Изучение вопросов культуры на уроках истории
статья по истории на тему

Все сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная) видоизменяются, находятся в развитии. Чем ближе к современному периоду, тем совершенее. Лишь одна сфера во все времена имеет непреходящее значение - культура. Интерес к культуре возрастает в обществе, также в процессе преподавания истории в средних школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_voprosov_kultury.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»

Изучение вопросов культуры на уроках истории .

Шамова Людмила Максимовна

учитель истории и обществознания.

2017

 «Учиться искусству,

учиться у искусства».

В современный  период  происходит процесс обновления школьного исторического образования. Давно  известное подверглось пересмотру.  Все исторические персонажи получили по заслугам: одних возвели в героев, других-наоборот. Но есть еще нерешенная проблема- место и роль культуры в курсе школьной истории. Так сложилось, что функцию культурного  просвещения взяла на себя школьная история. Не следует отрывать культуру от остальной истории, надо вмещать  материал по культуре в социально-экономическую историю как её органическую часть. Культура Киевской Руси должна рассматриваться в контексте образования и развития русского государства 9-11 вв. Хотя когда мы этого не делаем, все равно связываем развитие культуры с образованием сильного государства Киевская Русь. Новгород в 12 веке, к примеру славен не только своим республиканским строем, но и обширным  храмостроительством  и иконописью. Культурные преобразования петровского времени неотделимы от других реформ первой четверти 18 века. Когда культура рассматривается изолированно, проигрывает сама история, так и её персонажи. Открытие Московского университета и Академия художеств украшает елизаветинское правление , не меньше , чем победа над Пруссией в Семилетней войне.

Во время уроков истории я уделяю большое внимание изучению культуры. Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но для учеников за ними обычно ничего не стоит. Когда автор упоминает, допустим, Шиллера, то для него за этим именем встает целый мир немецкого романтизма, «Коварство и любовь» и пр., и он вольно или невольно из этого исходит. Однако, для ученика это просто иностранное имя, в лучшем случае, чисто формально вписанное в культурный контекст.

При изучении истории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующего:

- Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами». Без и вне человеческой истории культура не существует.

- Памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления. Вспомним хотя бы христианские храмы как образы мира средневекового человека или Галикарнасский мавзолей как выразительный продукт эклектики цивилизации эллинизма. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсе истории.

- Произведения искусства глубоко эмоциональны и индивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит», значит научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей» современностью.

- Сам учитель, как правило, не разбирается хорошо во всех направлениях искусства и сферах культуры. Поэтому, при изучении культуры имеет смысл сконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции и закономерности развития которых (а также связь с историческим контекстом) понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.

Модернизация российского образования, концепция профильного образования, расширение информационного поля, появление различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого привели к изменению целей общего образования. Сегодня оно направленно на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, социализации личности, подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Основной целью исторического образования сегодня является не только выявление и изучение основных закономерностей развития общества, но и общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, включающее в себя практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве: городе, стране, мире. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации.

Современному молодому человеку для самореализации необходимо понимание многомерности, многоаспектности, значимости окружающего культурного пространства, умение продуктивно пользоваться культурным наследием. Всё большее внимание уделяется социальной истории, истории культуры и быта людей. Это позволяет соотносить прошлое, настоящее и будущее, видеть роль отдельного человека в развитии общества.

Много вопросов по разделу « Культура» содержится и в ЕГЭ. Материал, который содержится в современных школьных учебниках, зачастую очень объёмен, а количество часов, которые мы можем затратить на изучение данной темы по-прежнему не велико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках истории остается актуальной.

Данную проблему можно попробовать решить использованием на уроках различных методик, позволяющих задействовать различные каналы получения информации учащимися, развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся.

В настоящее время методистами разработаны эффективные образовательные технологии и методы:

- Развивающие технологии обучения (метод постановки учебных задач, исследовательский подход «Обучение через открытие», коммуникативный или дискуссионный подход, групповой.)

- Творческие задания и игровая деятельность (мысленное путешествие в прошлое, игры), системно - деятельный подход.

- Кейс - технологии (метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач- ситуаций «решение кейсов»)

- Технология критического мышления (постановка вопросов, уяснение проблем и убедительная аргументация - «Вызов – Осмысление – Рефлексия»)

- Интерактивное обучение ( « Корзина идей», «Мозговой штурм», «Составление Кластера», « Архивариус», « От благодарных потомков…», « Шесть шляп мышления», « Адвокат», « Представление к награждению», « ПОПС – формула», «Фишбоун- (Рыбий скелет) и т.д.)

- Проектная деятельность ( « пять « П»», организация самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата).

- Модульная технология (блочное «модульное» построение учебного материала).

- Проблемное обучение (создание проблемной ситуации, доказательства учащимися правильности выбранного решения)

- Экскурсия как метод опытно-экспериментальной деятельности (в том числе и виртуальной в сети Интернет)

Формы работы учеников: работа с книгой, поиск информации в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point,CorelDraw).

