Рабочая программа по истории, 9 класс
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему

 Башкова Галина Александровна

          

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России от 05.03.2014 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), и учетом Историко-культурного стандарта.Программа обеспечивает изучение содержания федерального компонента  исторического образования учебниками: Всеобщая история, XX – начало XXI века. 9 класс:  О.С. Сороко- Цюпа – М.: Просвещение 2017;  История России, X1X – начало XXI века. 9 класс:  под редакцией А. В.Торкунова М. Просвещение, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_9_klass_2.docx62.18 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53

(МОУ «Школа № 53»)

140060, Московская область, Люберецкий район, п. Октябрьский, ул. Первомайская, д.22,

E-mail: mou.school_53@mail.ru, Телефон: (495) 558-00-88, факс: (495) 558-01-00

Web-сайт: http://www.school-53.ru/

                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                             Директор школы

Т.П.Иванова

                                                     «30» августа 2018 г.

Рабочая программа по истории

(базовый уровень)

 9 класс

Составитель: Башкова Галина Александровна,

учитель истории и социальных дисциплин высшей категории

                                                                                      Городской округ Люберцы

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по истории в 9 классе

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).  Программа обеспечивает изучение содержания федерального компонента  исторического образования учебниками: Всеобщая история, XX – начало XXI века. 9 класс:  О.С. Сороко- Цюпа – М.: Просвещение 2017 .; История России, X1X – начало XXI века. 9 класс:  под редакцией Торкунова М. Просвещение, 2017.  Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю) из них 34 часа на Всеобщую историю и 68 часа на историю России, что соответствует учебному плану на 2018/2019 учебный год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

В результате изучения истории ученик должен:

Знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников.

        Уметь

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

\- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИИ, ИСТОРИЯ РОССИИ) В 9 КЛАССЕ

«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХХ век» (34 часа)

РАЗДЕЛ I (18 часов)

Введение. Новейшая история как историческая эпоха

Понятие «Новейшая и современная история».Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. определяющие историю человечества в новом тысячелетии.Место России в  новейшей истории.

ТЕМА: СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 г.г. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  

 Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Монополистический капитализм. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Особенности модернизации в начале XX в. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.

Первая мировая война.

 Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Гаврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта.Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Лига наций. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 — 1922 гг.), Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

ТЕМА: ВЕСАЛЬСКО - ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ.

Новая карта Европы. Версальско – Вашингтонская система.

Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и соц. движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Рабочего Социалистического и  Коммунистического Интернационалов (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революций, распад империй и образование новых государств как результат  Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии. и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции.

Страны Европы и США в 1924 – 1939 г.г

Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса.   Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. Неолиберализм и кейнсианство — идеология и практика государственного регулирования экономики. Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом. Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Англии.  Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. Л. Блюм. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Зарождение фашизма и нацизма.

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Б. Муссолини. Особенности итальянского фашизма. Нацистская партия на пути к власти. А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч». Условия утверждения  и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Испания в годы мирового экономического кризиса. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.) Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев. Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Франко. Особенности испанского фашизма.

Международные отношения в 1920 –е годы

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930г.г. Паневропейское движение.  Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия.  Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).  Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

Международные отношения в 1930 – е год. Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии  в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

ТЕМА: СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В I  ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Страны Азии  в I половине  XX века.

Географические и политические параметры понятия «Восток». Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе .Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии — пять войн за полвека.Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война (1928—1937 гг.) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг.

Индия — британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.

Страны Латинской Америки в I половине  XX века.

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х.Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910—1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации.

ТЕМА: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ УРОКИ

Причины и начало Второй мировой войны.

 Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939— июне 1941 г. [Основные направления внешней политики СССР на начальном этапе Второй мировой войны и их результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг.Ленд-лиз.  Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. Ф. Рузвельт. У. Черчилль, И. Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр.

Вторая мировая война.

Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Атомные бомбардировки США городов Японии (1945 г.): их цели и результаты. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Договор с Австрией. Сепаратный договор с Японией. [Проблема заключения мирного договора между СССР и Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.

Раздел II (16 часов)

ТЕМА: МИР ВО II  ПОЛОВИНЕ XX  ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Причины и начало «холодной войны»

Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Преследование инакомыслящих. Маккартизм. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.

Общее и различное в развитии стран Западной Европы и США во второй половине ХХ века.

