Конспект урока по истории 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Зарипова Зульфия Амирахматовна

Цели и задачи:

  • Сформировать представление об особенностях развития социалистических стран. Закрепление понятий: командная экономика, капитализм, смешанная экономика, НТР, социализм, китайский социализм.
  • Определить причины и последствия установления социалистического строя в странах Восточной Европы. Умение устанавливать связи между общественным строем и типом  экономической системы и применением достижений науки и техники.
  • Дать возможность осознать роль демократии и рыночной экономики в успешном развитии общества; определить собственное мнение по поводу соответствия действий социалистических лидеров главной -  идее справедливости.

Учебная проблема: Почему страны социалистического Востока проигрывали соревнование странам капиталистического Запада?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_moego_uroka.docx11.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социалистический Восток.

Цели и задачи:

  • Сформировать представление об особенностях развития социалистических стран. Закрепление понятий: командная экономика, капитализм, смешанная экономика, НТР, социализм, китайский социализм.
  • Определить причины и последствия установления социалистического строя в странах Восточной Европы. Умение устанавливать связи между общественным строем и типом  экономической системы и применением достижений науки и техники.
  • Дать возможность осознать роль демократии и рыночной экономики в успешном развитии общества; определить собственное мнение по поводу соответствия действий социалистических лидеров главной -  идее справедливости.

Учебная программа: Почему страны социалистического Востока проигрывали соревнование странам капиталистического Запада?

Ход урока.

  • Орг.момент

Здравстуйте! Тема сегодняшнего урока: Социалистический Восток.

  • Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Откройте учебник на странице 198. Работа с материалом после параграфа. В чем противоречия между заявлениями руководителей СССР, других соцстран и приведенными фактами?

(Таблица)

Учитель: Какой возникает вопрос на основании выделенного противоречия?

 Проблема

Версии

Учитель: Какие у вас есть предположения, версии по решению проблемы? Что странам Востока  могло  помешать в развитии?

(версии)

Актуализация знаний.

  • Работа с понятиями «капитализм», «социализм». Задание: составить предложение, аналогичное примеру.

Капитализм в марксистском понимании – общество, следующее за феодальным, основанное на частной собственности и состоящее из враждебных друг другу классов: буржуазии и пролетариата.

Социализм – в марксистском понимании …

  • Работа с понятиями: «демократия», «авторитаризм», «тоталитаризм». Задание: выделить для каждого понятия ключевой признак.

Демократия –   власть народа

Авторитаризм –  власть одного лица или немногих

Тоталитаризм -  всеобщий контроль государства.

  • Работа с понятиями: НТР, смешанная экономика, социальное государство, общество потребления. Задание: выполнить пропуски в определении понятий.

НТР второй половины XX века – открытия и изобретения:    …,    … новые материалы, открытые молекулы ДНК, робототехника, компьютеры, Интернет.

Смешанная экономика – экономика, которой свойственны: частная собственность, рыночная конкуренция,…, социальное обеспечение граждан.

Социальное государство – государство, для которого характерны следующие черты: создание равных стартовых возможностей для всех граждан, забота об обеспечении, ….

Общество потребления – общество, для которого характерно постоянное потребление и … товаров и услуг.

Информационное общество -  складывающееся  современное общество, для которого свойственны следующие черты: главным продуктом становится …, происходит автоматизация производства, большинство людей занято в сфере обработки … и в сфере …, предлагается переселение людей из крупных … в благоустроенные «…».

Учитель: Какое из понятий . является определяющим для характеристики развития стран Запада в 60- 80 -е годы XX века?

Информационное общество

 Учитель: каким образом будем искать решение поставленной проблемы урока? Какие вопросы при этом мы должны выяснить?

План урока:

1Какие преобразования в 1940-1980-х годах проводились в странах Восточной Европы?

2Чем социалистический путь развития этих стран отличался от капиталистического пути Запада?

3Что было общего и различного в развитии стран Восточной Европы и Кита по социалистическому пути?

4Дать оценку развитию стран Восточной Европы и Китая по социалистическому пути: какие были успехи и неудачи.

Открытие нового знания.

Учитель: Перечислите страны Центральной  и Восточной Европы, которые после Второй мировой войны пошли по социалистическому пути.

(ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Югославия, Албания)

Какие из этих стран вошли в Организацию варшавского договора? Как на карте обозначены эти страны?

В каких странах ВЕ располагались советские войска?(ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия)

Учитель: Какие реформы в политике и экономике предполагал в 1940-1980-х годах выбор социалистического пути развития?

Политика

Экономика

Однопартийные диктатуры местных компартий, преследование заподозренных в симпатиях к капиталистическому Западу, инакомыслящих;

Создание ОВД;(Что такое?)

Подавление народных выступлений, восстаний(1953 г. – ГДР, 1956 г. - Венгрия), попытки построить «социализм с человеческим лицом» (Чехословакия, 1968 г.) при помощи советских войск.

Национализация, индустриализация, коллективизация, планирование народного хозяйства – создание командной экономики;

Меры по улучшению положения масс: бесплатное образование,

Здравоохранение, сокращение рабочего дня, государственные квартиры  и т.д.

Экономическое сотрудничество через СЭВ.

Учитель: Чем социалистический путь стран ВЕ отличался от западного капиталистического пути? (Четкие сопоставления)

Запад

Восток

Смешанная экономика

Общество потребления

Демократические социальные государства

Активное внедрение достижений НТР

Командная экономика

Дефицит товара

Социально-экономические права при отсутствие гражданских прав

Слабое использование достижений науки и техники

Учитель: Выделите явные успехи и неудачи в развитии стран ВЕ по пути социализма. Какие из них, на ваш взгляд преобладают?