Урок « Развитие культуры с X-XVIIIвв.» Урок-характеристика. ( Метод модерации) Применительно во время повторения и обобщения материала , особенно перед  ЕГЭ. Класс делится на две группы. Одна группа готовит вопросы по архитектуре, другая – по живописи. Все периоды сопровождаются связью с эпохой. (обязательно). Примерные варианты вопросов по архитектуре:

- Как зарождалась культура?

- Сравнить архитектуру Руси и Византии.

- Какие архитектурные памятники 10-12 вв.? Их характеристика.

- Когда вновь появляется на Руси каменное зодчество?

 -Какие сооружения помним? Почему они так выглядели?

-Какая практическая сторона учитывалась при сооружении церквей 14-15 вв.?

- В 16 веке какой стиль преобладает?

-Почему происходит преобразование Кремля?

-Почему в конце15-в начале 16 вв. множество итальянцев приехало работать в Россию? Почему тогда, к примеру не приезжали немцы?

- Какие храмы и соборы строили русские и итальянские мастера В Московском Кремле?

-Какая важная характерная черта появляется в культуре 17 века и в архитекруре в частности? И т.д. последовательно по векам.

Возможные варианты вопросов по живописи.

-Сравнить церковное и языческое искусство?

-Какое влияние оказала Византия на  русскую иконопись?

-Какой вид искусства совершенствуются на Руси в 10-12вв.?

-Знаменитые иконописцы 14-15вв?

-Какая разница между иконами А.Рублева и Ф. Грека? Что их объединяет?

-Какая главная черта в живописи 15-16 вв.?

-Какие иконописные школы появляются? Чем они отличаются друг отдруга?

-Назовите истинных мастеров своего дела? И так далее- соответствующие вопросы по векам.

Ученики практически сами ведут урок. Задают вопросы, сами отвечают, дополнят друг друга. Учитель не вмешивается в ход урока, возможно только корректировать действия учеников и то по мере необходимости.

Перед первым уроком  по изучению культуры обязательно даю дополнительные уроки : «Древнерусская икона» и «Древнерусский храм», с целью подробного ознакомления с этими удивительными явлениями культуры. Рассматриваем особенности икон, типы, связь с искусством, с внутренним и внешним убранством храма.

Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники получают навыки исследовательской деятельности, осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Результаты проектов могут быть самыми разнообразными – от разработанного маршрута экскурсии (маршрутного листа), социологического опроса, бизнес-плана, социальной рекламы, стенгазеты до театрализации, ролевых игр, видеоклипов и фильмов. На уроках истории,  обществознания, мировой художественной культуры  применяются различные виды проектов. 

Очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так, при изучении темы « Культура России во второй половине 18 века», Мир художественной культуры эпохи Возрождения в 7 классе, « Серебряный век русской культуры. Искусство серебряного века в 9 классе происходит процесс интегрирования с уроками МХК, литературы, музыки.

Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Они предоставляют возможность учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, возможность в деталях более целостно представить изучаемый период, формировать образное представление об исторической эпохе.

Красочные презентации, слайды, картины, музыкальные и художественные произведения, исторические фильмы и видеофрагменты, биографии и портреты исторических деятелей, памятники культуры и зодчества – всё это легко сейчас найти в Интернете и подготовить сообщение на любую тему, как учителю, так и ученикам. Важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий, формировании умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, умение учиться. Опыт работы показал, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы. Продуктивность обучения при работе с презентациями на уроках истории по изучению культуры в 5-11 классах гораздо выше, чем при использовании традиционных видов наглядности, поскольку презентация позволяет представить изучаемый объект в различных форматах (в натуральную величину, фрагментарно), выделить важные мелкие детали изображения. Основу содержания урока составляют слайды с текстом и графикой, видео- и аудиоматериалами, используемыми комплексно, в старших классах презентации используются в более сложной форме - проектных технологий: зрительный ряд имеет музыкальное сопровождение, его  могут дополнять текстовые и графические компоненты (схемы, диаграммы, таблицы). Готовя презентацию, учащийся становится исследователем и творцом, формируются учебные навыки и умения. Публичная демонстрация итогов проекта в виде презентаций крайне важна для подросткового и юношеского возраста, поскольку презентация является результатом самостоятельной творческой работы учащегося и тем самым подтверждает значимость, компетентность и успешность тех, кто ее подготовил.   Интернет-ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать и совершить виртуальную экскурсию, путешествие во времени и пространстве, непосредственно на уроке. Посетить художественные музеи всего мира, полюбоваться памятниками архитектуры и искусства в масштабе реального времени помогает использование интерактивной доски и Интернет.

Главная цель всех педагогических технологий, методов и приёмов – научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результат своей работы.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что главной задачей учителя истории в изучении вопросов культуры является:

  • Формирование у учащихся потребности сохранения духовных и материальных богатств общества, оставленных нам нашими предками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение вопросов безопасности на уроках физики

Внеклассное мероприятие "Физика и дорожная безопасномть"...

Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе

Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...

Изучение исторических персоналий на уроках истории

Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса . На уроках необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркн...

Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.

Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования  представлений о  духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...

Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"

Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"...

Ориентация школьного учебника истории на изучение вопросов культуры.

Выбор темы данной статьи обусловлен практической деятельностью ее автора – школьного учителя, столкнувшегося с серьезными проблемами при изучении вопросов культуры в рамках изучения курса истори...