Конспект урока "Причины и предпосылки Первой мировой войны" 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Причины и предполылпи Первой мировой фойны, комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_predposylki_pmv.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России (9 класс)

Выполнил учитель истории и обществознания Гринёва Юлия Евгеньевна

Новая тема урока: «Россия в Первой мировой войне»

ЦУУ:

  1. Образовательная цель:
    - объяснить учащимся, что причинами втягивания России в мировую войну были нараставшие международные
     противоречия, которые непосредственно затрагивали интересы России;
    - раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914 – 1916;
    - проанализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране;
    - объяснить причины катастрофического падения престижа императорской власти;
    - объяснить итоги Первой мировой войны.
  2. Воспитательная цель:
    - продолжить воспитание чувства неприятия захватнической войны;
    - продолжить воспитание чувства патриотизма, гуманизма, толерантности, уважение к своему народу и гордость  
     за совершенные подвиги, гордость за страну;
  3. Развивающая цель:
    - продолжить развитие навыков аналитической деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение выделять главные и второстепенные факты, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: мел, доска, карта «Россия в Первой мировой войне», мультимедийное оборудование.

Методическая литература:

  1. Данилов А.А. История России, XX – начало XIX века, 9 класс: учебник для образовательных организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2015. – 400 с.
  2. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России XX – начало XIX века», 9 класс. Книга для учителя / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2015 – 208 с.

Тип урока: комбинированный

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Проверка присутствующих.

1

  1. Проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся.

Опрос учащихся: какую тему мы изучали на прошлом уроке?

  1. Что вы знаете о духовном состоянии общества?
  2. Расскажите о просвещении Серебряного века?
  3. Что представляла собой наука Серебряного века?
  4. Что представляла собой литература данного времени?
  5. Сто представляла собой живопись и скульптура, архитектура Серебряного века?
  6. Расскажите о музыке, балете, театре и кинематографе Серебряного века?
  7. Ребята, почему происходит подъем духовной жизни?

«Духовная жизнь Серебряного века»

Потому, что наука, литература, а также искусство искали ответы на такие вопросы, которые не имели однозначных решений.

15

  1. Вывод по предыдущей теме урока

Таким образом, вступая в XX век, Россия менялась – рушились старые традиции и устой, но происходил расцвет всех ответвлений культуры. Во всех направлениях культурной жизни были сделаны огромные достижения, которые составляют сегодня культурное наследие нашей страны.

0,5

  1. Вопросы подготовительного повторения

Ребята, что такое война?

А как вы думаете, каковы могут быть причины Первой мировой войны?

Война – это конфликт, между государствами, проходящий в форме вооруженного противостояния.

Противоречие стран

2

  1. Причины и предпосылки ПМВ

Причины возникновения ПМВ многообразны. Они связаны с противоречиями экономического и политического развития индустриальных стран.

Обострение борьбы за сферы влияния привели к открытому столкновению между европейскими державами.

Причинами ПМВ являются противоречия между великими державами – Германия, Франция, Великобритания, Австро-Венгрия и Россия - стремление к экспансии (расширение сфер господства, осуществляемое как экономическими, так и военными средствами, дипломатическим давлением).

Еще в 19 веке формируются два противоборствующих военно-политических блока – Тройственный союз и Франция + Россия (франко-русский договор и военно-политическая конвенция – 1891-1893). Позже формируется Антанта.

Поводом для войны послужили события 28 июня 1914 года – на одной из улиц Сараева был убит наследник австрийского престола Эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена София Хотек – Гаврилом Принцип – 19-летним боснийским сербом, членом националистической сербской террористической организации «Младо Босна». Австрийские и германские правящие круги решили использовать сараевское убийство как предлог для войны.

1 августа 1914 Германия объявила войну России, а 3 августа – Франции, 4 августа в войну вступает Великобритания. Италия и США объявили нейтралитет.

Война сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств.

Каждая страна-участница преследовала исключительно свои интересы, война носила захватнические цели – расширение собственных территорий за счет противника.

Россия считала важным обеспечить контроль над черноморскими проливами (Босфор и Дарданеллы), а также присоединить к западным губерниям территории со славянским населением, в частности Галицию, оказать помощь панславянскому движению на Балканах.

Панславизм — идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Начало ПМВ вызвало взрыв патриотических чувств. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!». Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества.











Тройственный союз (1882) – Германия, Анстро-Венгрия, Италия.

1904 – «сердечное соглашение» (Антанта) – Агнлия и Франция

1907 – подписание англо-русской конвенции. Вступление России в состав Антанты – Тройственная Антанта

20

  1. Начало военных действий

 Германский генеральный штаб заранее разработал план военных действий, главной идеей которого было предотвращение войны на два фронта. С этой целью намечалось в течении 6-8 недель разгромить Францию, а затем повернуть войска против России.

С первых дней войны образовалось два фронта: Западный (В Бельгии и Франции) и Восточный (против России).

