь организационное задание – выбрать  название своей команды, выбрать ее символы и девиз, которые отражают эпоху по теме конкурса.

Так как в программе конкурса будет интеллектуальная дуэль, то команда может подготовить вопрос-уловку или сценку, действие которой отражает эпоху и требует комментария команды-соперницы.

Для зрителей тоже есть возможность проявить себя. Это может быть «помощь друга», приветствие своей команды,  её поддержка.

Представляю методическую разработку одного из таких мероприятий.

Конкурс «Знатоки истории: Средневековая история». 6-7 классы.          

Цель: повторение, обобщение и расширение  знаний учащихся по истории Средних веков.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для проявления умений и знаний учеников в нестандартных игровых ситуациях.
  2. Развивать умения оперировать историческими знаниями.
  3. Развивать навыки командной (группой) работы.

1 тур. Презентация команды.

Задание:

Мы совершим путешествие в Средние века.

Для этого нам нужно подходящее – средневековое название команды.

1. Сейчас в течение 5минут, посоветовавшись,  вы должны из тех слов и понятий, которые характеризуют эпоху Средних веков, выбрать название, которое наиболее подходит вашей команде.  

2.Придумать и  изготовить также за 5 минут эмблему или талисман команды из средневековых символов или предметов. Это м.б. рисунок, аппликация.  

3. Представить жюри свою команду, объясняя свой выбор названия и символа.

2 тур. Разминка. (Устное).

Команды готовы, и  мы начинаем их испытание. Закончите фразу до щелчка  (др.звук) и получите одно очко для команды. (Жюри внимательно следит, какая команда быстрее реагирует и считает ее верные ответы).

  1. объединение ремесленников в средневековом городе  называлось …
  2. военное состязание рыцарей называлось…
  3. человек, получивший землю за военную службу своему хозяину - …
  4. главная книга христиан - …
  5. мусульманский храм – …
  6. человек, посвятивший свою жизнь молитвам и богу-…
  7. работа крестьянина на земле или в хозяйстве феодала – …
  8. объединение торговцев для защиты своих интересов-…
  9. церковный суд-…
  10. противники христианства, враги церкви-…

3 тур.  А вы любите разгадывать шарады?  (Письменное)

Задание. Шарады.

Капитаны команд получают шарады, команды коллективно их разгадывают. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Первый слог – нота;

Второй слог – установленный, например,  в школе,  образец одежды;

Целое – изменение в обществе, преобразование.

(Ре-форма – реформа).

Первый слог – часть ресторана или кафе, где  обслуживают за стойкой;

Второй слог – русское национальное блюдо;

Третий слог – предлог;

Целое – одна из феодальных повинностей.

(Бар-щи-на – барщина).

Первый слог – морское животное;

Второй слог – междометие;

Целое – родина фарфора.

(Кит-ай – Китай).

Первый слог –телега; нагруженная чем-либо. А поэтому тяжело поднимающаяся в гору.

Второй слог – торжество, семейный праздник;

Целое –  часть Средневековья, когда в искусство возвращаются античные традиции.

(Воз-рождение).

Первый слог – кусок земли;

Второй слог – мычание коровы;

Третий слог – предлог;

Целое – свободный средневековый город.

(Ком-му-на – Коммуна).

Первый слог – звук смеха;

Второй слог – верхняя часть женского платья;

Целое – правитель Востока в Средние века.

(Ха-лиф – халиф).

Первый слог – первая буква алфавита;

Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности

Целое – коренной житель Аравии.

(А-раб – араб).

4  тур. Индивидуальные задания.

1.   Истворденок. От каждой команды сейчас  нужен 1 представитель к компьютеру. (На компьютере установлена презентация с кроссвордом по истории Средних веков).

 Задание.

Все любят покупать журналы «Кроссворденок» «Сканворденок».

А у нас есть похожее задание по истории средних веков.

