Методическая разработка для школы актива "Берите в руки карандаш"
методическая разработка (7 класс) по теме

Яковлева Елена Петровна

Редкая школа, гимназия или лицей обходятся без выпуска  собственной газеты. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят,их заботы и поиски,  сомнения и открытия, радости и печали, это своеобразгая летопись школы. Этот материал поможет ребятам в выпуске собственной газеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Школа  пионерских  наук  «Берите  в  руки  карандаш»

Цель:

Формирование  представления  о  газетных  жанрах  и  их  особенностях;  

Развитие  компетентностей  по  создания  газеты;

Воспитание  интереса  к  журналистике.

Участники:  учащиеся  6-7 классов,  представители  детского актива школ  города, старшие  вожатые.

Оборудование:  проектор, презентация, макеты  газет, статьи  из  различных  СМИ, клей, фломастеры.

Ход мероприятия.

I.Орг.момент.

II.Вступление.

      Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, гимназия, лицей,  обходятся без выпуска собственной газеты. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для  ребят  важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.

      Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

III.Презентация: «Жанры  газетной  журналистики»

Информационные жанры

 Информация: оперативное краткое изложение сущности  актуальных: факта, события, явления.

Заметка: по сути, расширенная (в меру) информация, которая может включать в себя  краткое изложение (два-три предложения) предыстории факта, события или явления.

 Корреспонденция:  корреспонденция отличается от заметки большими информативными возможностями за счет объема, повествовательности и широты освещения.

 Репортаж – изложение  актуального фактического материала, полученного с “места происшествия”. Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель.

Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую  используется прямая речь, короткие диалоги.

Интервью – диалог  журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления, рассказ о самом субъекте.

 Комментарий -  объяснение    сложного  материала. Или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо  мнению.

Отчет .Пишется после пресс-конференций, презентаций, симпозиумов,

съездов.

 Опрос – симбиоз  журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

Аналитические жанры

 Интервью -  диалог  между журналистом и вторым лицом, в ходе которого журналист ограничивает себя постановкой четких вопросов, но ставит их так, чтобы ответы интервьюируемого, складываясь в логическое повествование, как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.

Анкета. Результат анкетирования, обобщенный и снабженный резюме. Позволяет определяет коллективное мнение по тем или иным проблемам, и на основе анализа, дать ему социальную, экономическую, политическую, иную оценку.

Мониторинг - систематическое  фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов.

 Рейтинг. Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц.

Рецензия. Аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства.

 Статья. Статья как жанр характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов.

Художественно-публицистические жанры

Очерк. Симбиоз репортажа и анализа с применением художественных приемов письма . Условия - документальность, фактичность, объективность.

Фельетон. Сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы. Не путать с западным пониманием жанра “фельетон”, означающем не что иное, как аналитическая статья.

Сатирический комментарий. Сопровождение события и явления  комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости.

 Анекдот. Прибаутка, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

 Игра. Один из методов привлечения внимания читателей к изданию, своего рода пресс-шоу, где обязательно один или несколько победителей.

IV. Выступление редактора газеты «Звезда  Краснослободска» на тему    

      «Оформление  газеты».

      План выступления:

Формат  газеты.

Что такое макет.

Вёрстка.

Как  оформить  заголовок.

Что такое  редактирование.

V. Работа в группах.

Составление  макета газеты из предложенного материала.

VI. Оценивание  работ редактором.

      Релаксация. 

VII. Итог.

Сегодня  мы  с  вами  познакомились  с  основными    жанрами  журналистики, научились  оформлять  газету. Я  предлагаю  вами  проявить  свои  знания,  творческие  способности  в  конкурсе  «Юные  журналисты»  и  написать  статью, очерк, репортаж  на  тему  «Наш  дружный  класс». Лучший  материал  будет  опубликован  в  газете  «Звезда  Краснослободска».

VIII. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Газетные жанры

Слайд 2

заметка, отчёт, интервью репортаж, Эти жанры обозначают одним общим термином «новости» Информационные жанры

Слайд 3

Заметка Это самый распространенный информационный жанр, заметка сообщает о важном факте, событии. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда?

Слайд 4

Отчет Отчёт — это развернутое информационное сообщение о конференции, собрании, то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. Отчёту свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих.

Слайд 5

Интервью Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремлённостью, деловитостью

Слайд 6

Репортаж Репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их глазами автора, как бы воссоздавая картину происходящего. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия».

Слайд 7

статья, рецензия, рейтинг . Аналитические жанры

Слайд 8

Статья Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению . Это один из самых распространенных и сложных газетных жанров.

Слайд 9

Рецензия С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку.

Слайд 10

Порядковый показатель, отображает важность или значимость определенного объекта или явления. Рейтинг

Слайд 11

фельетон, памфлет очерк, Художественно-публицистические жанры

Слайд 12

Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Фельетон

Слайд 13

Памфлет Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей

Слайд 14

Это главный художественно-публицистический газетный жанр. Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Очерк

Слайд 15

Информационные: заметка, репортаж, отчёт, интервью Аналитические статья, рецензия, рейтинг. Художественно-публицистические очерк, фельетон, памфлет Жанры журналистики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Обучение техники приема и передачи двумя руками сверху и обучение техники приема двумя руками снизу, верхняя прямая подача»

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высо...

Методическая разработка: "Декорирование коробки своими руками".

Методическая разработка направлена на развитие творческого воображения ребёнка, ассоциативное мышление и умение создавать художественный образ предмета, через изготовление декоративной коробки для хра...

Методическая разработка по теме: «Использование ИКТ презентаций для освоения техники рисования цветными карандашами»

Описание опыта создания методического пособия - двух ИКТ презентаций по теме с пошаговым алгоритмом подачи материала и иллюстрациями....

Методическая разработка "Рисуем акварельными карандашами"

В данной методической разработке представлена пошаговая инструкция рисования акварельными карандашами на примере изображения букета...

Методическая разработка урока «Чудеса своими руками», 2023г.

Методическая разработка урока «Чудеса своими руками», 2023г....

Методическая разработка открытого занятия "Подставка для карандашей"

Развитие творческого потенциала у детей - это актуальная проблема современной педагогики.Одним из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного ...