Методическая разработка темы "Школа музейного актива 15-17 лет"
методическая разработка по истории на тему

Методическая разработка темы "Школа музейного актива 15-17 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 372 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка темы:

«Школа музейного актива»

Возрастной диапазон освоения программы 15 – 17 лет

                                                            Учитель истории и обществознания  Худолей Л.Л.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

Пояснительная записка

В последние годы начался процесс возрождения школьных музеев. В связи с этим большое значение придаётся подготовке актива музея из состава учащихся школы.

В процессе воспитания и образования детей в современной школе особое место занимает школьный музей. В настоящее время непреложной остаётся истина: школьный музей может и должен быть важнейшим элементом воспитания. Посещая музей, рассматривая его экспонаты, школьники на конкретных примерах знакомятся с историей школы, района, города. Огромное значение для развития патриотического сознания нового поколения имеют музеи и залы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны.

Предлагаемая образовательная программа « Основы музееведения и экскурсионной работы « предназначена для учащихся школ, в которых имеются музеи или музейные залы. В ходе обучения школьники знакомятся с историей музеев Санкт-Петербурга, овладевают основными  понятиями музееведения. Раздел, посвященный экскурсионной работе, в основном направлен на формирование практических навыков подготовки и проведения экскурсий по музейной экспозиции. Наличие актива школьников, имеющих специальную подготовку, позволит более эффективно включать школьную экспозицию школьного музея в учебно-воспитательный процесс. Данная программа включает два раздела , ориентирующих учащихся на активную общественную деятельность.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность общекультурного уровня освоения.

Цель: Воспитание патриотизма у детей; формирование интереса к истории Отечества; уважения к труду и подвигу старшего поколения.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей и практикой музейного дела и экскурсионной работы;

основными понятиями этой области культуры;

познакомить с методикой и практикой работы с музейными экспонатами, обработки и оформления музейной документации.

Воспитательные:

Воспитывать  и поддерживать интерес детей к истории Отечества;

привлекать детей к общению с ветеранами войны и участниками других важных событий;

сформировать углублённое и неформальное отношение к фактам и событиям.

Развивающие:

Развивать навыки работы с историческим и экспозиционным материалом, составления текста  экскурсии, общения с аудиторией;

развивать мышление, память, внимание и речь.

Знакомство с историей музейного дела повышает общий культурный уровень детей. Занятия, посвященные экскурсионной работе, способствуют выработке умения грамотно и достойно общаться с самыми разными людьми.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Набор в группу свободный.

Возраст обучающихся по данной программе 15-17 лет.

Предусмотренное по программе количество часов в год – 144 часа с режимом обучения по 2 часа  2 раза в неделю.

Данная программа предназначена для детей, желающих работать в школьном музее. Школьники, обучающиеся по данной программе, проявляют интерес к истории, краеведению.

 

Содержание программы.

Программа состоит из трех разделов:

1.Музеи Санкт-Петербурга.

2.Основы музееведения.

3.Основы экскурсионной работы.

4.Участие в историко-патриотических акциях района и города.

5.Шефская деятельность (ветеранские организации, учащиеся младших классов).

Раздел  « Музеи Санкт-Петербурга «включает в себя:

- Определение термина « музей». Классификация музеев. Музей в обществе и культуре.

-Музей этнографии им. Петра Великого. Музей Ломоносова. История формирования экспозиции, важнейшие экспонаты, история строительства здания.

-Центральный Военно-Морской музей. История формирования экспозиции.

-Военно-исторический музей артиллерии, войск связи и инженерных войск. История формирования экспозиции, важнейшие экспонаты.

-Государственный Эрмитаж. Тематические отделы музея.

-Государственный Русский музей. Важнейшие экспонаты. История строительства здания.

-Историко-культурный заповедник Петропавловская крепость. Собор св. апостолов  Петра и Павла. Экспозиция музея истории города.

-Выездное занятие. Филиал музея  истории города « Монумент героическим защитникам Ленинграда .

-Государственный музей А.В.Суворова.

-Летний сад и дворец Петра I.

-Государственный музей городской скульптуры. Выездное занятие в Александро-Невскую лавру.

-Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

-Выездное занятие. Посещение Музея-библиотеки Книги блокадного города.

-Выездное занятие. Посещение музея в другой школе Московского района.

Раздел « Основы музееведения «.

-Направления деятельности музея: научно-фондовая работа, экспозиционно-выставочная деятельность, образовательная деятельность музея.

-Музейные фонды. Основной и вспомогательный фонды.

-Музейная инвентаризация. Правила учета и хранения музейных предметов.

-Оформление экспозиции музея. Стенды. Витрины. Выставки. Тематико-экспозиционный план.

Раздел « Основы экскурсионной работы «.

-Вводное занятие. Виды экскурсий.

-Показ и рассказ в экскурсии.

-Разработка фрагмента экскурсии.

-Итоговые занятия. Представление фрагмента экскурсии.

