Самоанализ и психолого-педагогическое обоснование урока истории «СССР в 1939-1941 гг. Советско-германские отношения» (9 класс)
опыты и эксперименты по истории (9 класс) на тему

Самойлова Инга Михайловна

В помещаемом материале приводится образец самоанализа и психолого-педагогического обоснование урока истории "«СССР в 1939-1941 гг. Советско-германские отношения» (9 класс) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории

«СССР в 1939-1941гг. Советско-германские отношения»

(9 класс)

1. Тема урока: «СССР в 1939-1941гг. Советско-германские отношения». Данный урок проводится по курсу «История Отечества и зарубежных стран» вторым уроком  в разделе «Вторая Мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945гг.».

2. Цель урока: Ознакомить учащихся с политикой СССР в 1939-1941 гг., выявить причины нового советско-германского сближения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин, побудивших Советский Союз пойти на сближение с Германией; ознакомить с мероприятиями Советского государства по подготовке страны для решения геополитической задачи – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать проблемы международной изоляции СССР, глубину опасности войны с Германией;
  2. Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать и анализировать, выделять в тексте, дополнительном материале  главное;
  3. Воспитательная: формировать интерес и уважительное отношение к отечественной истории через личное восприятие материала.
  1. Тип урока: Комбинированный урок с мультимедийными элементами.
  2. Педагогическая характеристика класса: в классе 22 ученика; из них 4 слабоуспевающие, 5 сильных учащихся. При планировании урока были учтены индивидуальные особенности учеников и составлены карточки с разно уровневыми заданиями, с которыми учащиеся работают в течение урока.
  3. На уроке использовались следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный. На уроке использовалось ТСО: документальные кадры, карты «Советско-финская война на Карельском перешейке», «План Барбаросса», репродукции, иллюстрации, схемы, таблицы.
  4. Структура урока:
  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Проверка знаний.
  3. Получение новых знаний.

План: 1. Трудный выбор – сближение с Германией.

           2. Секретные протоколы в действии.

           3. Укрепление обороноспособности страны.

           4. Подготовка Германии к войне против СССР.

  1. Закрепление изученного материала.
  2. Подведение итогов урока.

7. Проверка знаний и умений учащихся осуществлялась в течение урока через беседу, опрос, работу с видеоматериалом, текстом учебника, работу с карточками, тестирование. Использовалась фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся. Учитывался принцип тематической связи, вопросы и задания давались последовательно.

8. На I этапе урока был проведен организационный момент с целью концентрации внимания учащихся. На II этапе проведен фронтальный опрос, который позволил плавно перейти к изучению нового материала. Для активизации учащихся в начале изучения темы каждому ученику были розданы карточки с разно уровневыми заданиями, которые необходимо было выполнить по мере изучения темы.  Приемы изложения новой темы и содержание материала соответствовало возрастным особенностям учащихся. При объяснении, характеристиках событий и явлений, сюжетном повествовании использовался наглядный материал (репродукции, иллюстрации, карты, схемы, видеоматериал). Объяснение учителя чередовалось с видео-показом, постановкой перед учащимися вопросов, требующих рассуждений, самостоятельных поисков ответов в документах, тексте учебника.

Познавательная деятельность учащихся была организована в общеклассной и индивидуальной формах. Методы и приемы  организации познавательной деятельности учащихся соответствовали образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока. Отмечен недостаток: ответы учащихся носили односложный характер. При устных ответах присутствовала некоторая вялость – работало три-четыре учащихся. С работой по индивидуальным карточкам учащиеся справились относительно хорошо - средний балл составил 3,8.

На 4 этапе урока для закрепления материала проводилось в открытой форме общее тестирование класса. Для этого этапа использовался видео-тест. На данном этапе совместная работа проходила более активно. Общая оценка класса по тестированию 4,0.

На 5 этапе урока подводятся итоги урока, дается домашнее задание учащимся: прочтение параграфа, устные ответы на вопросы параграфа, работа с документами.

9. Оценивая результаты данного урока, считаю, что поставленная цель была достигнута. Формы проведения урока, методы и средства в организации деятельности учащихся, содержание учебного материала использовались верно. В дальнейшем в работе с учащимися необходимо приложить усилия для установления обратной связи между учителем и учащимися. Уделять особое внимание формированию умения учащихся полно развернуто давать ответы на поставленные вопросы.

