Урок повторения по истории древнего мира, 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Белкова Галина Алексеевна

Урок-повторение в форме игры. Тема "Древний Египет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_po_istorii_drevnego_mira.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок повторения «Древний Египет»” (5  класс)

Учитель: Белкова Г.А.

    Цели урока:

  • формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
  • способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  • способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  •  воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Подготовка урока.

  • Формирование 2 команд;
  • Выбор названий команд;
  • Определение состава жюри.

Оборудование урока

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Карта “Древний Египет”.
  • Книги, энциклопедии, рисунки с тематикой Древнего Египта.
  • Карточки с заданиями для команд.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Садитесь.

Установка учителя учащимся, в которой отмечается, что оценки за урок получат все ребята, и что оценка будет зависеть от того, как будет работать команда и каждый участник команды.

У. Ребята, посмотрите на доску. Там написана тема урока. Мы сегодня на уроке в форме игры повторим пройденный материал. А для чего нам нужно повторение пройденного материала?  (в скобках даны примерные ответы учащихся):

  • Нам необходимо повторить  (историю Древнего Египта)
  • Вспомнить  (даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины)
  • Закрепить  (полученные знания)
  • Развивать умения сравнивать (делать выводы, воспроизводить полученную информацию)
  • Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре Древнего Востока.

У. Верно, для того, чтобы мы могли  повторить пройденный материал, закрепить наши знания.

Наш сегодняшний урок пройдет в форме игры. Мы разделили наш класс на 2 команды.  И прежде, чем начнем урок, мы должны придумать каждой команде название.

Учитель сообщает условия игры: Вы будете отвечать на вопросы, выполнять задания и за это вам будут даваться определенное количество очков.

Итак, мы начинаем

1 конкурс: Разминка (1 балл) Работа с картой

1. Где расположен Древний Египет? (на материке Африка) (I команда).

2. По берегам какой реки расположен Древний Египет? (по берегам реки Нил)  (II команда).

3. Куда впадает Нил? (в Средиземное море)  (II команда).

4. Как называется место, где Нил впадает в Средиземное море? ( Дельта Нила, так как оно похоже на перевернутую букву «дельта»)  (I команда).

2 конкурс: презентация с изображениями без текста.

10 слайдов Презентации «Древний Египет»: для каждой команды по 5 вопросов к изображениям, иллюстрирующим Древний Египет, на которые они дают ответы. Если одна команда не справляется с заданием, то возможность ответить и набрать дополнительные баллы есть у команды-соперника.

3 конкурс: Конкурс юных детективов (4 балла)

Командам дается текст, ознакомившись с содержанием которого они должны ответить на вопросы.

ТЕКСТ

Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы проникли во все помещения... Мы нашли божественную мумию царя... На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей”.

Вопросы:

1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?

2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?

4 конкурс: Рассказ с ошибками.

Ребята, вы все хорошо  знаете литературного и мульти- киногероя знаменитого барона Мюнхгаузена. Он составил свой рассказ о Египте, но, как всегда, он немного приврал и допустил много ошибок. Ваша задача найти их и исправить, за каждое верное исправление команде начисляется 1 балл.

РАССКАЗ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Давным-давно, где-то 7 тысяч лет назад (1), в долине реки Евфрат (2) образовалось государство Египет.

Оно было расположено в северо-восточной части Австралии (3). Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру (4). Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов (5). Правители Египта очень часто устраивали воинственные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов (6).

Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сет-владыка царства мертвых (7), почитали бога Солнца Анубиса (8).

Умерших хоронили в красивых гробах, называемых сундуками (9).  Всех, и фараона, и его вельмож, хоронили в песках пустыни по берегам Нила (10).

