урок "Промышленная революция" в 10 классе социально - гуманитарного цикла
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Белопахова Ирина Ильсуровна

Открытый урок в 10 классе социально-гуманитарного цикла по теме: "Промышленный переворот", с применением мультимедио, групповой работы и защиты своих проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Промышленный переворот в Англии и его последствия».

Цель урока:

Узнать о причинах, ходе и последствиях промышленного переворота в Англии 

Тип урока:

Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • узнать, в чем заключался промышленный переворот в Англии
  • научиться анализировать статистические данные  
  • усовершенствовать навыки участия в дискуссии и построения аргументации
  • закрепить полученные знания
  • отработать навык прогнозирования

План урока:

  • Приветствие и мотивация
  • Актуализация опорных знаний
  • Изучение нового материала
  • Закрепление нового  материала
  • Домашнее задание

План изучения новой темы:

1. Предпосылки промышленного переворота.

2. Политические перемены.

3. Промышленный переворот.

4. Последствия промышленного переворота.

5. Итоги и значения промышленного переворота.

Ход урока. 

Актуализация опорных знаний:

     Только в Англии сложились условия для промышленного переворота, а в дальнейшем предопределил развитие всей европейской цивилизации.

Вопросы: 

  1. Что такое промышленный переворот? Промы́шленная револю́ция (промышленный переворот, Великая индустриальная революция) — массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.
  2. Что такое мануфактура? Мануфакту́ра — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

    Проблема урока: значение промышленного переворота для Англии и всей европейской цивилизации.

Изучение нового материала.

  1. Предпосылки промышленного переворота.
  1. У правящих кругов Англии скопились значительные денежные средства.
  2. Английская знать занималась торговлей, предпринимательством и банковской деятельностью.
  3. На крупных мануфактурах практиковались разделение и специализация ручного труда.
  4. Разорявшиеся крестьяне и их семьи переселялись в города в поисках работы.

Следовательно, формировался резерв свободной рабочей силы (более 50% населения жило в городах, в отличие от других стран).

  1. Политические перемены:
  1. В 1688 г. произошла «славная революция»  (как этот переворот называли в Англии). В результате королем стал Вильгельм, а прошлый король Яков, хотел вернуться к абсолютизму.
  2. В 1689 году принят Билль о правах.  (Работа с текстом)
  3. Сложились две основные парламентские группировки: ТОРИ-за лендлордов, крупных землевладельцев, ВИГИ-за предпринимателей.

Вывод: промышленный переворот в Англии происходил постепенно.

  1. В период промышленного переворота было сделано много открытий.

(презентация или доклад)

       В период промышленного переворота Англии началось строительство дорог с улучшенном покрытием; сооружались каналы; развивалась горнодобывающая и металлургическая промышленность; наблюдался быстрый рост городов; сложилась система международного разделения труда: в страну ввозились продукты питания и сырье, а вывозились промышленные товары.

  1. В период промышленного переворота происходили следующие  изменения и в английском обществе:

  1. Использование труда детей и женщин (лишь 10-25% составляли взрослые мужчины старше 18 лет)
  2. Недоедание, отсутствие полноценного отдыха вели к росту заболеваемости и высокой смертности фабричных рабочих.
  3. Луддизм – это движение за уничтожение машин ( Нед Лудд первый сломал свой станок)
  4. Создание рабочих союзов – еще одна форма протеста.
  5. Существовали «гнилые местечки» - избирательные округа в сельской местности, право голоса имели несколько десятков человек, на которых влияли лендлорды. В итоги лендлорды занимали большинство мест в парламенте, а роль в экономической жизни играли незначительную.

6.Итоги и значения промышленного переворота. Итоги промышленного переворота в Англии. К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и в Индии, в Китае, во многих странах Европы. Доходы, на которые раньше существовали ремесленники этих стран, теперь уходили в Англию

(Учащиеся делают самостоятельно с помощью параграфа.)

Решение проблемы урока.

Закрепление  темы:

  • Как изменился промышленный облик Англии?
  • Что изобрел в 1765 г.Дж. Харгривс?
  • В чем выражалось фабричное разделение труда?
  • Назвать последствия промышленного переворота.

Домашнее задание

  • Повторить изученный материал по учебнику П.37
  • Нарисовать обобщающую таблицу "Промышленный переворот в Англии":

Событие/изобретение

Последствия (к чему привели изменения)

 

 

Использованные источники

  • «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006
  • historic.ru



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Промышленный переворот»

1. Какие два новых класса образовались в результате промышленного переворота?

  •  а) Крупные землевладельцы и купцы.
  •  б) Крепостные крестьяне и помещики.
  •  в) Латифундисты
  • г) Наёмные рабочие и буржуазия.

2. Что являлось главным фактором промышленной революции?

  •  а) На смену мануфактурному производству пришли фабрики.
  •  б) Деревянные орудия труда сменились железными.
  •  в) Состоялась отмена крепостного права.
  • г) Появилось огнестрельное нарезное оружие.

3. К каким последствиям приводил переизбыток рабочей силы на рынке труда?

  • а) Рост заработной платы у наёмных рабочих.
  • б) Массовый рост безработицы и экономический кризис.
  •  в) Рост числа фабрик и заводов.
  •  г) Текучесть кадров на рабочих местах.

4. В какой стране промышленная революция протекала наиболее равномерно и завершилась раньше, чем в других странах?

  • а) В России.
  • б) В США.
  •  в) В Англии.
  •  г) В Германии.

5. В какой стране патент на собственное изобретение был действителен в течение 14 лет?

  •  а) В Японии.
  •  б) В Турции.
  • в)  Во Франции.
  •  г) В США.
  • 6. Какую страну называли «мастерской мира?
  • а) Франция, б) Германия;  в) Англия; г) Италия.

7.Чартизм –это:

а) Движение за избирательную реформу 

б) Доставка петиции в парламент

в) Народные движения против буржуазии

8.Первую паровую машину  изобрел:

а) Э. Картрайт  б) С. Кромптон  в) Джеймс Уатт

9.Промышленная революция  в Англии создала

а) мануфактурное производство  б) крестьянское  хозяйство  в) фабрично-заводское производство

10. Какую  страну называли «жемчужиной» Британской короны?

а) Австралию  б) Персию  в) Индию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Школьные олимпиады по предметам социально-гуманитарного цикла

Варианты олимпиадных заданий школьного этапа многопредметной олимпиады школьников....

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...

Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла

Презентация к проведению педагогического совета  "Активизация  самостоятельно-познавательной деятельности  учащихся на уроках социально-гуманитарного  цикла. В презентации...