"110 лет СКОШ №486. Воспоминания Годлевской"
статья по истории на тему

Крупко Ирина Леонидовна

«Свои воспоминания посвящаю дорогим мне учителям, с которыми мне посчастливилось

работать в начале моей педагогической деятельности; многих, уже, к несчастью, не стало.»                                                                                      Годлевская А.И. 1997 год         

                                                                                                          Москва СКОШ №486

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godlevskaya-vospom.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Свои воспоминания посвящаю дорогим мне учителям, с которыми мне посчастливилось

работать в начале моей педагогической деятельности; многих, уже, к несчастью, не стало.»                                                                                      Годлевская А.И. 1997 год          

                                                                                                          Москва СКОШ №486

В небольшом  одноэтажном особнячке с палисадником, отгороженном небольшим забором от улицы ( ныне Ульяновской), в доме № 51, в 1907 году группой учителей – энтузиастов во главе с Верой Александровной Селиховой и ее братом Вадимом Александровичем Тимофеевым при поддержке коммунистки Землячки  был создан класс – приют для обучения и воспитания умственно отсталых детей.

  (  На основе  этого приюта была открыта школа № 486.)

Позднее школе было передано здание на углу Библиотечной и Большой Андроньевской улицы .Здание было 3-х этажным, с пристройками, в которых размещалась слесарная мастерская и общежитие для технического персонала.При здании школы имелся двор, обнесенный глухим забором.

Здание по Ульяновской улице было отдано под коммунальную квартиру для учителей, работающих в школе.

 До 60-х годов там проживали Мария Павловна Данилова, завуч школы и Туркова Мария Егоровна с семьей, нянечка школы. В здании школы на Библиотечной улице было 8  учебных классов, занятия проводились в две смены; две швейных мастерских, столярная мастерская, физкультурный зал.

   В столярной мастерской под руководством Глухова Николая Михайловича

 дети изготовляли  табуретки и кухонные столы. Николай Михайлович был добрым и  очень  ласковым с детьми, невозмутимым и отзывчивым.

 В слесарной мастерской дети изготовляли металлические коробки для кинопленок.

Учительская и кабинет  директора были маленькие, да и коллектив учителей  был небольшой. Кабинет директора был мрачным из- за темных занавесок и небольшого окна,

Учительская тоже выглядела мрачновато. . Кабинет завуча и медкабинет находились в одном помещении.

  В школе на 3 этаже был огромный актовый зал со сценой, в нем было много окон с цветами. В столовой умещалось  два стола; она была теплой и уютной. Сейчас трудно представить , как там  умудрялись кормить детей, ведь наполняемость была 24-25 человек, там никогда не было сутолоки.

 Перед войной 1941-1945 года директором школы стала дочь с Веры Александровны Селиховой Ольга Леонидовна Селихова. Она возглавила коллектив учителей, своих ровестников учителей дефектологов, людей старой закалки, культурнейших, строгих , исполнительных.

 Почти все  учителя знали французский язык.

В стенах нашей школы вопросы дисциплины никогда не стояли. Все учителя знали свое дело, уважали директора школы и были ее друзьями.  Коллектив школы был одной семьей: все праздники, дни рождения проводили со своими родственниками или в стенах школы или на дому у кого – нибудь  из учителей. К новоселью готовился весь коллектив, все оказывали помощь друг другу.

   В 1956 году в школе работали чудесные учителя:

Штукатурова Екатерина Алексеевна – учитель математики, добрейший человек, скромный, отзывчивы ,всю свою жизнь посвятивший детям.

Панина Антонина Петровна – учитель младших классов проработала в школе

До конца своих дней.( Портрет Антонины Петровны хранится в школьном музее)

В 1941 году Штукатурова Екатерина Алексеевна  и Панина Антонина Петровна с сыновьями и 50-ю учениками выехали из Москвы в Мордовию,

в эвакуацию.

Поселились в здании местной школы; работали на земле: собирали урожай овощей. Все надеялись на скорое возвращение домой. Никто не взял с собой  зимнюю одежду. Школа, где жили дети с педагогами, плохо отапливалась. Местные жители и власти помогали детям выжить. В 1942 году, весной в Мордовию приехала Селихова Ольга Леонидовна с гостинцами для детей,

наладила работу в колхозе. Дети старались работать, были послушными.

Учителя в эвакуации были и няньками, и поварам, и прачками и воспитателями! Вскоре все дети и учителя возвратились в Москву, получив разрешение на въезд в столицу.

 А в Москве, в годы ВОв школа продолжала работать. В швейной мастерской под руководтвом  Гофман Анны Филипповны девочки шили сумки для противогазов, маскировочные халаты для лыжников, рукавицы, белье.

Слесарной мастерской руководил в годы ВОв Байдер Михаил Борисович.

Дети изготовляли противотанковые бутылки с горючей смесью, выполняли заказы фронта, вносилили свой вклад в победу над фашистами. Также дети работали в госпитале № 4635, где проводили массаж для раненых, читали стихи, писали письма, поздравительные открытки на фронт. За работу в годы Вов школа получила благодарность от Министерства здравоохранения.

 В школе работали учителя младших классов:

Звонарева Вера Васильевна - председатель месткома школы;

Воронова Людмила Ильинишна-талантливый педагог, создавшая прекрасный коллектив учащихся (организованные и хорошо подготовленные).

