Главные вкладки

    Урок и презентация "Что изучает история" 5 класс
    план-конспект урока по истории (5 класс)

    Березкина Елена Евгеньевна

    Материал содержит урок, презентацию и ссылку на интерактивное задание

    https://learningapps.org/6597633

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon urok_1._nxpowerlite.ppt1.19 МБ
    Файл urok_1.docx42.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок № 1 5 класс история

    Слайд 2

    Сформировать понятие «история как наука»; Показать для чего история необходима людям; Познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; Развивать умение работать с текстом учебника.

    Слайд 3

    Откройте учебники страницу 3 и прочитайте обращение автора учебника. Задание . Рассмотрите иллюстрации на стр. 3-4 учебника. Что общего между ними?

    Слайд 4

    Задание. Прочтите в учебнике на странице 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.

    Слайд 5

    Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.

    Слайд 6

    Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей.

    Слайд 7

    Наука, которая изучает в прошлом.

    Слайд 8

    История: 1. Всегда связана с людьми; 2. Изучает деятельность людей; 3. Изучает прошлое.

    Слайд 9

    1. Правильно ли высказывание: «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей? 2. Правда ли, что «Наука о прошлом называется историей? 3. Как вы понимаете выражение «люди творят историю»?

    Слайд 10

    История помогает узнать о людях: Как жили; Чем занимались; К чему стремились; Какие горести и радости испытывали.

    Слайд 11

    Задание. Определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история». (Выполните задания 1-3 в рабочей тетради).

    Слайд 12

    История (греческое) - рассказ о прошедшем, об узнанном.

    Слайд 13

    Задание. Что говорится в тексте словаря о Геродоте?

    Слайд 14

    По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

    Слайд 15

    Задание. Определите по учебнику значение слова «факт». Выполните задание 5 в рабочей тетради.

    Слайд 16

    Факт (латинское) – 1) сделанное, 2) истинное.

    Слайд 17

    Главные вопросы историка: 1.Что произошло? 2. Где произошло? 3. Когда произошло?

    Слайд 18

    Выполните задание 4 в рабочей тетради.

    Слайд 19

    Чтение и пересказ параграфа 1, задания 6, 7 в рабочей тетради.

    Слайд 20

    Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся обще- образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2008.



    Предварительный просмотр:

    Урок 1. Что изучает история?

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цели урока:

    • Сформировать понятие «история как наука»;
    • показать для чего история необходима людям;
    • познакомить с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло;
    • развивать умение работать с текстом учебника.

    Основные понятия: история, факт.

    План урока:

    1. Актуализация знаний.
    2. Изучение нового материала.
    1. История – наука о прошлом.
    2. Как работают историки.

    III. Итоги урока.

    Ход урока:

    I.  Актуализация знаний.

    Учитель: Как называется предмет, который мы будем изучать? Почему он так называется, с этим нам предстоит разобраться.

    Озвучивает тему урока.

    1. История – наука о прошлом.

    Откройте учебники страницу 3 и прочитайте  обращение автора учебника.

    Задание. Рассмотрите  иллюстрации на стр. 3-4 учебника. Что общего между ними?

    На всех иллюстрациях изображено то, что было в прошлом.

    Задание. Прочтите в учебнике на странице 4 второй абзац. Найдите предложение, в котором содержится объяснение, что такое история.

    Записываем определение в тетради:

    Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, 

    называется историей.

    Обратите внимание на первое слово в предложении. Оно выделено жирным шрифтом. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает. Математика изучает числа и как с ними работают. Зоология  изучает все, что связано с миром животных. Науки бывают разные. Со многими вы  познакомитесь в школе.

    Чему учит история? Какие знания она дает человеку? Чтобы ответить на эти вопросы. «поиграем с предложением». Для этого нужно по очереди убирать подчеркнутые слова и определять, как будет изменяться смысл высказывания. Уберем сначала «в прошлом». Что получилось? Жизнь людей  изучают многие науки. Например, медицина занимается изучением человеческого здоровья, болезнями, которыми он болеет, их лечением и предупреждением. Поэтому, «наука, изучающая жизнь людей», совсем не обязательно может быть историей.

    Затем убираем фразу «жизнь и деятельность». Однако, «прошлое» изучают многие науки. Например, геология, изучает историю земной поверхности: какие моря, горы были когда-то, когда они исчезли.

    В результате получается схема:

            

            

    Закрепление материала:

    1. Правильно ли высказывание: «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей?

    2. Правда ли, что «Наука о прошлом называется  историей?

    3. Как вы понимаете выражение «люди творят историю»?

    На основе полученных знаний,  ответим на вопрос: что дает человеку история?

    История помогает узнать о людях:

    • Как жили;
    • Чем занимались;
    • К чему стремились;
    • Какие горести и радости испытывали.

    Физкультминутка.

    1. Как работают историки.

    Задание. Определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово «история». (Выполните задания 1-3 в рабочей тетради).

            Затем переходим к изучению исторической личности. Геродот – отец истории – первый исторический персонаж на первом уроке истории. Рассмотрим рисунок в учебнике на стр. 5.  А затем обратимся к словарику в конце учебника.

    Задание. Определите, какие сведения о Геродоте содержатся в тексте словаря?

    Работа с документом. Что в этом повествовании неправдоподобно, вымышлено?

    Отрывок из сочинения Геродота.

    «По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему».

    Обратите внимание на то, что во времена Геродота люди верили мифам. Действительные события и вымысел тесно переплетались между собой.

            Вводим понятие «факт».

    Задание. Определите по учебнику значение слова «факт». Выполните задание 5 в рабочей тетради. 

            Для закрепления этого понятия проведем работу с иллюстрациями в учебнике на стр. 5-6. Все они изображают события прошлого.

            Изображенные события фактически имели место в различные времена. Битва при Ватерлоо – в 1815 г., извержение вулкана Везувий – в 79 г., битва на Куликовом поле – в 1470 г.

            Эти исторические события происходили в разных местах. Ватерлоо - населенный пункт в Бельгии. Помпеи – город в Южной Италии у подножия вулкана Везувий. Куликово поле – между реками Непрядва, Дон, Красивая меча. Значит, каждое событие имеет свое место и время.

            Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.

            Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы.

            Ученики в тетрадях рисуют схему.

            Возможно  проиллюстрировать эту схему на примере.

    1. Итоги урока.

    Для закрепления материала ученики выполняют задание 4 в рабочей тетради.

    Домашнее задание:

    Чтение и пересказ параграфа, задания 6, 7 в рабочей тетради.

    Литература:

    1. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
    2. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся

    общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

    1. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: методическое пособие. -  М.: Вентана-Граф, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

    Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

    Урок по ИКТ для 6 класса "Изучаем графический редактор Paint"

    На уроке используются основные графические фигуры. Построения пирамиды осуществляются с помощью вспомогательных построений....

    вводный урок по физике в 7 классе "Что изучает физика"

       Урок «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» является одним из уроков рабочей программы по физике, составленной на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным уч...

    План-конспект урока "Какой язык ты хотел бы изучать?" 7 класс

    План-конспект урока разработан к УМК "Enjoy English-7"...

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «История слова…» («Что изучает этимология?»)

    Материал урока знакомит учащихся с разделом русского языка, изучающим историю происхождения слов....