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Неокейнсианство — массовому производству должно соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода  к постиндустриальному  (информационному)  обществу,

его важнейшие признаки. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония). Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX — начале XXI в. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу.

ТЕМА: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА ВО II  ПОЛОВИНЕ XX  В.: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI века.  США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдержава в конце XX — начале XXI в. США в эпоху президентов Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии.

Великобритания. «Политический маятник» 1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании. М. Тэтчер, Э. Блэр. Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Практика сосуществования левых и правых сил у власти — опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак. Италия. Провозглашение республики. С. Берлускони.

Германия. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. [Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль — первый канцлер объединенной Германии.К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер. Становление информационного общества.

Страны Восточной Европы в 1945 – 1970 – е годы. Новая ситуация в Восточной Европе в 90-е годы. Бархатные революции.

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.Распад Югославии.

Страны Азии и Африки,  Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХI века. 

Распад колониальной системы и образование независимых государств  в Азии и Африке. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Движение неприсоединения. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары. Япония. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР.  Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Революции, военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки второй половины XX в. Че Гевара. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Чилийская модель развития.

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХIвека.

 

Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Создание СЭВ и ОВД Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI в. Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX — начале XXI в.

ТЕМА: ХХ ВЕК И КУЛЬТУРА

Развитие культуры в ХХ - начале ХХI века.

 Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Новая художественная система — от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX — начала XXI в.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления — импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления — абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре. Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе.  Литература критического реализма. Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства.

Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемыА.Эйнштейн. Н.Бор. Формирование постиндустриального  общества'. Роль науки, знаний,  информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет. Осмысление проблем информационного общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира.

 Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

ИСТОРИЯ РОССИИ (68 часа):

«Российская империя в 19-начале 20в».

Тема 1.  Россия в первой четверти XIX в. (13 часов)

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её

роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты

аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская

конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. (12 часов)

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.  Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ (13 часов)

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Тема 4. Россия в 1880-1890е гг. (10 часов)

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Тема 5. Россия в начале ХХ в. (20 часов)

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

    Итоговое повторение (3 часа). Итоговая контрольная работа (1 час).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ 9 класс (102ч, 3 часа в неделю)

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные

сроки

прохождения

Всеобщая история

Новейшая история. Первая половина 20 в.(18 часов)

1(1)

Индустриальное общество в начале 20 в.

 03.09.2018-07.09.2018

2(2)

Единство мира и экономика великих держав в начале 20 в.

 03.09.2018-07.09.2018

3(3)

Политическое развитие в начале 20 в.

 03.09.2018-07.09.2018

4(4)

Происхождение Первой мировой войны. Первая мировая война

 10.09.2018-14.09.2018

5(5)

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система

 10.09.2018-14.09.2018

6(6)

Последствия войны: революция и распад империй

 10.09.2018-14.09.2018

7(7)

Капиталистический мир в 20-е годы

 17.09.2018-21.09.2018

8(8)

Страны Европы и США в 20-е годы

 17.09.2018-21.09.2018

9(9)

Мировой экономический кризис1929-1933 года. Пути выхода

 17.09.2018-21.09.2018

10(10)

Демократические страны Европы в 30-е годы. Великобритания, Франция

 24.09.2018-28.09.2018

11(11)

Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания

 24.09.2018-28.09.2018

12(12)

Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания

 24.09.2018-28.09.2018

13(13)

Восток в первой половине 20 в.

 01.10.2018-05.10.2018

14(14)

Латинская Америка в первой половине 20 в.

 01.10.2018-05.10.2018

15(15)

Культура и искусство первой половины 20 в.

 01.10.2018-05.10.2018

16(16)

Международные отношения в 30-е годы

 08.10.2018-12.10.2018

17(17)

Вторая мировая война 1939-1945гг.

 08.10.2018-12.10.2018

18(18)

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первая половина 20 века»

 08.10.2018-12.10.2018

 Раздел 2.Вторая половина 20 в. (18 часов)

19(1)

Послевоенное мирное урегулирование

 15.10.2018-19.10.2018

20(2)

«Холодная война» Военно-политические блоки

 15.10.2018-19.10.2018

21(3)

Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 г.г.

