Конспект урока "Увлекательный мир истории"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Исаева Анастасия Романовна

Урок специально предназначен для знакомства с новым предметом. К уроку также разработана презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Увлекательный мир истории»

Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания

Вид урока: проблемный урок

Цели:

- Деятельностная

Научить детей новым способам нахождения знания; ввести понятия: история, исторические источники, археология.

- Содержательная

Сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний, научить работать с хронологией, римскими цифрами, применяя новые навыки в ходе практической деятельности.

Структура урока

1) Организационный этап.

Приветственное слово учителя: На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что такое история, и вы сможете сами найти ответ на вопрос, как жили наши предки.

[Слайд 1]На изображении Геродот - "отец истории" (рассказ о его великом труде) и муза истории Клио.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся.

Вы можете узнать некоторые исторические сведения благодаря рассказам старших: мам, пап, бабушек и дедушек и т.д. Но подумайте, как мы можем узнать о том, что случилось давным-давно? Ведь никто из ныне живущих людей не видел, как строились египетские пирамиды, как велась охота на мамонта, как образовывались государства.

А теперь подумайте, откуда мы знаем о том, как жили наши предки?

Это будет главный вопрос сегодняшнего урока, а я научу вас, как можно найти на него ответ из ваших повседневных знаний.

3) Актуализация знаний. 

Учитель: Предположите, что, в вашем понимании, означает слово "история" (ответы учеников).

Давайте подведем итог тому, что вы перечислили и выведем общее определение. История - это наука, изучающая прошлое.

4) Первичное усвоение новых знаний.

А.) Работа с понятием «исторические источники»

Учитель предлагает детям выдвинуть свои предположения по поводу следующих вопросов:

Где мы сейчас живем? – (В домах, квартирах и т.д).

А где жили наши предки? – (В пещерах и т.д)

На чем мы сейчас пишем? – (На бумаге)

А на чем могли писать раньше? – (На листьях, камнях, папирусах…)

А о чем обычно пишут люди, и что они могли написать из того, что может пригодиться нам для изучения их жизни? – (Государства, войны, обычаи, законы, правители и т.д.)

Какие знаменательные архитектурные постройки современности вы знаете? –( Например, Останкинская башня, Москва-сити, и т.д.)

А какие постройки древности вы знаете? – (Пирамиды, различные храмы, Колизей, гробницы, Великая Китайская стена и т.д)

[Слайд 2] Подытоживая ответы учащихся, учитель помогает им сделать следующий вывод: «Вещи, благодаря которым мы получаем информацию о прошлом, называются исторические источники».

Находят их археологи в ходе раскопок. Объясняем разницу между письменными и вещественными источниками, основываясь на ответах детей (письменные – то, что записано на листьях, камнях и т.д.; вещественные – дома людей, их одежда, орудия, постройки и т.д.)

Б.) Работа с хронологией

[Слайд 3] Рисуем ленту времени. Объясняем, что такое наша эра и до нашей эры.

Какой сейчас год? – 2017. Отмечаем его на прямой.

Объясняем соотношение век-тысячелетие, и как определяется, какой идёт век, и какое тысячелетие.

Человеческая жизнь – примерно 70 лет. Чуть меньше века. Каждое новое поколение появляется примерно каждые 25-30 лет. Вы – ваши родители – ваши бабушки и дедушки – ваши прабабушки и прадедушки. В один век укладывается примерно 3 поколения. Например, вы родились в 21 веке, перед ним был двадцатый. Значит, в предыдущем веке жили ваши родители, бабушки с дедушками, и ваши прабабушки и прадедушки. А родители ваших прабабушек и прадедушек родились в 19 веке.

Сколько вам лет? – 11 лет. Значит, вам идёт двенадцатый год. Так же с десятилетиями и веками. 11 лет – второй десяток. 333 год – четвертый век и т.д.

Если столетие заканчивается, на «0», то это предыдущий век, если на «1» и больше, то это уже следующий. Так же с тысячелетием.

В.) Работа с римскими цифрами.

[Слайд 4] Века принято писать римскими цифрами, а года арабскими. Вы знаете разницу?

Рисуем: I, V, X.  Ставим знаки больше и меньше

Объясняем принцип сложения и вычитания. При сложении меньшее число всегда стоит после большего. При вычитании меньшее число стоит перед большим.

5) Первичная проверка понимания

А.) Исторические источники

Б.) Работа с хронологией

Итак, если у нас сейчас 2017 год, то это 21 век, третье тысячелетие.

А когда будет 22 век? – (в 2101 году)

А четвертое тысячелетие? (В 3001 году)

Если мы называем 3 год нашей эры, то какой это век? – (Первый). А какое тысячелетие? – (Первое).

Если мы называем 882 год, то какое это тысячелетие? – (Первое). А какой это век? – (Девятый).

В.) Работа с римскими цифрами

Предлагаем ученикам потренироваться определять век на примере следующих римских цифр: II, III, IV, XI, IX, XV, XIV, XVI, XIX, XXI.

Учитель пишет на доске любое из указанных чисел, а ученики с места отвечают словами, что это за век. Когда дети уверенно справляются в этим заданием, переходим к следующему.

К доске по очереди предлагают выйти  3-4 ученикам.  Учитель предлагает записать римскими цифрами век, который называет учитель. Например, учитель говорит «четвёртый», ученик пишет на доске «IV». В случае возникновения трудностей с выполнением задания им помогают другие учащиеся.

6) Первичное закрепление.

А.) Попробуйте распределить по группам приведенные в задании примеры исторических источников. Какие из них можно отнести к вещественным, а какие - к письменным? [Слайд 5]

Б.) Детям предлагают самостоятельно заполнить таблицу [Слайд 6].

В.) Следующее задание поможет вам закрепить свои знания о римских цифрах. [Слайд 7]

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание на дом: учить записи в тетради, потренироваться с определением века и тысячелетия, а также римских чисел (записать по образцу пять любых дат) [Образцы на Слайде 8].

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, мы можем ответить на вопрос: откуда мы знаем, как жили наши предки?

В ходе сегодняшнего занятия вам удалось найти ответ на этот вопрос самим, основываясь на ваших повседневных знаниях. Но теперь вы узнали новые понятия, чтобы рассказать об этом своим родным, друзьям и знакомым. Какие это понятия? (история, археология, раскопки, источники)

Какие ещё новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?

Какое задание показалось вам самым интересным на сегодняшнем уроке?

С какими возникли трудности?

Подумайте, насколько успешно вы справились с новым материалом, чтобы в дальнейшем мы с вами могли проработать сложные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...