Конспект урока по истории 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Цели и задачи:
- Сформировать представление об особенностях развития социалистических стран. Закрепление понятий: командная экономика, капитализм, смешанная экономика, НТР, социализм, китайский социализм.
- Определить причины и последствия установления социалистического строя в странах Восточной Европы. Умение устанавливать связи между общественным строем и типом экономической системы и применением достижений науки и техники.
- Дать возможность осознать роль демократии и рыночной экономики в успешном развитии общества; определить собственное мнение по поводу соответствия действий социалистических лидеров главной - идее справедливости.
Учебная проблема: Почему страны социалистического Востока проигрывали соревнование странам капиталистического Запада?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Социалистический Восток.
Цели и задачи:
- Сформировать представление об особенностях развития социалистических стран. Закрепление понятий: командная экономика, капитализм, смешанная экономика, НТР, социализм, китайский социализм.
- Определить причины и последствия установления социалистического строя в странах Восточной Европы. Умение устанавливать связи между общественным строем и типом экономической системы и применением достижений науки и техники.
- Дать возможность осознать роль демократии и рыночной экономики в успешном развитии общества; определить собственное мнение по поводу соответствия действий социалистических лидеров главной - идее справедливости.
Учебная программа: Почему страны социалистического Востока проигрывали соревнование странам капиталистического Запада?
Ход урока.
- Орг.момент
Здравстуйте! Тема сегодняшнего урока: Социалистический Восток.
- Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Откройте учебник на странице 198. Работа с материалом после параграфа. В чем противоречия между заявлениями руководителей СССР, других соцстран и приведенными фактами?
(Таблица)
Учитель: Какой возникает вопрос на основании выделенного противоречия?
Проблема
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения, версии по решению проблемы? Что странам Востока могло помешать в развитии?
(версии)
Актуализация знаний.
- Работа с понятиями «капитализм», «социализм». Задание: составить предложение, аналогичное примеру.
Капитализм в марксистском понимании – общество, следующее за феодальным, основанное на частной собственности и состоящее из враждебных друг другу классов: буржуазии и пролетариата.
Социализм – в марксистском понимании …
- Работа с понятиями: «демократия», «авторитаризм», «тоталитаризм». Задание: выделить для каждого понятия ключевой признак.
Демократия – власть народа
Авторитаризм – власть одного лица или немногих
Тоталитаризм - всеобщий контроль государства.
- Работа с понятиями: НТР, смешанная экономика, социальное государство, общество потребления. Задание: выполнить пропуски в определении понятий.
НТР второй половины XX века – открытия и изобретения: …, … новые материалы, открытые молекулы ДНК, робототехника, компьютеры, Интернет.
Смешанная экономика – экономика, которой свойственны: частная собственность, рыночная конкуренция,…, социальное обеспечение граждан.
Социальное государство – государство, для которого характерны следующие черты: создание равных стартовых возможностей для всех граждан, забота об обеспечении, ….
Общество потребления – общество, для которого характерно постоянное потребление и … товаров и услуг.
Информационное общество - складывающееся современное общество, для которого свойственны следующие черты: главным продуктом становится …, происходит автоматизация производства, большинство людей занято в сфере обработки … и в сфере …, предлагается переселение людей из крупных … в благоустроенные «…».
Учитель: Какое из понятий . является определяющим для характеристики развития стран Запада в 60- 80 -е годы XX века?
Информационное общество
Учитель: каким образом будем искать решение поставленной проблемы урока? Какие вопросы при этом мы должны выяснить?
План урока:
1Какие преобразования в 1940-1980-х годах проводились в странах Восточной Европы?
2Чем социалистический путь развития этих стран отличался от капиталистического пути Запада?
3Что было общего и различного в развитии стран Восточной Европы и Кита по социалистическому пути?
4Дать оценку развитию стран Восточной Европы и Китая по социалистическому пути: какие были успехи и неудачи.
Открытие нового знания.
Учитель: Перечислите страны Центральной и Восточной Европы, которые после Второй мировой войны пошли по социалистическому пути.
(ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Албания)
Какие из этих стран вошли в Организацию варшавского договора? Как на карте обозначены эти страны?
В каких странах ВЕ располагались советские войска?(ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия)
Учитель: Какие реформы в политике и экономике предполагал в 1940-1980-х годах выбор социалистического пути развития?
Политика | Экономика |
Однопартийные диктатуры местных компартий, преследование заподозренных в симпатиях к капиталистическому Западу, инакомыслящих; Создание ОВД;(Что такое?) Подавление народных выступлений, восстаний(1953 г. – ГДР, 1956 г. - Венгрия), попытки построить «социализм с человеческим лицом» (Чехословакия, 1968 г.) при помощи советских войск. | Национализация, индустриализация, коллективизация, планирование народного хозяйства – создание командной экономики; Меры по улучшению положения масс: бесплатное образование, Здравоохранение, сокращение рабочего дня, государственные квартиры и т.д. Экономическое сотрудничество через СЭВ. |
Учитель: Чем социалистический путь стран ВЕ отличался от западного капиталистического пути? (Четкие сопоставления)
Запад | Восток |
Смешанная экономика Общество потребления Демократические социальные государства Активное внедрение достижений НТР | Командная экономика Дефицит товара Социально-экономические права при отсутствие гражданских прав Слабое использование достижений науки и техники |
Учитель: Выделите явные успехи и неудачи в развитии стран ВЕ по пути социализма. Какие из них, на ваш взгляд преобладают?
