Программа по истории. 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
· Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
· Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по истории. 6 класс | 75.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22 г. УЛАН-УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ от« » _________ 2018 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Ж.Б.Буянтуева от« __» _______ 2018 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №22» ________И.В.Черкозьянов Приказ №______ от« __» _________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: История
КЛАСС: 6
УЧИТЕЛЬ: Самойлова И. М.
КАТЕГОРИЯ: первая
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 2 ч.
УМК: Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015; Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А. В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
г. Улан-Удэ
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011), Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016)
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
- Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
- Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
по истории для 6 класса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Требования к результатам обучения
В результате изучения истории ученик должен:
– знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
– знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– знать изученные виды исторических источников;
– уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
– уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
– уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
– уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
– использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
– выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
– группировать исторические явления и события по заданному признаку;
– объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
– выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
– определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
– объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Личностные результаты:
– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
– готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты:
– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
– формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного курса
Всеобщая история.
История Средних веков (28 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (40 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Учебно-тематическое планирование по истории. 6 класс
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические или творческие работы | Контроль-ные работы, диктанты, тесты и т.д. | |||
1 | Введение. Понятие «Средние века» | 1 | 1 | ||
2 | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 4 | 3 | 1 | |
3 | Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Арабы в VI-XI вв. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Феодалы и крестьяне. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 6 | 4 | 1 | 1 |
9 | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 | 1 | 1 | |
10 | Культура Западной Европы в Средние века | 2 | 1 | 1 | |
11 | Страны Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 | 1 | 1 | |
12 | Повторение и контроль | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 28 |
История России. История России с древности до XV в. (42 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические или творческие работы | Контроль-ные работы, диктанты, тесты и т.д. | |||
1 | Введение. Наша Родина — Россия | 1 | |||
2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | 3 | 1 | 1 |
3 | Русь в IX — первой половине XII в. | 11 | 7 | 3 | 1 |
4 | Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 | 3 | 1 | 1 |
5 | Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 | 6 | 3 | 1 |
6 | Формирование единого Русского государства | 8 | 6 | 1 | 1 |
7 | Повторительно-обобщающие уроки | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 42 |
Календарно-тематический планирование по истории. 6 класс
История Средних веков (28 ч.)
№ уро-ка | № | Тема | Количество уроков | Дата | ||
по плану | проведено | по плану | проведено | |||
1 | 1 | Введение. Понятие «Средние века». | 1 | |||
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 4 | |||||
2 | 1 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 1 | |||
3 | 2 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | |||
4 | 3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | |||
5 | 4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье | 1 | |||
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 | |||||
6 | 1 | Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | |||
7 | 2 | Образование славянских государств. | 1 | |||
Тема 3. Арабы в VI - XI веках. | 2 | |||||
8 | 1 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | |||
9 | 2 | Культура стран халифата. | 1 | |||
Тема 4. Феодалы и крестьяне. | 2 | |||||
10 | 1 | В рыцарском замке. | 1 | |||
11 | 2 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | |||
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | |||||
12 | 1 | Средневековый город. Торговля в Средние века. | 1 | |||
13 | 2 | Горожане и их образ жизни. | 1 | |||
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 | |||||
14 | 1 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | |||
15 | 2 | Крестовые походы. | 1 | |||
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 6 | |||||
16 | 1 | Как происходило объединение Франции. | 1 | |||
17 | 2 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | |||
18 | 3 | Столетняя война. | 1 | |||
19 | 4 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | 1 | |||
20 | 5 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | |||
21 | 6 | Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 1 | |||
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 | |||||
22 | 1 | Гуситское движение в Чехии | 1 | |||
23 | 2 | Завоевание турками - османами Балканского полуострова | 1 | |||
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века | 2 | |||||
24 | 1 | Образование и философия, литература, искусство | 1 | |||
25 | 2 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | |||
Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 | |||||
26 | 1 | Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. | 1 | |||
27 | 2 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века. | 1 | |||
28 | 1 | Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков. | 1 |
№ уро-ка | № | Тема | Количество уроков | Дата | ||
по плану | проведено | по плану | проведено | |||
1 | 1 | Введение. Наша Родина - Россия | 1 | |||
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | |||||
2 | 1 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | |||
3 | 2 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | |||
4 | 3 | Образование первых государств | 1 | |||
5 | 4 | Восточные славяне и их соседи | 1 | |||
6 | 5 | Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | |||
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. | 11 | |||||
7 | 1 | Первые известия о Руси | 1 | |||
8 | 2 | Становление Древнерусского государства | 1 | |||
9 | 3 | Становление Древнерусского государства | 1 | |||
10 | 4 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | |||
11 | 5 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | |||
12 | 6 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | |||
13 | 7 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | |||
14 | 8 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1 | |||
15 | 9 | Повседневная жизнь населения | 1 | |||
16 | 10 | Место и роль Руси в Европе. | 1 | |||
17 | 11 | Повторительно-обобщающий урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» | 1 | |||
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 | |||||
18 | 1 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | |||
19 | 2 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | |||
20 | 3 | Новгородская республика | 1 | |||
21 | 4 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | |||
22 | 5 | Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.» | 1 | |||
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. | 9 | |||||
23 | 1 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | |||
24 | 2 | Батыево нашествие на Русь | 1 | |||
25 | 3 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | |||
26 | 4 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | |||
27 | 5 | Литовское государство и Русь | 1 | |||
28 | 6 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | |||
29 | 7 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |||
30 | 8 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 1 | |||
31 | 9 | Повторительно-обобщающий урок по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 1 | |||
Тема V. Формирование единого Русского государства | 8 | |||||
32 | 1 | Русские земли на политической карте Европы и мира в на- чале XV в. | 1 | |||
33 | 2 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | |||
34 | 3 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | |||
35 | 4 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | |||
36 | 5 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | |||
37 | 6 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | |||
38 | 7 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | |||
39 | 8 | Повторитель- но-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | 1 | |||
40-42 | 1 | Повторитель- но-обобщающий урок по курсу | 3 | |||
Итого | 42 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Список литературы для учителя:
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. – М. : Русское слово, 2005.
2. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V – конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. – М. : Сфера, 2000.
3. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.-сост. С. Н. Степанько. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. – М. : Просвещение, 1992.
5. История. 5–10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. – Волгоград : Учитель, 2009.
6. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель, 2011.
7. История. 5–9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. – Волгоград : Учитель, 2008.
8. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983.
9. Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы / Н. Г. Петрова. – М. : Русское слово, 2002.
10. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. – М. : Просвещение, 2001.
11. Черкашина, Т. История. 5–6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся/ Т. Черкашина. – Волгоград : Учитель, 2012.
2. Список литературы для учащихся:
1. Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. – М. : Дрофа, 1999.
2. Багрова, Л. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2002.
3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. – М. : Дрофа Плюс, 2011.
4. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. – М. : Эксмо-Пресс, 1999.
5. Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. – М. : Росмэн, 2000.
6. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. – М. : АСТ, 2008.
3. Интернет-ресурсы:
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.hist.msu.ru http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/polk-8/index.htm |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
Презентации | http://prezentacii.com/istorii/ http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://www.openclass.ru http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_istorii/0-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...