Куликовская битва
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Герасименко Любовь Александровна

Методическая разработка "Куликовская битва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kulikovskaya_bitva.zip1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Мой друг – учебник»

Номинация «Методическая разработка урока»

Тема урока:

Куликовская битва

                                                                                      Автор: Герасименко Любовь Александровна

                                                                                      учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ

                                                                                      с.Новиковки

                                                   

Тема урока: Куликовская битва.

Необходимое оборудование и материалы: учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века» Москва «Просвещение», электронное приложение к данному учебнику,  компьютер, проектор, презентация в программе Power Point, аудиозапись, видеоролик «Куликовская битва».

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дискуссии.

Цель: дать представление о подготовке, ходе и историческом значении Куликовской битвы.

Задачи:

- сформировать представление о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории;

- развить навыки работы с текстом, наглядным материалом учебника;

- продолжить формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе групповой работы.

        План урока:

        I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Изучение нового материала.

1. Силы и планы сторон.

2. Сергий Радонежский.

3. Построение войск.

4. Куликовская битва и её значение.

IV. Подведение итогов урока.

Ход урока

        I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Наш урок сегодня посвящён одному из знаменательных событий в истории нашего государства. Но, прежде чем я объявлю тему урока, давайте  вспомним ключевые события, имена, которые нам помогут при изучении новой темы.

Слайд №1.

Учитель: Для начала, я хочу представить вашему вниманию логическую цепочку. Ваша задача: определить, по какому принципу образован этот ряд? Вы можете в качестве подсказки использовать форзац нашего учебника.

Ответ: все эти даты связаны с татаро-монгольским завоеванием.

1240 г. – взятие Киева татаро-монголами.

1223 г. – битва на реке Калке.

1240-1480 гг. – татаро-монгольское иго на Руси.

1237 – 1240 -  нашествие на Русь войск Батыя.

1378 г. – битва на реке Воже.

Учитель: А теперь следующее задание (слайд №2: изображения Дмитрия Ивановича, 1359-1389гг., митрополит Алексей, Мамай, 1378 год). О чём или о ком говорят  эти записи?

Учитель: Кто это? Что вы о нём знаете? (показывает указкой на изображение Дмитрия Ивановича)

Ответ: Дмитрий Иванович – великий князь владимирский и московский. Отец Дмитрия, князь Иван Красный умер в 1359 г., в возрасте 33 лет. Из-за ранней смерти отца Дмитрий стал князем в 9 лет. Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, поддержку бояр и горожан, Дмитрий Иванович преодолел сопротивление соперников: суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей. При юном князе в 1367 году для того, чтобы обезопасить столицу княжества от возможных набегов и пожаров на месте деревянного кремля возводится кремль белокаменный.

Учитель: В каком веке он жил и княжил?

Ответ:  1359-1389 гг.

Учитель: О чём вам говорит это имя? (показывает на слайде «Митрополит Алексей»)

        Ответ: Митрополит Алексей – русский церковный деятель, митрополит Московский 1348-1378гг. Играл важную роль на политической арене во времена княжения Ивана Ивановича Красного и его сына Дмитрия Ивановича. Ввиду малолетства Дмитрия, Алексей фактически правил вместо него, поддерживал его  в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями.

Учитель: Кто такой Мамай? (показывает указкой на имя)

Ответ: Татарский военачальник. Был знатным и энергичным человеком, но не имел права стать ханом Золотой Орды, поскольку не принадлежал к роду Чингисхана. С конца 50-х годов 14 века в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25 ханов. Золотая Орда разделилась на две части – западную и восточную. Власть в западной части захватил Мамай.  Стремясь возвратить былое могущество Орды, Мамай предпринял несколько походов на ставшие непокорными русские земли (удар по Рязанскому княжеству в 1373 и 1378гг; Нижегородскому в 1378г.)  

Учитель: С каким событием связан 1378 год?

Ответ: Дмитрий Иванович первым из русских князей оказал вооружённое сопротивление татарам. В 1378 году на реке Воже (рязанская земля) сильный татарский отряд Бегича потерпел поражение от рати Дмитрия.