Физкультминутка

5 конкурс: Исторические задачи (4 балла)

А сейчас мы займемся математикой. Вам предстоит решить две исторические задачи. Вот они:

  1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до н. э. Сколько лет назад это было. (Начертить ленту времени. Нанести на нее даты условия. Решить задачу.  Записать ответ).
  2. Единое государство в Древнем Египте образовалось в 3000 году до н. э.  Восстание бедняков и рабов произошло в 1750 году до н. э.  Какое событие произошло раньше и на сколько?  (Начертить ленту времени. Нанести условия задачи.  Записать ответ)

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

Этот вид игры, развивает логическое мышление. Приводятся три – четыре слова,  необходимо назвать, то, что их объединяет.        За правильный ответ 1 балл.

                   Пример: Нил – Тигр – Евфрат – Кубня  реки

1. Дротики – стрелы – лук – (оружие)

2. Амон Ра – Осирис – Гор – (боги)

3. Хеопс – Тутанхамон – Эхнатон – (фараоны)

4. Финики – инжир – виноград – (фрукты)

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ…

развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Правила игры.

Фразы записаны не до конца. Они оборваны в любом месте. Вам следует закончить фразу как можно точнее, ближе к тексту. Заодно вместе проверим, как вы читаете учебник.

За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них ………

2. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов и их охраняет ……

3. Самая высокая пирамида – пирамида фараона ……

4. Египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в ….

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

Пока жюри подводит итоги, я бы хотела с вами провести еще конкурс в виде вопросника, на котором я буду вас оценивать индивидуально.

Итак, начинаем:

Этот фараон во II веке до н.э. совершил завоевательные походы в Нубию, Ливию, Сирию и другие страны.

Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света.

Гробница этого фараона обнаружена совершенно нетронутой.

  Как называли людей, которые вели записи?

Эта египетская женщина была женой фараона Энатона.

На этом материке находится Египет

Этот город был столицей Древнего Египта

Так называется островок зелени в пустыне

На какие два царства делился Древний Египет


Это приносил Нил на египетскую землю в период паводка

Устройство для подъёма воды 

Место, где строили гробницы фараонов

Французский ученый, расшифровавший египетские иероглифы

Оно имеет тело льва и голову человека 

Именно в это сворачивали длинные книги из папируса

Высота пирамиды Хеопса…. 

С помощью таких часов в Египте определяли время…

Богиня покровительница женщин

Этот бог был в виде человека с головой змеи. 

Гробницы древнеегипетских фараонов

Так назывался гроб умершего фараона

Этот предмет защищал от злых духов
Из этого металла изготавливали оружие в Египте

Они охраняли фараона и получали плату из казны

Из этих родов войск состояла египетская армия 

Какие страны и территории были завоеваны египтянами

Кого в Египте называли настоящим мудрецом

Эти значки означают «Божественная речь»


Этого бога считали богом мудрости и письменности

На чем писали египтяне

Этим цветом писали первое слово абзаца

                                            Подведение итогов.

Ребята, какие темы  повторили: (религия, местоположение Древнего Египта, решали задачи, государственное устройство древних египтян). Работали над ошибками, были сыщиками, расследовали ограбление гробницы. Повторили школьный материал, узнали что-то для себя новое. Спасибо за активное участие. Спасибо жюри, за их работу в подсчете баллов. А теперь мы узнаем, кто все-таки занял первое место в нашем конкурсе.

Рефлексия.

  • Чем наш урок отличался от обычного?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Будем еще проводить игровые уроки?

Определение победителей. Слово жюри.

Награждение: Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по истории Древнего мира "Древняя Греция"

Урок «Древняя Греция» является составной частью программы по истории Древнего мира в 5 классе.Данный урок – это повторительно-обощающий урок.Форма проведения – игра «Звездный час»Урок построен на осно...

Игра-повторение по истории Древнего мира «Сто к одному».

Урок проходит по мотивам одноименной телепередачи.Цель и задачи урока:       проверить знания учащихся по темеразвивать умение работать самостоятельно и в группе,воспитыв...

Повторение по истории Древнего мира

Ресурс для итогового повторения по теме"Боги Древнего мира"...

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс

Обобщающее повторение по истории Древнего мира по теме: « Древний Египет» 5 класс...

Урок повторения по истории древнего мира.

Конспект урока в форме игры....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...