Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ
статья по истории (11 класс) на тему

Как работать с картой при подготовке к ЕГЭ по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ

 учитель  истории и обществознания МАОУ «Гимназия №87» Евсеева Ирина Николаевна

 Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Поэтому лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Локализация исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, исторические карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Согласно Кодификатору  элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения  единого государственного экзамена по истории КИМ ЕГЭ по истории разрабатываются с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)[1].

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ содержат умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Работа с исторической картой представлена в заданиях №13-16.

И.А. Артасов в Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории, обращает внимание, на тот факт, что из заданий на работу с исторической картой (13, 14, 15 и 16) хуже остальных выполнено задание 14, предполагающее работу с картографическим материалом (35,5%). Остальные задания на работу с картой выполнены в диапазоне 40–50%, что соответствует уровню 2016 г[2]. По его мнению, выпускники недостаточно работают с легендой карты.

Первое, что необходимо сделать   обучающемуся при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т. е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события.   В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т. д.)[3].

Исходя из всего вышесказанного, еще в начале изучения школьного курса истории очень важно обратить внимание учащихся на значение легенды карты и особенности условных обозначений, свойственных именно для исторических карт. Карта должна присутствовать практически на каждом уроке истории. В ходе изучения истории необходимо локализировать в пространстве те события, явления, процессы, о которых идет речь на уроке. Другими словами, называя объект (страну, город, памятник архитектуры и т.д.) учитель показывает на карте его местонахождение. 

Отдельные уроки предполагают более серьезную работу с картой в целях формирования соответствующих умений. Безусловно, эта работа имеет свои особенности в зависимости от периода обучения, типа карты (обзорная историческая карта, тематическая историческая карта, карта-план). Но, не смотря на это, работа с картой включает в себя следующие виды деятельности учащихся: самостоятельное выполнение учащимися заданий по локализации отдельных исторических событий, объектов; чтение исторической карты; выполнение заданий, предполагающих использование исторической карты как источника знаний; заполнение контурной карты. Если ученики только рассмотрят схему сражения в учебнике или на экране, то они запоминают ее зрительно. Если же они сами перерисуют эту схему с составлением собственной легенды, то будут задействованы и зрительная, и моторная, и смысловая память. Последняя форма работы более эффективна в том случае, если учащиеся (прежде всего, старших классов) при заполнении контурной карты не пользуются атласом, который находится перед ними, а заполняют контурную карту по памяти.

Преобладающими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте практически невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Необходимо помнить, что исторические карты   являются для учащихся источниками   информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. На сегодняшний день это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «привязать» в представлении учащихся к реке, морю, другими городами.   Например, не только найти на карте город Астрахань, а сразу определить реку Волгу, на берегах которой он расположен, и море, в которое впадает эта река. Ну а затем, перейти от общей карты к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте.

В итоге, в ходе систематической работы на уроках и при выполнении домашних заданий у учащихся вырабатывается алгоритм чтения исторической карты. В сжатом виде его можно представить следующим образом. Алгоритм чтения исторической карты:

1.Внимательно посмотрите на легенду карты (это условные знаки, которые позволяют прочитать информацию, изображённую на карте) и с её помощью определите ключевые моменты (например, княжества);

2. Прочитайте информацию на карте: начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайтесь к более мелким;

3.Найдите (если есть) на карте даты;

4. Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи, названия городов (например, Санкт-Петербург) – это поможет с определением периода истории;

5. Определите деятельность человека, отображённую на карте (война, походы, торговые пути). Помните, что движение на карте всегда обозначается стрелкой;

6.В случае изображения на карте войны (похода, любых иных перемещений) обратите внимание на «ключевые точки» для определения события.

Список литературы:

1. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории // http://www.fipi.ru/

2.Кодификатору  элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения  единого государственного экзамена по истории // http://www.fipi.ru/

3.Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе, 2016. – № 5. – С. 65-69.


[1] Кодификатору  элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций  для проведения  единого государственного экзамена по истории // http://www.fipi.ru/

[2] Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории // http://www.fipi.ru/

[3] Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе, 2016. – № 5. – С. 65-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию портрета исторического деятеля по

Подробное описание алгоритма работы над портретом...

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и Т...

Методические рекомендации по работе с исторической картой

Полезные рекомендации для организации работы с исторической картой...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Как работать с исторический картой при подготовке к ЕГЭ?

В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой. Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с ...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.

Презентация  Методические рекомендации по работе с одаренными  детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....