Раздел 4 и Раздел 5 имеют практическую направленность , помогают учащимся реализовать полученные знания и навыки, способствуют процессу социализации подростков.

Дидактические материалы к программе.

1.Компьютерные презентации:

-Школьные музеи Московского района

-Музей Боевой Славы Укрепрайонов Ленфронта  им. Маршала Говорова

-Городской конкурс  юных экскурсоводов школьных музеев  ( 2006-2007)

-Дворцы Санкт-Петербурга

-Экспозиция музея обороны и блокады Ленинграда

-Укрепрайон на Средней рогатке

2. Тематические подборки.

-Виды Санкт-Петербурга

-Архитекторы Санкт-Петербурга

-Музеи Санкт-Петербурга

-Из опыта работы

-Московский парк Победы

-Великая Отечественная война

Методика работы

-Документы, статьи

-Задания

-Сценарии краеведческих игр

-А.В.Суворов

-Музеи Санкт-Петербурга  

-Школьный музей

-Доклады (Конференция «Непобеждённый  Ленинград»)

3. Тесты:

-Эрмитаж

-Летний сад

-Термины музееведения

-История и культура Санкт-Петербурга

4. Видеофильмы:

-Виды Санкт-Петербурга

-Воздушное путешествие над Санкт-Петербургом

-Московский район

-Музеи Санкт-Петербурга

-Растрелли.

5. Слайды по художественной культуре России XVIII-XX вв.

6. Фотоальбомы:

-Здания и залы Эрмитажа

-Русский музей

-Буклеты (скульптура и архитектура  СПб.)

7. Карты:

-Карта «Достопримечательности СПб»

-Контурные карты по истории СПб.

8. Методические разработки.

9. Исследования.

10. ТСО:

-Видеомагнитофон

-Телевизор

-Компьютер

-Цифровой фотоаппарат

-Музейное оборудование (витрины, стенды, стеллажи, шкафы)

-Диапроектор

-Экран.

Учебно-тематический план

Раздел «Музеи Санкт-Петербурга» - 50 часов ( теория-42, практика-8 )

Раздел «Основы музееведения» - 10 часов (теория-4, практика-6)

Раздел «Музеи Петербурга» (выездные занятия) – 14 часов

Раздел «Основы музееведения» (практика) – 24 часа

Раздел «Основы экскурсионной работы» - 24 часа

Раздел 4 – 10 часов

Раздел 5 -  10 часов

Итого – 144 часа

Список литературы

  1. Архипова Э.И., Савельева О.И.Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев, методистам, педагогам дополнительного образования.- СПб,2006.
  2. Бастарева Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. – Л, 1980.
  3. Варшавский С., Рест Б. Подвиг Эрмитажа. – Л, 1969.
  4. Государственный музей этнографии народов СССР.  Путеводитель. – Л, 1980.
  5. Государственный Русский музей. –Л, 1965.
  6. Емельянов В.В. – Экскурсоведение. – М, 1992.
  7. Канн П.Я. Летний сад. – Л, 1967.
  8. Каталог школьных музеев Санкт-Петербурга. – СПб, 2004.
  9. Музееведение: учебник для ВУЗов. – М, 1988.
  10. Музеи Ленинграда Справочник. –Л, 1982.
  11. Музей и город. – СПб, 1992.
  12. Музейная педагогика в школе. Вып. 1. – СПб, 1998.
  13. Справочная литература по музеям Санкт-Петербурга.
  14. Труды Государственного музея истории СПб. Вып. 5. – СПб. 2000.
  15. Школьные музеи. Сборник документов. – М, 1987.
  16. Школьный музей в едином образовательном пространстве. – СПб, 1999.
  17. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. – М, 2005.
  18. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для школы актива "Берите в руки карандаш"

Редкая школа, гимназия или лицей обходятся без выпуска  собственной газеты. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят,их заботы и поиски,...

методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»

музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...

Методическая разработка темы: "Школы музейного актива"

ГОУ ШКОЛА № 372 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА       Методическая разработка темы:«Школа музейного актива»Возрастной диапазон освоения программы 12 – 14 лет...

Методическая разработка музейного урока "Толерантный мир"

Методическая разработка содержит конспект проведения урока толерантности в условях музея "Русская изба", диагностический материал, необходимый дидактический материал. Апробирован на обучающихся коррек...

Методическая разработка обучающего занятия для школьного актива «Команда, без которой мне не жить!»

Как в любом обществе существуют свои законы, своя конституция, свои определенные правила, так и в любом коллективе, классе, команде есть свои определенные правила, законы и традиции. Все это, ребята, ...

Методическая разработка занятия (мероприятия) в рамках работы с активом обучающихся

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, знакомство ребят с шефской работой в школе, мотивация на внеклассную работу ...

Методическая разработка образовательной музейной игры "Что такое РЭМ?"

Музейная образовательная игра была подготовлена для сообщества юных музееведов района.  Ее цель-познакомить ребят с коллекцией Российского этнографического музея. В игровой увлекательной форме, и...