Нужно увидеть и открыть, как можно больше слов, относящих к эпохе средних веков.

Побеждает тот, кто откроет больше слов и затратит на это меньше времени.

http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/istoriya/srednie-veka.html

(Авторства нет)

2.   А еще два человека от команды получают задание исправить исторические ошибки.

Текст 1.  Содержит 6 ошибок. Найдите и исправьте.

Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную.

Эта страна в средние века  называлась  Греческой империей, а себя ее жители называли греками.

Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлия, Сирия, Палестина.

Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Суассоном, Сантиохией.

Столицей Византийской империи был Рим.

Текст 2. Содержит 7 ошибок.

В мае 1358 г. на северо-востоке Франции вспыхнуло крестьянское восстание, известное в истории под названием “Восстание красных повязок”. Восстание было стихийным. Предводителями восстания были крестьяне и городские ремесленники – Хуан Чао, Ян Гус и Уот Тайлер.

Восстанием была охвачена обширная область с десятками городов Испании. Феодалы пустились в бегство. Перед решительной битвой Гильом Каль расположил свои отряды на холме и окружил лагерь повозками.

 Феодалы заключили с крестьянами  перемирие. Каль был взят в плен. Восстание потерпело поражение.

3. А пока ребята работают за компьютерами и исправляют исторические ошибки, оставшиеся знатоки  вспомнят крылатое выражение, которое возникло в описанной ситуации:

Задание для 1 команды. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”

(“Что с возу упало, то пропало”).

(Что и почему)

Задание для 2 команды. Горожане высоко ценили время: Недаром на башнях ратуш появились часы,

 Тогда говорили: “___________”

(“Время – деньги”) (что и почему).

(Жюри подводит предварительные итоги 1-3 туров).

4 тур. Чёрный ящик.

  Черный ящик в студию! 

Задание: Что лежит в чёрном ящике?

1.Это продукт питания. В средние века его могли  использовать только очень состоятельные люди, потому что его привозили из Азии.  Он по цене равнялся золоту, да и сейчас  дороже очень многих заморских продуктов.

Мы привыкли, что он бывает двух цветов. Идя в магазин, уточняем, какой купить именно  - тот или другой.

Не каждая хозяйка рискнёт использовать  его полностью.

 (Ответ: перец).

2. Это один из обязательных элементов рыцарского турнира.

Он служил сигналом к началу рыцарского турнира.

Рыцарь мог лишиться жизни за право обладания этим предметом.

Он был лёгким, воздушным.

На нём - инициалы дамы. (Платочек)

3. В Средние века в Китае это  использовали в качестве лекарства.

Это не лакомство, но поддерживает силы больного.

Растёт оно кустами. Собирают листья этого растения.

Сейчас его используют как напиток.

В Японии существует церемония распития этого напитка. (Чай).

4. В средние века это являлось орудием труда, которое легко могло прокормить большую семью. Им легко управляли  и мужчины,  и женщины.

 Мужчины не гнушались профессии, в которой  этот предмет был

очень важным.

Он есть теперь в каждом доме, и даже первоклассник знает,  что это и для  чего, но иногда, взяв в руки,  кричит «ой!». (Иголка).

5 тур. Видеофрагменты.

Ребята смотрят фрагменты фильмов и называют историческое событие или имена исторических персонажей, о которых идет речь.

(Сцена рыцарского турнира из кинофильма «Айвенго», сцена боя из кинофильма «Крестоносец», отрывок из кинофильма «Жанна» (Франция)).

(Жюри подводит итоги. Награждение команд и активных игроков, исполнение средневековой музыки (стилизация) в честь победителей).

Литература и интернет-ресурсы:

Викторина по истории Средних веков: Итоговый урок в 6-м классе.- http://8tl.ru/cat2/188-viktorina-po-istorii-srednikh-vekov--itogovyy-urok-v-6-m-klasse 

Викторина по Средним векам.-  https://refdb.ru/look/2078070.html