 15.10.2018-19.10.2018

22(4)

Кризисы 70-80-хг.г. Становление информационного общества

 22.10.2018-26.10.2018

23(5)

Политическое развитие стран Запада

 22.10.2018-26.10.2018

24(6)

Гражданское общество. Социальные движения

 22.10.2018-26.10.2018

25(7)

Соединенные Штаты Америки

 05.11.2018-9.11.2018

26(8)

Великобритания, Франция

  05.11.2018-9.11.2018

27(9)

Италия, Германия

 05.11.2018-9.11.2018

28(10)

Преобразование и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999гг.

12.11.2018-16.11.2018

29(11)

Латинская Америка во второй половине 20 в.

12.11.2018-16.11.2018

30(12)

Страны Азии и Африки в современном мире

12.11.2018-16.11.2018

31(13)

Международные отношения 60-90-е годы.

19.11.2018-23.11.2018

32(14)

Культура второй половины 20 века

19.11.2018-23.11.2018

33(15)

Глобализация в конце 20 века

19.11.2018-23.11.2018

34(16)

Повторительно-обобщающий урок

26.11.2018-30.11.2018

История России

Тема 1.Росия в первой четверти 19 в.(13 ч.)

35(1)

Россия и мир на рубеже 18-19 вв.

26.11.2018-30.11.2018  

36(2)

Александр 1:начало правления. Реформы М.М.Сперанского.

26.11.2018-30.11.2018

37(3)

Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг

 03.12.2018-07.12.2018

38(4)

Отечественная война 1812г.

 03.12.2018-07.12.2018

39(5)

Отечественная война 1812г.

 03.12.2018-07.12.2018

40(6)

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825гг.

 10.12.2018-14.12.2018

41(7)

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.

 10.12.2018-14.12.2018

42(8)

Национальная политика Александра 1.

 10.12.2018-14.12.2018

43(9)

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 в.

 17.12.2018-21.12.2018      

44(10)

Общественное движение при Александре 1.Выступление декабристов.

 17.12.2018-21.12.2018      

45(11)

Общественное движение при Александре 1.Выступление декабристов.

 17.12.2018-21.12.2018      

46(12)

Повторение-обобщение по теме: «Россия в первой четверти 19 в.»

24.12.2018-28.12.2018

47(13)

Тестирование по теме: «Россия в первой четверти 19 в.»

24.12.2018-28.12.2018

Тема 2: Россия во второй четверти 19 в.(12 ч.)

48(1)

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1.

24.12.2018-28.12.2018

49(2)

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти 19 в.

 09.01.2019-11.01.2019

50(3)

Общественное движение при Николае 1.

 09.01.2019-11.01.2019

51(4)

Национальная и религиозная политика Николая 1.Этнокультурный облик страны.

 09.01.2019-11.01.2019

52(5)

Национальная и религиозная политика Николая 1.Этнокультурный облик страны.

 14.01.2019-18.01.2019

53(6)

Внешняя политика Николая 1.Кавказская война 1817-1864 гг.

 14.01.2019-18.01.2019

54(7)

Крымская война 1853-1856гг.

 14.01.2019-18.01.2019

55(8)

Крымская война 1853-1856гг.

 21.01.2019-25.01.2019

56(9)

Культурное пространство империи в первой половине 19 в.

 21.01.2019-25.01.2019

57(10)

Культурное пространство империи в первой половине 19 в.

 21.01.2019-25.01.2019

58(11)

Повторение-обобщение по теме: «Россия во второй четверти 19 в.»

 28.01.2019-01.02.2019

59(12)

Тестирование по теме: «Россия во второй четверти 19 в.»

 28.01.2019-01.02.2019

Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ.(13 ч.)

60(1)

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

 28.01.2019-01.02.2019

61(2)

Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 года.

 04.02.2019-08.02.2019

62(3)

Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 года.

 04.02.2019-08.02.2019

63(4)

Реформы 1860-1870-х гг: социальная и правовая модернизация.

 04.02.2019-08.02.2019

64(5)

Реформы 1860-1870-х гг: социальная и правовая модернизация.

 11.02.2019-15.02.2019

65(6)

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

11.02.2019-15.02.2019

66(7)

Общественное движение при Александре 2 и политика правительства.

11.02.2019-15.02.2019

67(8)

Общественное движение при Александре 2 и политика правительства.

