«Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в процессе изучения истории и обществознания».
статья по истории на тему

Сарычев Александр Владимирович
  1. Ситуационные  задачи  –  это  задачи,  позволяющие  ученику  осваивать  интеллектуальные  операции  последовательно  в  процессе  работы  с  информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –  оценка.  Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко  выраженный  практико-ориентированный  характер,  но  для  ее  решения  необходимо  конкретное  предметное  знание.  Зачастую  требуется  знание  нескольких  учебных  предметов.  Кроме  этого,  такая  задача  имеет  не  традиционный  номер,  а  интересное  название.  Обязательным  элементом  задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован  таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.  Обучение с использованием компетентностно–ориентированных заданий  приводит  к  более  прочному  усвоению  информации,  так  как  возникают  ассоциации  с  конкретными  действиями  и  событиями.  Особенность  этих  заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи)  вызывают  повышенный  интерес  обучающихся,  способствуют  развитию  любознательности,  мотивации,  творческой  активности.  Школьников  захватывает  сам  процесс  поиска  путей  решения  задач.  Они  получают  возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.  Компетентностно-ориентированные  задачи  -  один  из  возможных  путей  формирования  компетентностей  личности,  в  том  числе  предметной,  исторической компетенции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ средняя школа №72 г. Ульяновска

  «Обеспечение педагогической поддержки обучающихся в процессе изучения истории и обществознания».

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла.

Август2018г

                                                   

                                               Учитель истории и обществознания

                                                     Сарычев А.В.

                                            Г. Ульяновск 2018.

 В  современном обществе не главное обладать большим объёмом знаний, а главное – уметь самостоятельно мыслить, действовать, применять  свои знания на практике. Здесь уместны следующие слова Я.А. Коменского  «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением нужно и можно заниматься с увлечением, с  интересом, а не просто по обязанности».

  Поэтому цель каждого учителя  создавать  такие  учебные  ситуации  на  уроке,  которые  научили  бы  обучающихся самостоятельно думать, мыслить, находить, делать, творить и  использовать  свои  определённые  знания  в  жизненных  ситуациях.  Этого  можно достичь, если каждого обучающего включать в деятельность, а это  является основой ФГОС.  

   Одна  из  задач  по  ФГОС  –  сформировать  у  обучающихся  информационную  компетентность,  которая  включает  в  себя  умение  осуществлять поиск информации, извлекать нужную информацию, умение её  обрабатывать, систематизировать и представлять её разными способами.  Очень часто материал, который излагается в учебниках, мало связан с  жизнью. Разбирая ту или иную тему, обучающийся не видит практической  направленности  данного  материала.

    Поэтому  для  развития  ключевых  компетенций  обучающихся  необходимо  применять  компетентностно-  ориентированные задания (КОЗ).  Для разработки компетентностно-ориентированных заданий я изучил структуру КОЗ, в которой обязательно должен быть:    стимул  (погружает  в  контекст  задания  и  мотивирует  на  его  выполнение);    задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося,  необходимую для выполнения задания),    источник или указание на его (содержит информацию, необходимую  для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);    инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания).

     Одним из видов таких КОЗ являются ситуационные задачи - задания,  помещенные  в  жизненный  контекст  и  содержащие  личностно-значимый  вопрос,  который  помогает  ученику  убедиться  в  необходимости  данного  знания.