успехи

неудачи

Экономическое сотрудничество

Культурный обмен

Повышение жизненного уровня граждан

Достижения в развитии науки и техники

Отставание жизненного уровня жителей стран ВЕ от Запада, что было связано, прежде всего, с незаинтересованностью чиновников применять на практике достижения науки и техники

Диктат коммунистических партий и отсутствие гражданских свобод,

Неудачные попытки построить «социализм с человеческим лицом»

Бегство жителей стран ВЕ, прежде всего, ГДР на Запад.

В 1970-1980-е годы усиливаются негативные черты в развитии стран ВЕ.

Учитель: Что общего в развитии Китая и стран ВЕ по социалистическому пути?

(национализация частных предприятий, индустриализация, коллективизация, руководство КНР ком партии во главе со своим лидером)

Учитель: В чем заключались различия в развитии стран ВЕ и Китая по пути социализма? (стр.194-195, иллюстрация, выделений в тексте учебника на с. 194-196). (Скачкообразное развитие КНР.  Конец 50-х годов – «большой скачок» - резкое увеличение  промышленного производства с помощью выплавки стали в кустарных печах.

60-е годы – «культурная революция» - разгром хунвейбинами центров старой «контрреволюционной» культуры (музеев, школ, университетов и т.д.)).

Учитель: Чем отличались взаимоотношения стран Восточной Европы и Китая с СССР в 50-е-80-е годы? (КНР в отличие от стран Восточной Европы полностью разорвала отношения с СССР и претендовала на роль нового лидера социалистического лагеря.).

Учитель: Какой был результат развития Китая  к концу 1970-х годов? (Голод в стране, крайне низкий жизненный уровень населения.).

Учитель: Какие изменения произошли в Китае по инициативе Дэн Сяопина на рубеже 1970-1980-х годов? (Текст учебника и иллюстрации на с. 196-197.). ( Реформы «четырех модернизаций»: выход крестьян из коллективных хозяйств, открытие частных предприятий, установление цен в результате свободной конкуренции, создание свободных экономических зон).

Учитель: Таким  образом, чем же отличались результаты развития стран Восточной Европы и Китая в 1980-е годы? (Страны Восточной Европы: Сохранение командной экономики и как следствие – обострение проблемы обеспечения продовольствием населения, в Польше – забастовки, введение военного положения. Китай: Переход к рыночной экономике при сохранении коммунистического режима и как следствие – обеспечение населения собственным производством, рост промышленного производства на 8% в год .)

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на основной вопрос урока мы теперь можем дать? Какие гипотезы подтвердились? (главной причиной неуспеха стран социалистического Востока в соревновании с капиталистическим Западом является диктат коммунистических партий, командная экономика и как следствие – отставание в практическом применении достижений научно-технической революции.)

Учитель: Заключительным заданием может быть задание 3 к параграфу: На ваш взгляд, какие действия социалистических лидеров 1940-1980-х годов несовместимы с изначальной идеей социализма – «общества справедливости»? (Учащиеся могут назвать: подавление восстания в Венгрии в 1956 г., «Пражской весны» в 1968 г., неспособность властей решить проблему дефицита необходимых товаров, пренебрежение гражданскими правами и свободами и т.д.)

Домашнее задание

Учитель: Обратите внимание на название параграфа, который вам предстоит читать дома: «Третий – развивающийся мир». А что за два первых мира? (Капиталистические страны Запада и социалистические страны Востока.)

Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Чем отличается мир третьих стран? (Ученики рассматривают иллюстрации, высказывают свои предположения.)

Учитель: О том, каким путем развития пойдут страны Азии, Африки и латинской Америки, вы прочитаете дома. Ответьте на вопросы перед параграфом.

Рабочий лист

Задание 1.

А) Работа с понятиями «капитализм», «социализм». Задание: составить предложение, аналогичное примеру.

Капитализм в марксистском понимании – общество, следующее за феодальным, основанное на частной собственности и состоящее из враждебных друг другу классов: буржуазии и пролетариата.

Социализм – в марксистском понимании …

Б) Работа с понятиями: «демократия», «авторитаризм», «тоталитаризм». Задание: выделить для каждого понятия ключевой признак.

Демократия - власть народа

Авторитаризм-

Тоталитаризм –

Задание 2.

Работа с понятиями: НТР, смешанная экономика, социальное государство, общество потребления. Задание: заполнить пропуски в понятиях.

Понятия

слова

НТР второй половины XX века – открытия и изобретения:    …,    … новые материалы, открытые молекулы ДНК, робототехника, компьютеры, Интернет.

А) государственное регулирование

Б)достойного уровня жизни

В)освоение космоса

Г) частая смена

Д) новый источник энергии – атомная.

Смешанная экономика – экономика, которой свойственны: частная собственность, рыночная конкуренция,…, социальное обеспечение граждан.

Социальное государство – государство, для которого характерны следующие черты: создание равных стартовых возможностей для всех граждан, забота об обеспечении, ….

Общество потребления – общество, для которого характерно постоянное потребление и … товаров и услуг.

Информационное общество -  складывающееся  современное общество, для которого свойственны следующие черты: главным продуктом становится …, происходит автоматизация производства, большинство людей занято в сфере обработки … и в сфере …, предлагается переселение людей из крупных … в благоустроенные «…».

А) «электронные деревни»

Б) информации

В) индустриальных (промышленных) городов

Г) услуг

Д) информация (знания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...

Конспект урока по истории Класс: 5

Конспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...