Методические рекомендации по работе с исторической картой
статья по истории на тему

Фархутдинов Фирдаус Кашбетдинович

Полезные рекомендации для организации работы с исторической картой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателя курсов

Методические рекомендации по работе с картой на уроках истории

Автор проекта:

                                                                               Фархутдинов Фирдаус                              Кашбетдинович, учитель истории и обществознания МБОУ Русско-Шуганской ООШ Муслюмовского муниципального района РТ

Научный руководитель_________

_______________________________

Куратор: Багаутдинова И.П.

Проект допущен к защите:

«__»____________ 2016 г.

 г. Казань, 2016 год

  1. Введение…………………………………………………… стр.3-5
  2. Актуальность проекта…………………………………….. стр.6-8
  3. Объект, предмет, цель и задачи проекта………………….стр.8
  4. Жизненный цикл, этапы, сроки реализации проекта…….стр. 17

5. Программа проектных мероприятий………………………стр. 9-17

а) последовательность закрепления умений компетентностей) работы с исторической картой,

б) общие правила работы с картой

в) критерии оценивания работы учащихся с картой и контурной картой,

г) некоторые рекомендации по подготовке к ЕГЭ в части выполнения заданий по карте –схеме.

6. Ожидаемые результаты…………………………………………. стр.17

7. Риски реализации………………………………………………….стр.18

8. Критерии и показатели эффективности………………………….стр.17 

9. Заключение…………………………………………………………стр.18-19

10. Список использованной литературы……………………………..стр.20

11. Приложение………………………………………………………….стр.21

 

 

 

 

Введение

        Настоящая работа посвящена изучению методики работы с историческими картами на уроках истории.

       История – предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве. Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отраженных на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

        Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно – знаковые изображения исторических событий или периодов. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III – I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века.

       Историческая карта – это условно – графическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.

       Сами исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные).[8]

          Обобщающие (или, основные) карты, например «Русское государство в XV в.», отражают все важнейшие исторические события, и явления данного времени в определенных природных условиях. Тематические карты охватывают более узкий круг событий. Например, карта «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.» показывает на определенной местности только те события, которые раскрывают причины, ход и результаты войны.

         По мнению В.В. Шогана, исторические карты относятся к аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию образа – представления между субъектами истории в историческом явлении.

      В преподавании истории используются следующие виды карт: 

1) Настенная историческая карта. Это школьная карта в самом прямом смысле термина, так как используется только в школах или других учебных заведениях. Из-за своего размера она применяется в первую очередь в демонстрационных целях. Настенные карты обычно изображают относительно большое пространство, содержат сведения о довольно длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического процесса. С дидактической точки зрения основное назначение настенной карты – способствовать проведению обзорных занятий (или обзорных элементов урока). Настенные карты могут содержать и дополнительные карты (карты-врезки), посвященные отдельным темам или каким-либо подробностям.

2) Карта в историческом атласе.

3) Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе, является дополнением к тексту и другим элементам учебника.

4) Карта-диапозитив. Такие карты существуют и в составе серий диапозитивов (диафильмов), и отдельно. Проекция диапозитива на экране может заменить настенную карту.

5) Самодельная карта, или карта-схема. Учителя занимаются изготовлением самодельных пособий не только от плохой жизни. Хорошо исполненные карты и схемы, будь то рисунок на доске или прозрачной пленке, ксерокопия или изображение на картоне, на плотной бумаге, восполняют упомянутые пробелы в существенном наборе картографических пособий лучше, чем любые карты массового изготовления, соответствуют способностям и знаниям отдельных учеников. Кроме вышеперечисленных видов школьных карт, можно выделить следующие новые формы исторических карт:

6) цифровые карты, проекция на экране может заменить «старомодную» стенную карту,

7) интерактивные карты, которые позволяют изменять их самим пользующимся, выполнять на их основе массу развивающих, контролирующих  заданий,

8) анимированные карты, в которых события можно наблюдать в динамике. 

Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт – залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.

В отечественной методике преподавания истории отмечено, что карты выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как: 

  • форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;
  • источник исторической информации;
  • наглядная основа для осмысления связей между историческими явлениями;
  • инструмент обобщения и систематизации исторического материала;
  • средство проверки знаний и умений учащихся.

Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая часть изучения предмета.