18.02.2019-22.02.2019

68(9)

Национальная и религиозная политика Александра 2. Национальный вопрос в России и Европе.

18.02.2019-22.02.2019

69(10)

Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

18.02.2019-22.02.2019

70(11)

Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

25.02.201-01.03.2019

 

71(12)

Повторение – обобщение по теме:« Россия в эпоху Великих реформ».

25.02.201-01.03.2019

72(13)

Тестирование по теме :« Россия в эпоху Великих реформ».

25.02.201-01.03.2019

Тема 4. Россия в 1880-1890-е гг.(10 ч.)

73(1)

Александр 3: особенности внутренней политики.

 04.03.2019-07.03.2019

74(2)

Перемены в экономике и социальном строе.

04.03.2019-07.03.2019

75(3)

Общественное движение при Александре 3.

04.03.2019-07.03.2019  

76(4)

Национальная и религиозная политика Александра 3.

 11.03.2019-14.03.2019

77(5)

Внешняя политика Александра 3.

 11.03.2019-14.03.2019

78(6)

Культурное пространство империи во второй половине 19 в.

 11.03.2019-14.03.2019

79(7)

Культурное пространство империи во второй половине 19 в.

 18.03.2019-21.03.2019

80(8)

Повседневная жизнь разных слоёв населения в 19 в.

18.03.2019-21.03.2019

81(9)

Повторение-обобщение по теме: «Россия в 1880-1890-е гг.»

18.03.2019-21.03.2019

82(10)

Тестирование по теме: «Россия в 1880-1890-е гг.»

 01.04.2018-05.04.2019

Тема 5. Россия в начале 20 в.(20 ч.)

83(1)

Россия и мир на рубеже 19-20 вв.: динамика и противоречия развития.

01.04.2018-05.04.2019

84(2)

Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 вв.

01.04.2018-05.04.2019

85(3)

Николай 2.:начало правления .Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

08.04.2019-12.04.2019

86(4)

Николай 2.:начало правления .Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

 08.04.2019-12.04.2019

87(5)

Внешняя политика Николая 2.Русско-японская война 1904-1905 гг.

 08.04.2019-12.04.2019

88(6)

Внешняя политика Николая 2.Русско-японская война 1904-1905 гг.

 15.04.2019-19.04.2019

89(7)

Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.

 15.04.2019-19.04.2019

90(8)

Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.

 15.04.2019-19.04.2019

91(9)

Социально-экономические реформы П.А.Столыпина.

 22.04.2019-26.04.2019

92(10)

Социально-экономические реформы П.А.Столыпина.

22.04.2019-26.04.2019

93(11)

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.

22.04.2019-26.04.2019

94(12)

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.

29.04.2019-03.05.2019

95(13)

Серебреный век русской культуры.

 29.04.2019-03.05.2019

96(14)

Серебреный век русской культуры.

 29.04.2019-03.05.2019

97(15)

Повторение – обобщение по теме: «Россия в начале 20 в.»

 06.05.2019-10.05.2019

98(16)

Повторение – обобщение по теме: «Россия в начале 20 в.»

06.05.2019-10.05.2019

99(17)

Тестирование по теме: «Россия в начале 20 в.»

06.05.2019-10.05.2019

100(18)

Итоговое повторение по курсу: «Российская империя в 19-начале 20 вв.»

13.05.2019-17.05.2019

101(19)

Итоговое повторение по курсу: «Российская империя в 19-начале 20 вв.»

 13.05.2019-17.05.2019

102(20)

Итоговая контрольная работа по курсу: «Российская империя в 19-начале 20 вв.»

 20.05.2019-24.05.2019


Лист корректировки рабочей программы

учителя

___Башковой Галины Александровны _________________________________________________________

(Ф.И.О.)

по ___истории _____________________________________________________________________

 в  ___9 классе_____________________________________________________________________

(класс)

___________________________________________________________________________

(предмет)

Класс

Название раздела, темы

Дата

проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Класс

Название раздела, темы

Дата

проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Рассмотрено на заседании

методического объединения учителей

истории и социальных дисциплин

протокол № 1 от «29»  августа 2018 г.

Руководитель                        

                                  С.А. Абдрахманова

Согласовано

Зам. директора по УВР      

                                    Л.В. Кретова  

« 29» августа  2017 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...