 Карковская  Мария Иосифовна – учитель истории. Она с любовью проводила свои уроки, учебный материал преподносила детям  доступно, интересно.Дети любили ее уроки.В своей маленькой комнате, рядом с институтом  Склифасовского она собирала всех сотрудников, кто желает отведать фруктов с Кавказа.

Григоровская Варвара Васильевна – учитель русского языка; строгая, подтянутая, любящая детей, она всегда говорила, что учитель должен быть актером – эмоционально, заинтересованно прививать детям любовь к русскому языку. Много лет она была завучем школы ( до 1955 года)

Скрябина Анна Осиповна – учитель географии и заведующая слесарной мастерской. Добрая и отзывчивая , она не владела дисциплиной в классе.

Уроки ее были интересными, но дети не слушали ее, часто хулиганили, ,шумели. Так, однажды ,я присутствовала у нее на уроке, и вижу что на стекле двери появляется рубль.. В то время в школе были два хулигана:

 Жафаров и Рыжов. Так Жафаров выманивал рублем своего товарища из класса, где проходил урок географии.

Анна Иосифовна была близкой подругой Ольги Леонидовны Селиховой.

Фонягин  Иван Васильевич – биолог школы, учитель с большой буквы, он умел делать все: развел в школе сад цветов, играл на пианино, скрипке,

Трубе ,чудесно рисовал, создал школьный духовой  оркестр. В доме Учителя проходили выставки его работ – пейзажей. Школьный оркестр часто

выступал перед ребятами и педагогами в школе, других школах, на выставках детских работ. Любимым произведением детей,  исполняемым оркестром был марш « Прощание славянки»

Племянница Ивана Васильевича-

Завьялова Татьяна Александровна работала в нашей школе учителем русского языка, а с 1964 года стала завучем школы. Ее отец тоже работал в нашей школе учителем русского языка непродолжительное время.

Данилова Мария Павловна – дефектолог, учитель русского языка, завуч школы до 1964 года .Очень добрая , пунктуальная, экономная женщина;,имела много друзей. Она опекала всех нуждающихся, всем помогала,дружила с Екатериной Алексеевной Штукатуровой.

Александра Тимофеевна Кошкина -– учитель русского языка.Как она умела выслушать собеседника, помочь в горе и порадоваться в счастье.

Ушкин Михаил Васильевич работал в школе учителем физкультуры.

Ушкина Вера Ивановна пришла в школу в 1957 году после окончания школы

Десятилетки и стала работать пионервожатой. Вскоре она получила класс и работала учителем русского языка.

Хохлова Еликанида Ивановна – учитель начальных классов с 1952 года,позже стала работать учителем математики.

Картошкина Антонина Петровна – учитель физкультуры с 1956 года.

Малышева Зинаида Федоровна –работала учителем русского языка,

С 1974 по1976 год была директором школы после ухода Ольги Леонидовны Селиховой.

С 1976 по 1983 год –директор школы – Ивановская Нонна Николаевна.

Вагшуль Ирина Вадимовна работала учителем швейного дела, мы с ней

готовились празднованию 50 – летия школы: выставка детских работ, торжественный вечер.С этим заданием мы справились на отлично, получив благодарность школы и РАНО.

Попова Елена Николаевна работала в школе бухгалтером.Позже она стала учителем глубоко умственно отсталых детей.

В школе кассиром работал Трифон Леонтьевич по совместительству.Он был звонарь в Саввино – Сторожевском мужском монастыре,что под Звенигородом.Это был несколько странный,  но очень добрый человек.

Хачатурьянц Леонид Леонович работал в нашей школе учителем слесарного дела и мастером слесарной мастерской. Он был любимцем всего коллектива школы: отзывчивый, энергичный , любящий детей сумел создать изумительный коллектив учащихся. В мастерскую учителя отдавали наиболее трудных детей и там они хорошо работали.

При 486 школе были созданы филиалы: в Капотне, Текстильщиках, в Перерве .В 1963 году школа получила здание по Товарищескому переулку под номером 3, эти филиалы были переданы другим школам. Директор нашей школы Ольга Леонидовна Селихова .пригласила работать Евгению

Васильевну Кузнецову с трудными детьми (имбецилами).

 Мечтой Ольги Леонидовны Селиховой было создание школы для глубоко

умственно отсталых детей. Эта мечта осуществилась: школа № 486 стала

единственной в России, где учатся такие дети.

Октябрь 1997 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

История в воспоминаниях. соавторы: КудиноваН.Т. ЯрулинаЕ.Н. Ковтун И.Л. и др. В кн.: Тихоокеанский государственный университет. В трех книгах. Книга третья ─ М.: РИА «БИ-АРТ-Груп», 2008

Книга выпущена к 50-летию Тихоокеанского государственного университета. Автор входила в рабочую группу по подбору материалов книги. В  в III томе книги. помещены материалы предоставленные, ...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"

У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С КОСМОСОМ. МОЖНО ПРОВЕСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ, А МОЖНО ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ. АКТЕРЫ СТАРШЕГО ЗВЕНА....

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида..

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида.По теме:"Осанка"....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Воспоминание о Коста"

Работа содержит не только интересный материал по биографии  основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя - Коста Левановича Хетагурова, но и включает в себя...