Актуальность темы исследования заключается в том, что для того, чтобы почувствовать сам ход исторического процесса, необходимо овладеть навыками пространственной локализации исторических событий, чему и способствует работа с исторической картой, формирование умения разумно использовать ее при изучении различных тем.

Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся, что прописано в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории: «уметь соотносить, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий» . Если обратиться к результатам освоения согласно ФГОС, то среди предметных результатов освоения основного общего образования по истории есть п.5, который гласит «анализировать, сопоставлять и оценивать содержащую в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего», замечая, что историческая карта является одной из важнейших видов исторического источника. Среди метапредметных результатов освоения по истории согласно ФГОС основного общего образования есть «умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач», чему может способствовать работа с историческими картами, схемами и контурными картами по предмету. Ну и наконец, среди заданий государственной итоговой аттестации в   9 классе в форме ОГЭ и в 11 классе в форме ЕГЭ есть задания на знание исторической карты. В ЕГЭ по истории таких 4: с 13 по 16 задания, которые направлены на работу с исторической картой. За верное выполнение этих заданий можно получить 5 баллов, что составляет 9 % первичных баллов всей работы.

При анализе   типичных ошибок участников ЕГЭ  по истории в Федеральном институте педагогических измерений было отмечено, что задания с исторической картой оказались одними из самых трудных.   Выпускники школы продемонстрировали   очень низкий уровень владения умением   использовать легенду карты, не узнавали предложенный фрагмент, не находили историко-географические объекты на карте и т. д. На затруднения школьников в работе с исторической картой указывают и сами учителя истории. Также плохое знание расположения историко-географических объектов отмечают преподаватели вузов у студентов первых курсов как исторических, так и неисторических направлений подготовки.

        Достаточно долго в мире проводится PISA – международная программа оценки знаний и умений учащихся. Впервые учащиеся российских школ участвовали в ней в 2000 году. Результаты этого участия стали шокирующими: из 32 стран мы заняли 27 место, хуже России оказались только такие страны, как Мексика и Бразилия. PISA – тест включал в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.). Эти неутешительные данные были приведены в статье “Почему наши школьники провалили тест PISA”, опубликованной в журнале “Директор школы” в 2005. №№ 4, 5. На основе анализа ошибок, допущенных при выполнении этого теста, были сделаны многочисленные печальные выводы, в том числе – вывод о том, что традиционно российская школа не учит детей понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию.

      Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанный в 60 - 70-е годы ХХ века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М. В. Студеникиным, Н.В. Малаховым, чуть ранее А.И.Стражевым и др. Глобальные изменения, произошедшие с тех пор в системе общего среднего образования, его личностно – ориентированная и практическая направленность, предопределили необходимость переориентации системы картографических знаний и умений с изучения теоретических основ картографии на обучение «пользователя» исторической информации, т. е. на преимущественное освоение практически значимых умений. Работа с картой это один из элементов развития системно-деятельностного подхода к преподаванию истории, это один из возможностей организации самостоятельного добывания информации обучающимися.

       Но мы полагаем, что все-таки не столько содержание ЕГЭ, а общественный запрос на образованную личность, умеющую ориентироваться в многогранном современном мире, обуславливает необходимость формирования картографических умений у школьников в процессе обучения.

          Исходя из вышеизложенного, учитель истории может задать закономерные вопросы: какие конкретные умения работы с картой надо формировать у школьников на уроках истории и как это делать наиболее продуктивно, в какой последовательности это необходимо осуществлять и как измерить успешность проводимой работы?          

Таким образом, формируются объект, предмет, цели и задачи нашей работы.

Объектом данного исследования является методика обучения истории в школе.

Предметом исследования является методика работы с картографическим материалом на уроках истории. 

Цель работы: изучить особенности формирования и способы развития исторических представлений у учащихся, а также изучить роль и значение исторической карты в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.

В связи с поставленной целью необходимо решение  следующих задач:

1) дать общую характеристику исторических карт;

2) показать роль карты в формировании исторических умений и навыков;

4) совершенствование методики работы с исторической картой.

5) выработать и предложить последовательность работы с картографическим материалом в процессе изучения истории с 5 по 9 класс основной школы,

6) предложить рекомендации по оценке работ учащихся с исторической и контурной картой на уроках и дома;

6) выработать и предложить правила работы с картографическим материалом на уроках,

7) предложить некоторые рекомендации по работе с картографическим материалом для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации по истории.

