Урок повторения по истории древнего мира.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Конспект урока в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoreniya_po_istorii_drevnego_mira.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Этот первобытный мир»

(урок повторения для 5 класса общеобразовательной школы).

Цель:

- развитие познавательного интереса учащихся;

- расширение представлений о жизни людей в первобытном обществе;

- повторение и закрепление знаний по истории;

- воспитание умения работать в группе, уважать мнение других людей.

Оборудование: карточки с заданиями, пластилин, заостренные палочки, доски для работы с пластилином, рисунки орудий труда.

Ход урока:

 Урок начинается со вступительного слова учителя. Учитель напоминает, что учащиеся завершили изучение темы «Жизнь первобытных людей» и сегодня на уроке постараются закрепить и углубить свои знания. Урок будет проходить в форме игры. Для этого еще на предыдущем уроке дети разделились на команды и получили домашнее задание: выбрать для своей команды (племени) тотем (животное – предок, покровитель) и нарисовать маску, изображающую это животное, выбрать вождя (капитана команды). Проводится представление команд. Команды по очереди должны пройти по аудитории, подражая повадкам выбранного животного, при этом идущий первым игрок – капитан команды - демонстрирует маску. Затем команда называет себя, например, «Мы – люди Тигра». После представления команд ведущий (учитель) знакомит всех с составом жюри, которое называется Совет старейшин (в числе членов жюри могут быть гости, учителя, старшеклассники).

Ведущий: В современном мире бытует представление, что в глубокой древности люди ничего не умели, полностью зависели от милости природы. Но мы с вами после изучения истории первобытного общества знаем, что это не так. Древние люди многое знали и многое умели. Это наглядно демонстрируют их орудия труда.

 

1 конкурс. «Узнай предмет».

Командам выдаются картинки с изображением орудий труда первобытных людей (скребок, ручное рубило, гарпун) и предлагается рассказать, как называется это орудие труда, как его изготовляли и использовали.

Ведущий: Как хорошо вы рассказали нам об орудиях труда, а речь людей в древности не была, наверное, столь правильной и выразительной. Было время, когда древнейшие жители нашей планеты совсем не умели говорить, но у них уже была потребность обмениваться какой-либо информацией. Как же они это делали? (Ответы детей). Правильно, с помощью жестов, мимики, возгласов. Об этом наш следующий конкурс.

 2 конкурс. «Расскажи без слов».

Командам выдаются листки с написанным предложением. Один из игроков должен с помощью жестов и мимики передать смысл предложения.  Две другие команды – отгадать, что им хотят сообщить. (Оцениваются и показ, и отгадки). В качестве сообщений можно предложить следующие:

- «Бегите! Я видел в лесу страшного зверя!»

- «Я не пойду к реке ловить рыбу!»

- «Я уже большой и пойду охотиться на мамонта!»

Ведущий: С периодом первобытного общества связно много слов и исторических терминов. Следующий наш конкурс называется «Конкурс эрудитов». Команды должны будут отгадать кроссворд.

 3 конкурс. «Конкурс эрудитов».

Командам выдаются кроссворды и задания к ним, определяется время для выполнения задания. Кроссворды можно составить самостоятельно, можно

 использовать кроссворды из «Рабочей тетради по истории древнего мира» (Г.Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира». Вып.1. М., «Просвещение», 2003г. С.12, 15.) Количество слов должно быть не больше 10.

Ведущий: Пока Совет старейшин проверяет ваши работы, мы проведем следующий конкурс. Все вы прекрасно знаете, что древние люди понимали и ценили прекрасное, они умели рисовать и создавали скульптуры. А как были открыты рисунки первобытных людей? (Ответы детей). В нашем следующем конкурсе вы должны создать на «стене пещеры» - классной доске рисунок в стиле древних художников. Но время ваше ограничено, ваше племя покидает пещеру, поэтому нужно нарисовать не только точно, но и быстро.

 4 конкурс. «Первобытный вернисаж».

Доска делится на три части, команды выстраиваются у противоположной стены класса. По сигналу ведущего первые игроки бегут к доске и рисуют фрагмент рисунка, затем возвращаются к команде, передают эстафету следующему игроку. Тема рисунков определяется до начала конкурс, например, «Ловля рыбы», «Охота на мамонта» и т.п. После выполнения рисунков один из игроков проводит для присутствующих небольшую экскурсию, поясняя, что изображено и обращая внимание на наиболее удачные детали «произведения». Оценивается рисунок, пояснения, скорость и слаженность действий команды.

Ведущий: А сейчас вспомним, какая посуда была в древности у людей? (Ответы детей). Вот и вам предстоит слепить из глины (вернее из пластилина) чашку и украсить ее узором. Вспомним процесс изготовления чашки: сначала делаем круглое дно, затем, раскатав глиняную полоску, налепляем ее ребром на край донышка, присоединяем к ее концу новую полоску, и так ярус за ярусом «наращиваем» стенки чашки, расширяя  и сужая их по мере необходимости. Затем острым предметом наносим узор.

(Этот процесс могут рассказать и сами учащиеся).

5 конкурс. «Первобытные мастера».

Учащимся выдаются доски для работы с пластилином, пластилин, заостренная палочка. После окончания работы представитель Совет старейшин наливает в каждую из чашек воду, проверяя ее герметичность. Оценивается аккуратность работы, герметичность чашки, красота орнамента.

Ведущий: А сейчас конкурс для вождей ваших племен – капитанов команд. Они будут соревноваться не в силе и ловкости, не в смелости и меткости. Ведь и так понятно, что без этих качеств они не могли бы стать вождями. Они продемонстрируют нам свои знания. Им предлагается объяснить выражения, связанные с жизнью первобытных людей.

6 конкурс. «Конкурс вождей».

Вождям выдаются карточки с написанными словосочетаниями: «родовая община», «каменный век», «пещерные люди» и предлагается объяснить их смысл. Оценивается правильность и точность ответов.

Ведущий: Наши вожди постарались на славу. А сейчас давайте вспомним основные занятия первобытных людей. (Ответы детей). Наш следующий конкурс заключается в том, что вы должны рассказать, как возникли некоторые из этих занятий.

7 конкурс. «Так начиналось…»

Представители команд берут карточки с заданиями. Первая команда рассказывает, как начиналось земледелие, вторая – скотоводство, третья – ремесла. Дается время на подготовку команд. Оценивается правильность ответа, грамотность устной речи, умение уложиться в заданное время.

Ведущий: А сейчас Совет старейшин подведет итоги игры.

Подведение итогов, награждение победителей. В качестве призов могут быть использованы грамоты, подарки. Могут быть выставлены и оценки командам или отдельным игрокам.

Ведущий: Мы с вами узнали только небольшую часть сведений о жизни наших далеких предков. В истории первобытного общества много «белых пятен». Может быть, в дальнейшем кто-нибудь из вас будет заниматься изучением истории этих далеких времен. Ведь первобытные люди дали своеобразный старт всей истории человечества, без них не было бы и нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно...

Игра-повторение по истории Древнего мира «Сто к одному».

Урок проходит по мотивам одноименной телепередачи.Цель и задачи урока:       проверить знания учащихся по темеразвивать умение работать самостоятельно и в группе,воспитыв...

Повторение по истории Древнего мира

Ресурс для итогового повторения по теме"Боги Древнего мира"...

Урок повторения по истории древнего мира, 5 класс

Урок-повторение в форме игры. Тема "Древний Египет"....

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...