  1. Ситуационные  задачи  –  это  задачи,  позволяющие  ученику  осваивать  интеллектуальные  операции  последовательно  в  процессе  работы  с  информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –  оценка.  Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко  выраженный  практико-ориентированный  характер,  но  для  ее  решения  необходимо  конкретное  предметное  знание.  Зачастую  требуется  знание  нескольких  учебных  предметов.  Кроме  этого,  такая  задача  имеет  не  традиционный  номер,  а  интересное  название.  Обязательным  элементом  задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован  таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.  Обучение с использованием компетентностно–ориентированных заданий  приводит  к  более  прочному  усвоению  информации,  так  как  возникают  ассоциации  с  конкретными  действиями  и  событиями.  Особенность  этих  заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи)  вызывают  повышенный  интерес  обучающихся,  способствуют  развитию  любознательности,  мотивации,  творческой  активности.  Школьников  захватывает  сам  процесс  поиска  путей  решения  задач.  Они  получают  возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.  Компетентностно-ориентированные  задачи  -  один  из  возможных  путей  формирования  компетентностей  личности,  в  том  числе  предметной,  исторической компетенции.

    2. Примеры составления КОЗ по обществознанию.

 1. Стимул: проблемная ситуация - Лиза пришла из школы и сказала с гордостью отцу: «Я – индивид». Папа  удивился, может ты уже «Личность»? Лиза взглянула на папу и ответила:  «Нет, я больше похожа на индивида, ну или на человека, до личности ещё  точно не доросла». Для того, чтобы понять, кто же прав, нужно изучить  материал учебника по теме: «Человек- личность».  

2. Задачная формулировка: 

1) Составьте из предложений определение понятия «личность», выделив  ключевые характеристики личности?  2) Выпишите в таблицу, какие умения и навыки должен освоить человек,  чтобы стать личностью и к каждому навыку приведите примеры.  Название умений и навыков из  текста  Приведите  примеры  2  3) Выпишите в тетрадь, какие типы личности выделяют ученые.  4) Приведите примеры исторических личностей (политических деятелей,  писателей, ученых – по 2 фамилии), укажите их достижения и заслуги.  

  3. Критерии ответа:  1) Личность – это индивид, усвоивший в процессе социализации традиции и  систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.  Название умений и навыков из  текста.  Приведите  примеры.

 Речь.  Моторика рук . Интеллектуальные навыки . Социокультурные навыки.

     Критерий оценивания:

 1) 5 баллов – выписаны верно навыки и умения, приведены все примеры;  4 балла – выписаны верно все навыки и умения, нет 1 -2 примера;  3 балла - есть неточности в записи, нет 2 – 3 примеров.3) Типы личности:  формирующаяся личность, патологическая (аномальная), асоциальная, зрелая  личность.         Критерии оценивания 4 задания:  Критерии оценивания в   баллах:  Приведены все 6 примеров и больше,  указаны заслуги и достижения – 5.  Приведено 5-4 примера, указаны не все  достижения - 4  Приведено 3 примера, указано менее  половины достижений – 3.  

   4. Источник  Учебник. Тема «Человек- личность».   Комментарий к заданию:  3.  Первое задание – соответствует 1 уровню сложности, постепенно сложность  заданий возрастает, в 4 задании от учащихся требуется вспомнить имена  исторических деятелей.  Второе задание: «Выпишите в таблицу, какие умения и навыки должен  освоить человек, чтобы стать личностью и к каждому навыку приведите  примеры», - предполагает закрепление теоретического материала и  установление связи с жизнью. Составляя примеры обучающиеся закрепляют  материал на уровне практики. Это задание позволяет им самим дать  личностную самооценку своей деятельности, то есть сформировать  компетенцию личностного самосовершенствования.  

    Четвертое задание из этого блока, носит познавательно- творческий характер  позволяет расширить кругозор.  Приведите примеры исторических личностей (политических деятелей,  писателей, ученых – по 2 фамилии), укажите их достижения и заслуги.  Составляя примеры, обучающиеся работают на стадии осмысления,  расширяют свои представления о роли исторических личностей, укрепляют  предметные взаимосвязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Педагогическая поддержка ребёнка и процесс его развития»

В решении вопросов качества образования помогают, в том числе, и приёмы самообразования....

статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"

Научно - методическая статья о применениии  исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельн...

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории».

«Формирование российской гражданской идентичности и нравственное воспитание обучающихся в процессе изучения отечественной истории»....

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...