Программа практической части мероприятий реализации проекта.

     Во-первых, мы предлагаем следующую последовательность закрепления умений компетентностей) работы с исторической картой.

  • В 5 классе в курсе истории древнего мира формирование элементарных знаний по чтению исторической карты: 1) знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты; 2) представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ древних государств, в рамках оговоренного на карте периода). «Чтение» исторической карты с опорой на ее легенду. Знакомство с картосхемой и ее условными обозначениями. Знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты;

Умений: пользоваться картой как источником знаний – на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятий людей; описывать границы государства, направления военных походов; показывать на исторической карте местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.); заполнять контурные карты по предложенным заданиям.

  •  в 6 классе по истории средних веков:

закрепление действий, необходимых для чтения исторической карты; для работы с контурными картами, умения показывать на исторической карте направления наиболее значительных передвижений людей (Великое переселение народов, завоевания, крестовые походы); местоположение государств средневекового мира.

  • по истории России с древности до конца XV в.

Закрепление действий по работе с картосхемами. Выработать умения: пользоваться исторической картой как источником знаний – описание границ, направления завоевательных походов, мест сражений; элементарный анализ карты, извлечение разнообразной информации на основе изучения легенды карты и вопросов учителя; показывать на исторических картах территории расселения восточнославянских племен, границы Древнерусского государства к концу XI в., основные древнерусские города, торговые пути, крупнейшие самостоятельные центры периода политической раздробленности, основные центры «собирания» русских земель, места наиболее значительных сражений в ходе борьбы с завоевателями, военных действий, территориальный рост Российского государства XV – XVI вв.; работать с контурными картами, в том числе и по заданиям краеведческого характера; соотносить карту страны (определенного периода) и родного края.

  • В 7 классе курсе новой истории XVI – XVII вв. Закрепление и развитие знаний и умений, полученных на уроках истории и географии: по работе с картой, о Великих географических открытиях, географическом положении, природе и населении стран мира. Умения: использовать историческую карту как источник знаний; для рассказа об исторических событиях и явлениях
  • В 7 классе по истории России XVI – XVII вв.

Закрепление: умения использовать исторические карты как источник знаний – об изменении территории России, причинах и последствиях отдельных войн, различий между восстанием и крестьянской войной; действий, необходимых при работе с контурными картами; умения: использовать содержание исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях истории Отечества XVI – XVII вв.; показывать на исторических картах рост территории России в XVI -  XVII вв., походы русских землепроходцев и мореходов, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства, ход военных походов, кампаний и войн, районы народных движений, 

  •  в 8 классе по новой истории и истории России XVIII в.

Закрепление полученных знаний и умений по работе с контурными картами. Умения: использовать историческую карту как источник знаний об экономическом и социальном развитии стран мира и России.; показывать на исторических картах страны Европы и США, страны Латинской Америки, Азии и Африки в новое время; территорию Российской империи в ХVIII в., ее изменения, центры промышленности и торговли, места военных действий и походов.

  • в 9 классе история России и новой истории XIX века

формировать умения: проводить поиск необходимой информации на основе одной-двух карт, анализировать и систематизировать их данные и применять при рассказе и характеристике исторических событий, процессов (о социально – экономическом развитии стран, о внешней политике и т.д.); сравнивать данные разных карт, выявляя сходство и различия.

       Вся разбивка изучения, формирования, выработки и  совершенствования умений работы с исторической картой дается согласно распределения программного материала по линейной системе, рекомендуемой Историко-культурным стандартом.

Далее, обозначим наиболее общие правила работы с картой на уроке по М.Т. Студеникину:

 1) «В основной школе учитель восстанавливает знания учеников о масштабе»; 

2) Необходимо дать понять детям, что «если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода»;

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила:

3) «Перед показом необходимо давать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события. При описании границ следует называть не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы». Так как, по Студеникину, «ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам»;

4) «реки надо показывать только по течению от истока до устья; города точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков»;

5) «Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте».

6) при работе с картой важно формировать у учеников определенные знания, умения и навыки в соответствии с их умственными способностями и возрастом. Вследствие этого, требования к уровню подготовки учеников при работе с исторической картой должны возрастать из класса в класс.

        Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель будет оценивать работу по контурной карте и преобразование условной информации карты в текстовую. Критерии позволят, помимо предметных, отработать некоторые общеучебные-метапредметные- умения и навыки. Критерии содержат 5 баллов (традиционная школьная оценочная шкала). Один критерий соответствует одному баллу. Для оценки выполнения учащимися заданий по исторической карте мы предлагаем следующие критерии для оценивания:

  1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
  2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
  3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
  4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
  5. Речевая грамотность.

Соответственно для оценивания работы с контурной картой можно применить следующую методику: 

  1. Умение точно и правильно выполнить задание по карте;
  2. Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
  3. Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
  4. Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
  5. Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

          В итоге, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.

Также обращаем внимание на необходимость соблюдения следующего алгоритма при чтении исторических карт:

  1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
  3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.

Некоторые рекомендации по подготовке к ЕГЭ в части выполнения заданий по карте –схеме.

    Экзаменационные работы   ЕГЭ   включают четыре задания по исторической карте. Определим, какие конкретные картографические умения выпускников школы они проверяют, и на что направить усилия учителю при организации работы учащихся с исторической картой, какие картографические знания и умения развивать у школьников.

      Первое, что необходимо сделать   ученику при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т. е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события.  

        Затруднения в решении проблемы у учащихся связаны с тем, что в учебниках и атласах большинство исторических карт тематические, и   у школьников не формируется целостное представление о пространстве мира. Поэтому они не могут определить, откуда «вырезан» тот или иной фрагмент исторической карты. Основной причиной этого можно считать то обстоятельство, что в последние годы учителя истории чаще всего используют историческую карту в качестве иллюстрации, подтверждения слов учителя или текста учебника. Доминирующими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Любую деятельность (а умения – это деятельность) можно развить у человека только тогда, когда он выполняет само действие. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

          Умения работать с легендой карты, понимать масштаб и условные обозначения   требуют первоочередного внимания учителя. Научить принципам чтения легенды исторической карты можно уже в V кл., а в дальнейшем учащиеся только узнают новые условные обозначения. Наиболее эффективным методическим приемом является модификация или создание собственных условных знаков. Например, по теме «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.» помимо упражнений, уже имеющихся в контурных картах, учащиеся получают дополнительное задание создать свою легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе. Если в атласе территория Египта в XXIII в. до н. э. обозначена зеленым цветом, то они должны выбрать другой цвет, изменить цвет и форму стрелок, обозначающих основные направления походов египетских фараонов, отличным цветом от карты в атласе отметить морские и сухопутные торговые пути и т. д. Взаимопроверка правильности легенды карты у соседа по парте   будет способствовать закреплению умения. Для формирования понимания условных обозначений достаточно повторить такую работу с легендой карты 3–4 раза. Чтобы умения читать легенду карты не забывались, при знакомстве с новой картой учителю следует задавать школьникам следующие вопросы:   Что обозначают красные стрелки? Какая территория отмечена на карте желтым цветом? и т. д.

       Проблема «узнавания карты» учащимися требует длительной работы. Чтобы ученику понять, что за фрагмент карты предложен на экзамене, необходимо определить   место этого фрагмента в пространстве и во времени. Можно использовать методический прием от общего к частному. Прежде чем познакомить учеников с новой тематической картой, предложить им найти и показать территорию, на которой происходят изучаемые события на общей карте.   В некоторых кабинетах истории на боковой стене изображена или постоянно висит настенная физическая карта мира. Это самый удачный вариант. Но можно использовать карту мира в цифровом формате на экране. Затем перейти к тематической карте. Систематическое использование описанного методического приема обязательно приведет к положительным результатам, ученики научаться опираться в определении фрагмента карты на статичные географические объекты.

       Определить ученику, к какому периоду относится предлагаемый на экзамене фрагмент карты, можно только опираясь на знание фактического материала. В качестве подсказок можно использовать условные знаки, наличие или отсутствие каких-либо историко-географических объектов (например, городов). Здесь уже используется комплекс картографических умений.

Процесс формирования у учащихся картографических умений по нахождению историко-географического объекта и его показу   на карте состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения учителем, разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением. На первых двух этапах используются демонстрационные карты. Они могут быть традиционными настенными или цифровыми – статичными и анимированными. Но для   закрепления умения необходимы либо контурные карты, либо карты-тренинги.

     Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами.   Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Для успешного овладения любым действием необходимо его многократное повторение. Для этого и используется работа в контурных картах и картографические тренинги. Бумажные варианты таких картографических пособий для учителей привычнее. Но выполнить в них задание можно только один раз, что для большинства учащихся недостаточно для формирования умения. В отличие от контурных карт, задания тренингов ориентированы на подготовку к экзаменам, ученики могут выполнять их неограниченное количество раз,  как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

     Еще одно типичное затруднение, которое встречается у выпускников школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.   Для развития у школьников таких смысловых связок лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем учителям истории таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить двумя графами: участники события и результат (итоги).

          Предлагаемые приемы позволяют органично   и целенаправленно использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия, организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической картой как источником изучаемого фактического материала. Не претендуя на единственно правильный подход, отметим, что систематическая работа в течение всего процесса обучения истории   позволит гораздо лучше подготовиться ученикам к сдаче экзаменов, чем простое «прорешивание» ими заданий.

Целевая аудитория нашего проекта это учителя истории, работающие в основной школе. Его жизненный цикл 5 лет. Начало реализации 2016 год, закончить работу реализации проекта предполагается в 2021 году.

Критерии оценки.

Возможность объективной проверки его реализации возникнет в 2023 году в ходе сдачи учащимися единого государственного экзамена по истории. Не менее 4 баллов при выполнении  заданий 13-16 будет подтверждением успешной его реализации, менее 3 баллов диктует корректировку основных этапов и положений проведенной работы.

Основными рисками реализации проекта могут быть:

  1. Отсутствие необходимых карт по темам для использования практически на каждом уроке, так как успех проекта во многом зависит от постоянного закрепления навыков работы с исторической картой. Одним из вариантов минимизации данного риска-это использование помимо бумажных карт их цифровых аналогов, которые сегодня в достаточном количестве имеются в свободном доступе.
  2. Недостаточная подготовленность самого учителя для организации успешной работы с исторической картой. Такой недостаток возможно преодолеть путем прохождения соответствующих курсов повышения квалификации или посещением уроков учителя географии в порядке взаимообмена опытом.

Заключение

            Таким образом, формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание действительности в определенный хронологический период; умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отраженную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большое пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять разномасштабные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Требования школы XXI в. к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни.

Использованная литература

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного   экзамена по истории. М., 2015. С. 7 / Сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию / Сайт «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» Министерства образования и науки РФ. С. 58–61. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3
  3. ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.12.2010 года №1897, в который вносились изменения приказами Минобрнауки от 29.12.2014 года №1644 и от 31.12.2015 года №1577
  4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории. М., 2015. С. 7.
  5.  Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по истории. М., 2015. С. 7.
  6. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2011, №9.
  7. Стражев А.И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома. // Преподавание истории в школе, 1946, №2.
  8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –240 с.
  9. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 475 с. 

 

Приложение

 

Памятка для оформления контурной карты по истории:

  1. Напишите название работы в левом верхнем углу карты.
  2. Найдите объект в атласе, используя ориентиры; нанесите на контурные карты.
  3. Все, что показано на контурных картах, обозначьте и создайте свою легенду карты.
  4. Контурные карты поместите в текст конспекта.

 

Полезные советы по работе с контурными картами:

  1. В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить ее «легенду» (на специально отведенном на карте месте):

- обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы, данные к карте;

- подписать, что обозначает каждый из условных знаков.

  1. Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами, чтобы они не занимали много места на карте. Кроме того, название реки не должно закрывать собой ее течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город – кружка.

 

  1. Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.
  2. Закрашивайте, указанную в задании территорию, аккуратно цветными карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должна быть слишком яркой, иначе не будут видны названия городов, рек, торговых путей и т.д. Следите чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.
  3. На каждой карте обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию портрета исторического деятеля по

Подробное описание алгоритма работы над портретом...

Приемы работы с исторической картой на уроках истории

Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и Т...

Пакет правил и рекомендаций для работы с исторической информацией

Пакет правил и рекомендаций для работы с исторической информацией...

Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ

Как работать с картой при подготовке к ЕГЭ по истории...

Для родителей. Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...