Верховным главнокомандующим русской армией император назначил своего дядю – великого князя Николая Николаевича.

Главным фронтом считался Западный. В августе 1914 немцы начали наступление на Париж по плану, разработанному генералом Шлифеном в 1905г. По настойчивому требованию Франции 1-я и 2-я русские армии под командованием П.К.Ренненкампфа и А.В.Самсонова – перешли в наступление в Восточной Пруссии. Несмотря на то, что русские армии были разбиты, немецкие позиции во Франции были ослаблены. В сентябре 1914 года развернулась битва на Марне, в ходе которой участвовало около 2 млн человек. В результате битвы на Марне германские войска отступили под натиском французских и английских войск. Угроза Парижу была ликвидирована. Война приобрела позиционный характер. План Шлифена провалился.

Осенью 1914 русское командование провело ряд успешных операций на юго-западном направлении против австро-вергерских войск, в результате которых были заняты Галиция и часть Буковины.

В октябре 1914 германо-турецкий флот напал на русские суда в Черном море, обстрелял Севастополь, Феодосию, Новороссийск, Одессу. В декабре турецкая армия начала наступательную операцию против русских войск в Закавказье. В конце декабря русские соединения перешли в контрнаступление, нанеся турецкой армии сокрушительное поражение, и вынуждены были отступить к Эрзеруму.

Отмечают на контурных картах

  1. Военные действия в 1915 – 1916 гг.Брусиловский прорыв.

В мае 1915 немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины.

Одной из причин поражения в весенней кампании 1915 стали серьезные проблемы в снабжении армии.

В феврале 1916 германская армия перешла в наступление на французский укрепленный район с крепостью Верден, открывающий прямую дорогу Париж. По настойчивой просьбе союзников русское командование срочно разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Алексей Алексеевича Брусилова.

ФИЛЬМ:

  1. В чем заключалась стратегия Брусилова (Алексей Алексеевич)?
  2. Когда был прорван вражеский фронт?
  3. В чьи руки перешла стратегическая инициатива на фронтах ПМВ?

Военные события 1915 года показали, что Россия не была готова к затяжной войне. Однако уже в 1916 удалось переломить ситуацию и перестроить экономику на военный лад.

Для помощи армии и флоту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.

Кризис царского режима, массовые выступления гражданского населения и солдат привели в феврале 1917 к отречению царя и переходу власти к Временному правительству, которое продолжало вести войну, но в октябре происходит октябрьская революция и к власти приходит В. И. Ленин.

3 марта 1918 советское правительство подписало Брестский мирный договор, по которому к Германии отходили огромные территории России и страна выплачивала громадную контрибуцию.

В 11 часов 11 ноября 1918 в Компьенском лесу Германия подписала капитуляцию – ПМВ закончилась. В ноябре советское правительство аннулировало Брестский мирный договор.

  1. Тактика прорыва в нескольких местах
  2. 4 июля 1916
  3. В руки Антанты

Итоги ПМВ

Итоги ПМВ можно разделить на экономические и политические.

Политические итоги:

  1. Политическими итогами пмв  стали революционные события в России – февральская и октябрьская революции 1917 г как следствие развала Российской империи и создание совершенно нового типа государства.
  2. Исчезает Германская империя и создается Веймарская республика.
  3. Исчезает Австро-Венгерская республика –» создаются новые государства (Австрия, Венгрия, Чехословакия, королевство СХС (сербов, хорватов, словенцев))
  4. Исчезает Османская империя – появление ряда независимых государств.

Экономические итоги:

  1. Переход экономики на военный лад – милитаризация экономики.
  2. Вывод из оборота десятки тысяч га с/х земли, разрешение большого количества населенных пунктов.
  3. Огромные людские потери – более 10 мил человек-20 мил раненых
  4. США из должника превращается в кредитора

Наибольшие потери понесли Россия – 1650000 убитых, Франция – 1357000, Германия – 1800000 убитых.

В годы войны впервые были использованы танки, химическое оружие, зенитные и противотанковые орудия, пулеметы, подводные лодки, новые виды артиллерии большого калибра, что говорит нам о большом росте огневой мощи.

Таким образом, в 1914 году в войну была втянута Россия, к которой она была не готова, эта война стала толчком для революционных действий в стране, в результате которых появляется новое государство.

Д/з глава 1 подготовка к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Конспект и презентация урока "Первая мировая война"

Разработка урока для 9 класса (конспект и презентация) по теме "Первая мировая война". Тип урока: урок усвоение новых знаний (с использованием ИКТ)...

конспект урока по теме " первая мировая война"

План-конспект урока с применением проектной технологии и вариантами защиты проектов учащихся...

Конспект урока на тему "Первая мировая война"

Причины,ход и результаты войны. Участие России и отношение русского общества к войне....

конспект урока "Россия в первой мировой войне"

данный урок разработан с учетом требований ФГОС...

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Предпосылки Первой мировой войны".

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Пердпосылки Первой мировой войны"....