план-конспект с презентацией урока "Олимпийские игры" в 5 классе
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Филипась Людмила Григорьевна

Использование метода кластеров (технология критического мышления) на уроке истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_olimpiyskie_igry_5_klasse_metod_klasterov.rar2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания  МОБУ «СОШ с. Ариадное» Дальнереченского Приморского края  Филипась Людмила Григорьевна

В данной публикации хочу показать, как на практике можно использовать метод кластеров на уроках истории в 5 классе.

Тема урока: «Олимпийские игры»

Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными соревнованиями, традициями. Использование технологии критического мышления, метод кластеров.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  • объяснить процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и религии древних греков);
  • выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;
  • описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;
  • работать над понятиями
  1. Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;
  2. атлет- участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;
  3. пятиборье- система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба;
  4. ипподром- место для проведения конных состязаний;
  5. 1 стадий = 191 м – дистанция бега (стадион)
  • ознакомить с персоналиями: Милон, Феаген,.
  1. Развивающие
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;
  • выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.
  1. Воспитательные
  • воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;
  • пробудить интерес к занятиям спортом;
  • популяризовать здоровый образ жизни.

УМК:

  1. Учебник А.. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., 2014.
  2. Презентация «Олимпийские игры в древности».
  3. Презентация «Состязания»

Средства обучения: ноутбук, экран, проекционный аппарат. 

Тип урока:  урок-реконструкция.

Задания по группам (кластерам)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 Проверка домашнего задания

Но сначала мы вспомним, что изучали на прошедшем уроке.

 Задают вопросы друг другу по п. 32

Актуализация знаний, содержание

1. Где жили древние греки?

1. Греки – это жители Балканского полуострова, островов Эгейского моря, побережья Малой Азии

2. Назовите основные занятия древних греков?

2. Др. греки занимались земледелием (разводили оливки, выращивали виноград, ловили рыбу).

3. Достаточно ли было плодородных земель в Др. Греции?

3. Нет, т.к. большая часть Балканского п-ова – каменистая поверхность.

4. Почему греки стали покидать свою родину и основывать колонии?

4. Покидали свою родину в поисках плодородных земель, чтобы не погибнуть от голода и долгового рабства. Ещё это следствие борьбы между знатью и демосом – и бегство одних.

5. Что такое колония? Где греки их основывали?метрополия

5. Колония – это постоянное поселение, которое основывалось близ моря, с удобной гаванью, источником пресной воды, наличием плодородной земли.

6. Используя карту, покажите, на побережье каких морей греки основывали колонии?

6. На побережьях Чёрного и Средиземного морей.

7. Таким образом, др.греки далеко уходили, уплывали от своей Родины. Но при этом забывали ли они о своем родном языке, Родине?

7. Нет, они именовали себя эллинами, а Родину – Элладой, говорили на греческом языке, поклонялись олимпийским богам.

Следовательно можно сделать вывод, что несмотря на расселение др. греков, основание колоний далеко от Родины, они не забывали о ней.

 

III. Изучение нового материала

МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА
Слайды 2-3

 Определение темы урока и Постановка проблемы

возродили Олимпийские игры в XIX в.

Французский деятель Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возродить Олимпийские игры.

Проведем реконструкцию события с целью понять:

Чем были замечательны Олимпийские игры? Зачем греки их проводили?

.

 

Итак, тема нашего урока – Олимпийские игры в древности.

Запись в тетрадь

Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э.

Запись в тетрадь

 выступление ученика
Слайд  Рея и Кронос

– Почему же древние греки стали проводить Олимпийские игры. Что послужило их началу?
– У нас в гостях архивариус. Послушайте внимательно «Миф об основании Олимпийских игр», а затем… ответьте на вопросы:

Рассказ ученика по тексту с. 159
«Миф об основании Олимпийских игр»


беседа по рассказу ученика

1. Как в древности объясняли начало проведения Олимпийских игр?