Психолого-педагогическое обоснование

урока истории в 9 классе

«СССР в 1939-1941 гг. Советско-германские отношения»

Тип урока: Комбинированный урок с мультимедийными элементами.

Цель урока: Ознакомить учащихся с политикой СССР в 1939-1941 гг., выявить причины нового советско-германского сближения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Образовательная: подвести учащихся к пониманию причин, побудивших Советский Союз пойти на сближение с Германией; ознакомить с мероприятиями Советского государства по подготовке страны для решения геополитической задачи – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать проблемы международной изоляции СССР, глубину опасности войны с Германией;
  2. Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать и анализировать, выделять в тексте, дополнительном материале  главное;
  3. Воспитательная: формировать интерес и уважительное отношение к отечественной истории через личное восприятие материала.

Задачи определены в соответствии с целью урока. Системный и комплексный подходы к реализации цели и задач обучения используются для наиболее полного усвоения материала, для развития способностей анализировать события, явления, факты, для нравственного воспитания учащихся. Структура данного урока позволяет планомерно организовать учащихся, провести проверку знаний, перейти к изучению материала, закрепить новые знания, дать домашнее задание и подвести итоги в течение оптимального для эффективной умственной и физической работы отрезка времени – 45 минут. Урок разбит на этапы для систематичного и последовательного овладения содержанием материала со сменой вида деятельности. На уроке была организована индивидуальная, фронтальная, коллективная работы с учащимися в расчете на активизацию деятельности учеников с разными познавательными способностями.

На уроке имеют место элементы содержания обучения, т.е. система знаний, умений, навыков; опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственные отношения к истории и социальным явлениям.

Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность организации процесса проверяется устоичиво получаемыми положительными результатами образования, воспитания и развития.

В данном уроке учащиеся приобретают знания о международной обстановке в 1939-1941гг. и особым акцентом на советско-германских отношения; обретают умение анализировать события, явления, обретают навыки работы с учебным материалом.

На уроке общедидактические и методические принципы реализованы через использование наглядности, через формирование сознательности и активности учащихся, через доступность изучаемого материала, через индивидуальный подход к ученикам, через научность, последовательность, систематичность.

На уроке использованы следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Для обеспечения познавательной деятельности учащихся проводилась подготовка учащихся, активизация их прошлого опыта и помощь в связывании опыта с новым материалом. Были использованы следующие типы познавательных задач: самостоятельная работа с текстом учебника, документами, работа с индивидуальными заданиями, схемами, картой.

Для достижения поставленных задач урока учащимся были предложены для решения частично-поисковые задания. Учащиеся самостоятельно работали с текстом учебника, документами, анализировали материал.

Определение задач, подбор содержания и приемов обучения проводился с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитывалась доступность материала для данной возрастной категории. На уроке использовались приемы обучения – разъяснение, рассуждение – с целью продолжить формирование у учащихся навыка работать самостоятельно, учиться анализировать.

Мотивация учебной деятельности учащихся поддерживалась и развивалась с помощью постановки частично-поисковых задач, новизны содержания, эмоционального изложения материала.

Использование средств обучения целесообразно для лучшего и эффективного усвоения и запоминания нового материала, для закрепления умений и навыков работы с материалом.

На уроке были использованы предварительный, текущий, периодический (тематический) виды контроля знаний. Контроль состоял из проверки и оценивания знаний, умений и навыков. Контроль проводился в форме тестирования общего и индивидуального, самостоятельной работы с учебником, постановкой частично-поисковых задач.

Оценка деятельности учащихся проводилась в конце урока по балльно и после проверки выполненных индивидуальных работ.

Домашнее задание дается с целью закрепить у учащихся полученные знания, продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы с материалом и его анализа, а также выработки у учащихся способности к самоорганизации и дисциплине.

Учитель способствует обучению, развитию, воспитанию учащихся; координирует, направляет их. Для создания благоприятной атмосферы сотрудничества и благоприятного климата на уроке используется доброжелательный стиль общения, дружелюбная интонация, поощрение деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....

СССР в 1939-1941 гг

Иллюстративный ряд и документы к уроку истории в 11 классе по учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко и др. Позволяет формировать информационные и коммуникативные УУД. Можно использовать и в 9 классе п...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках

В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды....

Психолого-педагогическое сопровождение на уроках математики как обязательный компонент современного образования презентация

•Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупрежде...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу...