Методическая разработка по теме: «Использование ИКТ презентаций для освоения техники рисования цветными карандашами»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Описание опыта создания методического пособия - двух ИКТ презентаций по теме с пошаговым алгоритмом подачи материала и иллюстрациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_risovanie_tsv_kar_2.doc | 862.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Атапина О.Л. учитель
ГБОУ СОШ № 255
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме:
«Использование ИКТ презентаций для освоения техники рисования цветными карандашами»
Цветные карандаши незаслуженно мало используются в изобразительной деятельности школьников. Чтобы убедиться в правоте этого утверждения, достаточно сравнить процент работ, выполненных в технике цветных карандашей, участниками конкурсов и предметных олимпиад по изобразительному искусству.
Возможно, причина такого положения – неудачный опыт работы карандашами в дошкольном детстве по так называемым «раскраскам». Между тем цветные карандаши дают большие возможности для создания интересных работ, по выразительности не уступающих на акварели, ни гуаши; а по доступности и простоте организации рабочего места ученика – они превосходят упомянутые материалы детского изобразительного творчества. Недаром выдающийся художник Дмитрий Исидорович Митрохин был очень доволен, получив в подарок коробку фирменных цветных карандашей.
Возможно, что причина в том, что сейчас качественные цветные светостойкие «профессиональные» карандаши стоят очень дорого! Но для любительского уровня достаточно приобрести набор из 36 карандашей за 300-500р., которых хватит ученику при бережном обращении на пару лет, а то и дольше.
Для вовлечения учащихся в процесс работы цветными карандашами мы используем две ИКТ презентации, созданные учителем в программе Microsoft Power Point.
Первая презентация называется «Как подготовиться к рисованию
цветными карандашами?». Она представляет собой чередования 11 слайдов по темам: «Мир цветных карандашей»; «Какие цветные карандаши считаются лучшими?»; Какая бумага лучше подходит для работы карандашами?»; «Необходимые материалы – ластик и точилка»; «Список использованных источников информации». Эта презентация дает точное представление о материалах, с которыми предстоит работать, и позволяет с минимальными затратами обеспечить оснащение рабочего места ученика.
Для осознания особенностей материала и основных правил работы учащимся используется вторая презентация: «Техника рисования цветными карандашами». Она объемная и демонстрируется не сразу, а частями, по мере освоения приемов работы цветными карандашами. На 26 слайдах этой презентации последовательно показываются и разъясняются на конкретных композициях и их фрагментах особенности техники, дается перечень использованных источников информации в интернет–ресурсах.
Кратко суть этой презентации можно изложить так.
Тема № 1. В рисовании цветными карандашами применяют 2 приема:
- Штриховка
- Растушевка
Остальные приёмы по сути являются вариациями этих двух.
Тема № 2: Особенности рисования цветными карандашами по сравнению с простым графитным карандашом:
- Прозрачность цвета
- Наложение нескольких цветов
- Цветной карандаш плохо стирается.
Тема № 3: самые важные приёмы работы в технике цветных карандашей.
Приём 1: Тени и тонирование. Линейные движения из стороны в
сторону. Изменение давления на карандаш для создания различной насыщенности цветом.
Приём 2: Разнообразные способы использования карандаша дают разнообразие линий. От способа прикосновения к бумаге карандаши оставляют самые разнообразные следы: это короткие и длинные штрихи, штрихи с растяжкой тона, различные по характеру линии, точки и так далее. Здесь открываются большие возможности для изобретательности рисующего в передаче различных фактур. «Завитушки» - круговые повторяющиеся линии. Штрихи - короткие прямые линии. Штрихи идущие параллельно или перекрёстно делаются быстрыми повторяющимися линиями с небольшими просветами между штрихами.
Приём 3: Штрих, идущий по форме изображаемого объекта, позволяет лучше передать объем предмета.
Приём 4: Способы использования штрихов разного цвета. Этот делает рисунок более выразительным. Для достижения сложных оттенков цветные карандаши смешиваются - кладутся штрихи рядом или друг на друга - непосредственно на рисунке. Чаще всего берут два и три цвета. Легкая прокладка одним цветом допускает две-три легкие прокладки поверх уже наложенных линий карандашами другого оттенка. Два и три различных цвета в небольшом количестве, положенные рядом, с расстояния воспринимаются как сложный цвет. Двухслойное тонирование, которое дает эффект «вливания цвета в цвет» применяют, чтобы:
• приглушить слишком яркие краски
• создать новые оттенки
• сделать тональные переходы.
Интересные эффекты дает и штрихование разными цветами в несколько слоев. Яркость рисунка достигается за счет наслоения цвета, а не нажима на карандаши!
Приём 5: Проработка всего листа цветным мягким или простым карандашом для тональной и цветовой целостности композиции. Этот прием используют, если какие-то отдельные куски в рисунке начинают слишком ярко выделяться из общей гаммы - "выскакивать", смотреться активнее, чем надо. Обычный графитный карандаш хорошо ложится поверх цветного. Цветной карандаш на простой ложится плохо, размазывает его
Эти приемы осваиваются не на формальных упражнениях – а исподволь, при работе над конкретными композициями учебных и творческих работ учащихся.
Тема № 4. Сравнение разных работ в технике цветных карандашей. Если деталь изображения плотно закрывать штрихами одного карандаша – она смотрится скучным пятном! Штрихи одного цвета
вплотную положенные друг к другу – «слепляются и снижают выразительность рисунка. Покрывая штрихом кусок, необходимо следить, чтобы между штрихами оставался "шаг" - небольшие промежутки, «воздух листа». Можно оставлять фон не тронутым, оставляя максимально свободное пространство, а можно проработать весь фон целиком!
Очень большое значение имеет освоение учащимися простых правил работы цветными карандашами:
- надо во время работы подкладывать под руку листок гладкой бумаги, чтобы не испортить уже нарисованное;
- стараться не растирать рисунок, так как затёртость всегда смотрится небрежно;
- помнить, что резинкой цветной карандаш полностью стереть невозможно, особенно если штрихи положены с нажимом, можно лишь немного облегчить тон, снимая его на резинку;
- стирать штрихи надо в том же направлении, в каком они положены - стирание поперек штрихов размазывает фактуру!
- резинку надо зачищать (о доску, крупную наждачную бумагу), чтобы запачканный конец резинки не оставлял пятен.
Для создания презентаций об особенностях работы цветными
карандашами удобно использовать не только целиком законченные рисунки учащихся, но и удачно созданные фрагменты на разных этапах выполнения композиции. Причем наибольшее впечатление производят и врезаются в память учеников не работы профессиональных художников или учителя – а именно детские.
К статье приложены скопированные из интернета рисунки учеников студии творческого развития happytalant.ru, которые учитель может успешно использовать для создания обучающих презентаций на тему «Цветные карандаши».
Балерина. Цветные карандаши. Ксюша, 6 лет.
«Живописный мост». Цветные карандаши. Саша, 6 лет.
Натюрморт с баклажаном. Цветные карандаши. Лиза 6 лет.
«Роза». Цветные карандаши. Вася, 8 лет.
«Конь». Цв. Карандаши. Настя. Л., 8 лет.
Осенний натюрморт. Цветные . карандаши. Андрей, 14 лет.
Натюрморт. Цветные карандаши. Даша, 14 лет.
.
Музыкальный натюрморт. Кувшинки. Цветные. карандаши. Лада, 12 лет.
Натюрморт с авокадо. Полевой букет. Цветные карандаши. Соня, 13 лет.
Полевой букет. Рисунок с натуры цветными карандашами. Даша, 7 лет.
Рисунок овощей и ягод с натуры. Цветные карандаши. Соня, 13 лет.
«Роза». Цветные карандаши. Соня, 13 лет.
«Лето в парке». рисунок цветными карандашами с натуры. Настя, 6 лет.
«Первый натюрморт». Цветные карандаши. Валерия, 7 лет.
«Первый натюрморт». Работа над объемом. Цв. карандаши. Полина, 7 лет.
«Ива». Рисунок с натуры. Цветные карандаши. Настя, 13 лет.
«Перспектива», цветные карандаши. Полина, 7 лет.
«Ёжик». Цветные карандаши. Лена, 6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.
Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных технологий на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...
Методическая разработка по теме "Использование формул при вычислениях в MS Excel
Предложенная тема имеет особое значение в связи с широкой сферой применения и одновременно, как показывает практика, представляет собой некоторые трудности для усвоения учащимися. Формулы и функ...
Методические разработки по теме «Использование Интернет-ресурсов аутентичных курсов при изучении английского языка»
Интернет в изучении иностранного языка :Место компьютера среди других технических средств обучения,функции компьютера, Мультимедийные средства обучения, Использование WEB-сайтов в изучении англи...
методическая разработка по теме"Использование интернета на уроках физики"
методическая разработка,включающая в себя мой опыт использования интернет ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности...
Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»
Теоретические основы использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект обобщающего урока по теме «Овцы и козы»...
Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".
Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....
Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)
Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...