1. Бог гор и погоды (грома и молнии) Зевс повелел устраивать состязания в память о борьбе за власть между ним, братьями и их отцом Кроном на земле.

2. Какому богу древние греки посвящали Олимпийские игры?

2. Богу гор и погоды – Зевсу.

3. Где проводились Олимпийские игры? 

3. На земле Олимпия.

Организационный этап работа в кластерах

Раздает карточки –инструкции-задания

Кластеры
1. Правила проведения Олимпийских игр.

Прочитать с.155-156 раздел «Подготовка к играм» и выписать правила проведения Олимпийских игр
2. Какие соревнования проводились.


4. Олимпийские игры вчера и сегодня.

Рассказ учителя

а) Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции?

а) Олимпийские игры продолжались 5 дней.

б) Каков был порядок их проведения?

б) 1 день – жертвоприношение, давали клятву бороться честно. Назначались судьи соревнований.

2-4 дни – соревнования
5 день – награждение
 победителей. 

– Были ли правила у соревнований?

– Запрещалось прибегать к незаконным приёмам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.

 

Кластер 2

Виды состязаний.

Прочитать с.157-158 и изучите слайды.

1.Определите по слайдам , в каких состязаниях  участвовали атлеты.

2.Что такое пятиборье?

Основные: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба –пятиборье. Но были ещё – кулачный бой и гонки колесниц. 

Кластер 3

Знаменитые атлеты.

Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.

 Прочитать текст с. 159-160 раздел 4 «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и ответить на вопросы:

Был ли атлетом Милон?

Чем знаменит Милон?

Был ли атлетом Феаген?

Чем знаменитФеаген?

– 

Кластер 4
Изучить текст дополнительный о родине атлетов, карты и на контурной карте:

1.Отметить родной город атлета Мирона

  2.Проложить путь атлету  Мирону в город Олимпию на Олимпийские игры.

1.Отметить родной город атлета Феагена  2.Проложить путь атлету Феагену в город Олимпию на Олимпийские игры.

 

Дополнительный текст

Борец Милон

 Милон из Кротона - знаменитый борец в VI веке до н.э. из города Кротон (сейчас Кротоне в Калабрии на юге Италии). Был 6 раз победителем Олимпийских и Пифийских Игр.

 Спортсмен Феаген с острова Фасос, победитель Олимпийских игр 480 до н. э. в кулачном бою.За свою жизнь он получил 1400 победных венков.

Олимпийские игры проводились в городе Олимпия в Южной Греции.

Рассказ учителя

Как появилось слово «стадион»

Фото на с. 156

Греки  соревновались в беге. Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м .

 

Кластер 5

Изучите текст на с. 158-159, рисунок на с. 158 и ответьте на вопросы:

1Что такое ипподром?

2.Почему гонки колесниц были опасным видом спорта?


 Кластер  6

 Награждение победителей.

Изучить текст с.159  и рассказать

 – Как проходила церемония награждения победителей?

– Имя победителя вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из оливы, росшей у храма Зевса. Победителей колесниц награждали пальмовой веткой. В родной город победитель возвращался в пурпурной одежде и на колеснице.

– Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 160 раздел «Возвращение в родной город»
– Как встречали победителя в родном городе?

– В его честь устраивали пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. О нём слагали песни. До конца жизни его кормили бесплатно обедом.

IV. Закрепление и обобщение

Фронтальная работа

Рассказывают о результатах работы в кластерах и заполняем схему на доске

Обобщение Решение проблемы

– Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником физической красоты и силы. Ценились ловкость, выносливость, победить красиво. Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время. Греки должны были быть мужественными, выносливыми, обладать хорошей физической силой, ловкостью. Покидая родину и плывя по морю к неизведанным, чужим землям, они, прежде всего, надеялись на самих себя и на милость богов. Поэтому в Др. Греции сложился культ или иначе идея физической силы и красоты тела. 

– Игры для др. греков были не только спортивными состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий.

Самооценка

Решение теста

Ю.И. Максимов «Тесты по истории Древнего мира» с.82-83

1-2

2-2

3-1

4-1

5 ипподром

стадион

Доп задание решение задачи

– Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием, который видел в играх языческий обряд.

 

1896 г. – 1-е Олимпийские игры современности.


V. Дом. Задание §33, задачи по вариантам.

Проводились Олимпийские игры в нашей стране?

Летние в 1980 г в Москве

зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г

 

VI. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.

 рефлексияПодсчитывают
Жетоны по цвету.

Оценить свою работу на уроке

зеленый –доволен своей работой

Красный – мог бы и лучше поработать, но не получилось

Кластер1

Правила проведения Олимпийских игр.

Прочитать с.155-156 раздел 2 «Подготовка к играм» и выписать правила проведения Олимпийских игр

Кластер 2

Виды состязаний.

Прочитать с.157-158 и изучите слайды презентации «Состязания»

1.Определите по слайдам  , в каких состязаниях  участвовали атлеты.

2. Что такое  пятиборье?

Кластер 3

Знаменитые атлеты.

Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.

 Прочитать текст с. 159-160 раздел 4 «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и ответить на вопросы:

Был ли атлетом Феаген?

Чем знаменитФеаген?

Кластер 3

Знаменитые атлеты.

Атлет – это участник состязаний, человек крепкого телосложения.

 Прочитать текст с. 159-160 раздел 4 «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и ответить на вопросы:

Был ли атлетом Милон?

Чем знаменит Милон?

Кластер 4

Путь атлета Мирона на Олимпийские игры.

Знаменитый борец Милон жил в городе Кротон (на юге Апеннинского полуострова).

Олимпийские игры проводились в городе Олимпия в Южной Греции

Изучите карту и выполните задания:

1.Отметить родной город атлета Мирона

 2.Проложить путь атлету  Мирону в город Олимпию на Олимпийские игры.

Спортсмен Феаген с острова Фасос, победитель Олимпийских игр 480 до н. э. в кулачном бою.

Олимпийские игры проводились в городе Олимпия в Южной Греции.

Изучите карту и выполните задания:

1.Отметить родной город атлета Феагена                                                              2.Проложить путь атлету Феагену в город Олимпию на Олимпийские игры.

Кластер 5

Изучите текст на с. 158-159, рисунок на с. 158 и ответьте на вопросы:

1Что такое ипподром?

2.Почему гонки колесниц были опасным видом спорта?

Кластер  6

Награждение победителей.

Изучить текст с.159  и рассказать

 – Как проходила церемония награждения победителей?

Задание: прочитайте самостоятельно текст с. 160 раздел «Возвращение в родной город»
– Как встречали победителя в родном городе?

Прочитать  текст с. 159«Миф об основании Олимпийских игр» и ответить:

Кому были посвящены Олимпийские игры?

Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:

Сколько раз были Олимпийские игры?

Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:

Сколько раз были Олимпийские игры?

Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:

Сколько раз были Олимпийские игры?

Дополнительные задания.

Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:

Сколько раз были Олимпийские игры?

Реши задачу: Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. Олимпийские игры проводились до 394г. н.э. и были запрещены римским императором Феодосием. Вопрос:

Сколько раз были Олимпийские игры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс

данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...

План-конспект урока английского языка "Олимпийские игры" в 7 классе

Урок составлен по УМК Enjoy English-7  под редакцией М.З. Биболетовой. На уроке применяются структуры Сингапурской методики преподавания....

План-конспект урока по физкультуре в 6 классе. Игра в волейбол.

План-конспект урока по физкультуре в 6 классе. Игра в волейбол....

План-конспект урока физической культуры в 1 классе по теме «Командные подвижные игры».

План-конспект урока физической культуры в 1 классе по теме «Командные подвижные игры». Цели: познакомить с разминкой в движении; повторить командную подвижную игру «Хвостики»; разучить ...