Учитель: Итак, Мамай не смог смириться с поражением на реке Воже.  Ведь это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества. В августе 1380 года Мамай начал новый поход на Русь. В результате которого состоялось великое сражение, которое вошло в историю под названием Куликовская битва.

Учитель: сегодня на уроке мы получим с вами представление о значении Куликовской битвы в истории России, а также расскажем о подготовке и ходе сражения.

        III. Изучение нового материала.

Учитель: Тема нашего урока сегодня: Куликовская битва (дети записывают тему урока в тетрадь, слайд №3)

1. Силы и планы сторон.

Учитель: Мы знаем, что в короткий срок Мамай собрал огромное войско. Какие силы поддержали Мамая? Какие силы поддерживали Дмитрия Ивановича? При ответе используйте текст учебника на странице 150.

 (учитель открывает также электронное приложение на странице 150)

Ответ: На стороне Мамая: Ордынская рать, полки подчинённых Орде народов Поволжья и Кавказа, нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Плюс союзники Мамая: Великое княжество Литовское, Рязанское княжество – Олег Иванович. Он не спешил отправлять свою дружину к Мамаю и постоянно сообщал Дмитрию о движении ордынцев.

Под руководством Дмитрия Ивановича объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. К нему явились также княжеские дружины полоцкого и брянского князей – братьев великого литовского князя Ягайло, враждовавших с ним. Ядро войска составляли москвичи.

Учитель: Выполните интерактивное задание «Стороны в Куликовской битве».

(один ученик выходит к доске и выполняет задание на компьютере, используя электронное приложение, учащиеся проверяют).

Учитель: (открыть и использовать при объяснении учебного материала  электронное приложение: атлас «Куликовская битва). Если говорить о планах сторон, то Мамай не спешил, ожидая подхода литовских войск, русские же торопились опередить противников, чтобы не дать им соединиться. Именно поэтому на совете вождей русских войск  было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, при  впадении в него реки Непрядвы. Оставляя Дон и глубокие овраги глубоко в тылу, русское войско вынуждено было сражаться до последнего – отступать под натиском врага за реку было невозможно.

Существуют разные версии о том, почему опоздал к битве Ягайло. По версии одних историков он намеренно не спешил, чтобы не допустить полного разгрома московских войск и усиления Орды. Однако, более принята версия, что он шёл на соединение, но просто не успел.

Учитель: В чём необычность политической ситуации, сложившейся на Руси накануне Куликовской битвы?

Ответ: Необычность в том, что впервые Русь смогла объединить почти все свои силы для борьбы с Ордой. Однако Орда тоже смогла выйти из периода смут и объединить свои силы. Таким образом, назревало решительное столкновение.

2. Сергий Радонежский.

Учитель: Рассмотрите  иллюстрацию в учебнике на странице 151. Чему она посвящена?

Я предлагаю послушать выступление.

(учитель, по ходу выступления показывает слайды № 4-7)

         Выступление ученика: Сергий Радонежский – русский церковный и религиозный деятель. Родился в 1 четверти 14 века в семье ростовского боярина и при крещении был назван Варфоломеем. Семья Варфоломея жила в подмосковном селе Радонеж. Получив надлежащее боярскому сыну образование, Варфоломей по собственному желанию принял монашеский постриг с именем Сергий.

Сергий подавал во всём пример. Сам таскал брёвна, носил воду, пёк хлеб, кроил одежду. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок.

Сергий Радонежский стал основателем Троицкого монастыря, ставшим одним из важнейших духовных центров Северо-Восточной Руси.  А его  ученики  основали ещё около 40 монастырей, что способствовало сплочению Руси, оздоровлению её нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами,  иконами.

По преданию, накануне Куликовской битвы Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича на борьбу с захватчиками.

А сейчас я попрошу вас прослушать фрагмент аудиозаписи, и ответить на вопрос: в чём состоит заслуга Сергия Радонежского накануне Куликовской битвы?

Учитель: Спасибо за выступление. Ребята, вы будете слушать автора и одновременно следить по тексту (он у вас на столе). А затем, в паре вы должны обсудить ответ на поставленный вопрос и сделать запись на том же листе под текстом (тексты я потом соберу). Это будет ваш вклад в вашу отметку сегодня.

(Слушаем аудиозапись. Ребята следят по тексту. После прослушивания фрагмента, письменно отвечают на вопрос).

Учитель: Кто из вас желает прокомментировать свои ответы на поставленный вопрос?

Ответ: поддержка церкви – великое дело, усилилась вера в свои силы, в победу над врагом, способствовало сплочению воинов; борьба за Отечество – святое дело!

3. Построение войск.

Учитель: Переходим с вами непосредственно к битве. Я  попрошу вас объединиться в группы (по 3-4 человека).

А) Задание: Используя текст учебника на стр. 152 + схема на этой же странице, охарактеризуйте построение войск. Только в группе определитесь, кто будет изучать построение войск Дмитрия Ивановича, а кто Мамая. Изучите, поделитесь своими знаниями друг с другом. Обсудите.

Ответ: Русские расположили свои войска в 3 линии: первую линию составили сторожевой (конница) и передовой (пехота) полки, стоявшие друг за другом, вторую, главную линию, - большой полк, полк левой руки и полк правой руки (пехота и конница), третью – частный резерв (конница) находившийся за полком левой руки, и засадный полк (конница), спрятанный в Зелёной Дубраве. Основная роль отводилась засадному полку, которым командовали опытные воеводы: князь Владимир Андреевич Серпуховской и литовский князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.

Боевой порядок войск Мамая включал передовой отряд (конница), центр (пехота), левое и правое крыло (конница), а также резерв (конница). Численность войск остаётся спорным вопросом, но вероятнее всего монголы и русские имели примерно равные силы – от 30  до 50 тыс. человек (по другим данным от 60 до 150 тысяч человек с каждой стороны).

Учитель: Утром 8 сентября 1380 года на Куликовом поле развернулось ожесточённое сражение (запишите дату в тетрадь). Слайд №8.

        4. Куликовская битва и её значение.

Б) Учитель: давайте рассмотрим картину «Утро на поле Куликовом» (интерактивное приложение). Мы ничего не слышим, только видим, внимательно всматриваемся в лица, позы людей. Что хотел донести до нас художник? Что он хотел, чтобы  мы почувствовали? Как вы считаете?

Ответ: В картине художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно топор, третий трогает тетиву лука – скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону  татарских полчищ. Художник запечатлел последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед схваткой. Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь.
Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... И как подтверждение этому настрою, начало битвы с поединка двух воинов ордынского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней с копьями на перевес сошлись они в жестокой схватке и оба упали замертво. После поединка монгольская конница ринулась на передовой полк русских.

Учитель: А сейчас мы просмотрим с вами видеоролик «Куликовская битва», после чего вам необходимо ответить на вопросы:

Слайд № 9.

Почему войско Дмитрия Ивановича одержало победу в битве?

В чём заключалось историческое значение битвы на поле Куликовом?

      (Просмотр видеоролика «Куликовская битва»)

Ответы:

Причины победы:

Большое русское войско и его патриотическое настроение.

Поддержка церкви.

Начавшееся ослабление Орды.

Верная тактика.

Полководческое искусство Дмитрия Ивановича.

Значение победы: Слайд №10.

Первое сокрушительное поражение монголо-татар.

Укрепилась вера в возможность избавления от владычества Орды.

Москва – политический центр Руси, с ней связывают освобождение от ордынского ига.

Оказала огромное влияние на русскую культуру.

Учитель: Победа в Куликовской битве оказало огромное влияние на современников и последующие поколения, и вдохновила их на создание произведений литературы, живописи, скульптуры и других памятников искусства. А это памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле.

(учитель показывает «Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле», электронное приложение страница 154)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что больше всего вас заинтересовало и понравилось?

Домашнее задание: параграф 18, «Куликовская битва» в произведениях русских поэтов, художников, скульпторов. Слайд №11.

     Самостоятельно заполняют лист самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куликовская битва 1380 год (зрительный ряд урока)

Презентация по истории России  для урока в 6 классе. Зрительный ряд урока позволяет  наглядно показать ход самой битвы, возможность  оцениь значение победы....

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...

Презентация к уроку истории "Куликовская битва"

Цель урока: Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от  золотоордынского ига. Привит...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)

1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...