успехи | неудачи |
Экономическое сотрудничество Культурный обмен Повышение жизненного уровня граждан Достижения в развитии науки и техники | Отставание жизненного уровня жителей стран ВЕ от Запада, что было связано, прежде всего, с незаинтересованностью чиновников применять на практике достижения науки и техники Диктат коммунистических партий и отсутствие гражданских свобод, Неудачные попытки построить «социализм с человеческим лицом» Бегство жителей стран ВЕ, прежде всего, ГДР на Запад. |
В 1970-1980-е годы усиливаются негативные черты в развитии стран ВЕ.
Учитель: Что общего в развитии Китая и стран ВЕ по социалистическому пути?
(национализация частных предприятий, индустриализация, коллективизация, руководство КНР ком партии во главе со своим лидером)
Учитель: В чем заключались различия в развитии стран ВЕ и Китая по пути социализма? (стр.194-195, иллюстрация, выделений в тексте учебника на с. 194-196). (Скачкообразное развитие КНР. Конец 50-х годов – «большой скачок» - резкое увеличение промышленного производства с помощью выплавки стали в кустарных печах.
60-е годы – «культурная революция» - разгром хунвейбинами центров старой «контрреволюционной» культуры (музеев, школ, университетов и т.д.)).
Учитель: Чем отличались взаимоотношения стран Восточной Европы и Китая с СССР в 50-е-80-е годы? (КНР в отличие от стран Восточной Европы полностью разорвала отношения с СССР и претендовала на роль нового лидера социалистического лагеря.).
Учитель: Какой был результат развития Китая к концу 1970-х годов? (Голод в стране, крайне низкий жизненный уровень населения.).
Учитель: Какие изменения произошли в Китае по инициативе Дэн Сяопина на рубеже 1970-1980-х годов? (Текст учебника и иллюстрации на с. 196-197.). ( Реформы «четырех модернизаций»: выход крестьян из коллективных хозяйств, открытие частных предприятий, установление цен в результате свободной конкуренции, создание свободных экономических зон).
Учитель: Таким образом, чем же отличались результаты развития стран Восточной Европы и Китая в 1980-е годы? (Страны Восточной Европы: Сохранение командной экономики и как следствие – обострение проблемы обеспечения продовольствием населения, в Польше – забастовки, введение военного положения. Китай: Переход к рыночной экономике при сохранении коммунистического режима и как следствие – обеспечение населения собственным производством, рост промышленного производства на 8% в год .)
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на основной вопрос урока мы теперь можем дать? Какие гипотезы подтвердились? (главной причиной неуспеха стран социалистического Востока в соревновании с капиталистическим Западом является диктат коммунистических партий, командная экономика и как следствие – отставание в практическом применении достижений научно-технической революции.)
Учитель: Заключительным заданием может быть задание 3 к параграфу: На ваш взгляд, какие действия социалистических лидеров 1940-1980-х годов несовместимы с изначальной идеей социализма – «общества справедливости»? (Учащиеся могут назвать: подавление восстания в Венгрии в 1956 г., «Пражской весны» в 1968 г., неспособность властей решить проблему дефицита необходимых товаров, пренебрежение гражданскими правами и свободами и т.д.)
Домашнее задание
Учитель: Обратите внимание на название параграфа, который вам предстоит читать дома: «Третий – развивающийся мир». А что за два первых мира? (Капиталистические страны Запада и социалистические страны Востока.)
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Чем отличается мир третьих стран? (Ученики рассматривают иллюстрации, высказывают свои предположения.)
Учитель: О том, каким путем развития пойдут страны Азии, Африки и латинской Америки, вы прочитаете дома. Ответьте на вопросы перед параграфом.
Рабочий лист
Задание 1.
А) Работа с понятиями «капитализм», «социализм». Задание: составить предложение, аналогичное примеру.
Капитализм в марксистском понимании – общество, следующее за феодальным, основанное на частной собственности и состоящее из враждебных друг другу классов: буржуазии и пролетариата.
Социализм – в марксистском понимании …
Б) Работа с понятиями: «демократия», «авторитаризм», «тоталитаризм». Задание: выделить для каждого понятия ключевой признак.
Демократия - власть народа
Авторитаризм-
Тоталитаризм –
Задание 2.
Работа с понятиями: НТР, смешанная экономика, социальное государство, общество потребления. Задание: заполнить пропуски в понятиях.
Понятия | слова |
НТР второй половины XX века – открытия и изобретения: …, … новые материалы, открытые молекулы ДНК, робототехника, компьютеры, Интернет. | А) государственное регулирование Б)достойного уровня жизни В)освоение космоса Г) частая смена Д) новый источник энергии – атомная. |
Смешанная экономика – экономика, которой свойственны: частная собственность, рыночная конкуренция,…, социальное обеспечение граждан. | |
Социальное государство – государство, для которого характерны следующие черты: создание равных стартовых возможностей для всех граждан, забота об обеспечении, …. | |
Общество потребления – общество, для которого характерно постоянное потребление и … товаров и услуг. | |
Информационное общество - складывающееся современное общество, для которого свойственны следующие черты: главным продуктом становится …, происходит автоматизация производства, большинство людей занято в сфере обработки … и в сфере …, предлагается переселение людей из крупных … в благоустроенные «…». | А) «электронные деревни» Б) информации В) индустриальных (промышленных) городов Г) услуг Д) информация (знания) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...

Конспект урока по истории Класс: 5
Конспект урока по истории Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...
