Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Елена Федотова

Рабочая программа для 5 класса по истории Древнего мира для 5 класса составлена в связи с требованиями ФГОС ООО, УМК  История Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая А.А, изд-во: "Просвещение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_klass.docx55.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

                                       

 

Рабочая учебная программа

                                    по предмету:  История древнего мира

                                    УМК:  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая А.А.

                                    История Древнего мира.  –М: «Просвещение», 2016 гг.

                                    Класс: 5

                                    Количество часов:  68

Разработана  на основе ФГОС ООО

Составил: Федотова Е.А.,

учитель истории высшей категории

             

Требования к уровню подготовки учащихся по данному курсу История Древнего мира:

Выпускник должен уметь:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «государство», «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник должен знать:

•  характеристику общественного строя древних государств;

• события, хронологию, факты и явления Истории Древнего мира;

•сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для сообщения фактов и источников  по истории Древнего мира;

- представление о мифах как специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- уметь датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира;

- уметь сравнивать исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия;

- уметь давать характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций;

- уметь работать с учебником и другими видами информации;

- уметь соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- уметь применять новые знания, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- приобретение эмоционально-ценностного и творческого опыта.

Содержание  программы

                  История Древнего мира. 5 класс (68ч)

Введение

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о христианской эре.

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Последствия перехода к производящему хозяйству. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Глава 3.  Счёт лет в истории

        Лента времени. Периодизация истории. Столетие, век, тысячелетие.  Отчёт исторического времени. Решение задач.

Глава 4.  Древний Египет

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.  Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь).

Глава 5. Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Ассирийские завоевания. Завоевания ассирийских царей. Столица державы Ниневия. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.  Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.

Глава 6. Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки.  Индийские цифры. Шахматы. 

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Глава 7. Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Заселение островов Эгейского моря. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Мифы древних греков о богах и героях. Основные занятия греков и их покровители. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее.  Миф о споре Афины с Посейдоном.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».  Спартанский полис. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Греко-персидские войны. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны.

Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и их последствия. Борьба с персидским нашествием. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов. Образование афинян. Рабы-педагоги. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра.  Трагедии и комедии.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Элладой независимости. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Писатели об Александре Македонском. Распад державы Александра Македонского на Египетское, Македонское, Сирийское царства. Потеря Грецией независимости.

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Легенда об основании Рима. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения Сената и его функции.

Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Возникновение  республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Первые победы Рима над Карфагеном. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах.

Рабство в Древнем Риме. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры.  

Глава 13. Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия  Гракха. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Походы армии восставших рабов. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Превращение Египта в римскую провинцию. Понятия «империя», «император», «преторианцы». 

Глава 14. Могущество Римской империи

 Территория империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов. Дороги Римской империи. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки).

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе

 Вторжения варваров. Правление Константина. Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе. 

Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Преследования римскими властями христиан.

Заключение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру. Информационно-ученические проекты.

Учебно-тематическое планирование по истории древнего мира

Раздел

глава

Тема урока

Кол-во часов

№ урока

Форма работы

Введение

1

1

Раздел 1

Жизнь первобытных людей

Глава 1

Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди

1

2

экскурсия

Родовые общины охотников и собирателей

1

3

Возникновение искусства и религиозных верований

1

4

Глава 2

Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства

1

5

Появление неравенства и знати

1

6

Глава 3

Счёт лет в истории

Линия времени

1

7

практикум

Раздел 2

Древний Восток

Глава 4

Древний Египет

Государство на берегах Нила

1

8

презентация

Как жили  земледельцы и ремесленники

1

9

Жизнь египетского вельможи

1

10

Военные походы фараонов

1

11

Религия древних египтян

1

12

Искусство Древнего Египта

1

13

Письменность и знания древних египтян

1

14

практикум

Глава 5

Западная Азия в древности

Древнее Двуречье

1

15

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

16

Финикийские мореплаватели

1

17

Библейские сказания

1

18

Древнееврейское царство

1

19

Ассирийская держава

1

20

Персидская держава

1

21

Глава 6

Индия и Китай в древности

Природа и люди Древней Индии

1

22

Индийские касты

1

23

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

24

Первый властелин единого Китая

1

25

Контрольный урок

1

26

тест

Работа над ошибками

1

27

Раздел 3

Древняя Греция

Глава 7

Древнейшая Греция

Греки и критяне

1

28

Микены и Троя

1

29

«Илиада» и Одиссея

1

30

игра

Религия древних греков

1

31

Глава 8

Полисы Греции и борьба с персидским нашествием

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

32

Зарождение демократии в Афинах

1

33

Древняя Спарта

1

34

Греческие колонии

1

35

Олимпийские игры в древности

1

36

Победа греков над персами

1

37

Глава 9

 Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократии

В гаванях афинского порта Пирей

1

38

В городе богини Афины

1

39

В афинских школах и гимнасиях

1

40

Игра-практикум

В афинском театре

1

41

Афинская демократия при Перикле

1

42

Глава 10

Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.

Города Эллады подчиняются Македонии

1

43

Поход Александра Македонского на Восток

1

44

Игра-путешествие

В Александрии Египетской

1

45

Раздел 4

Древний Рим

Глава 11

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Древнейший Рим

1

46

Завоевание Римом Италии

1

47

Устройство Римской республики

1

48

Глава 12

 Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Вторая война Рима с Карфагеном

1

49

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

1

50

Рабство в Древнем Риме

1

51

Глава 13

 Гражданские войны в Риме

Земельный закон братьев Гракхов

1

52

Восстание Спартака

1

53

Единовластие Цезаря

1

54

Установление империи

1

55

Глава 14

 Римская империя в первые века нашей эры

Соседи Римской империи

1

56

Рим при императоре Нероне

1

57

Первые христиане и их учение

1

58

Расцвет Римской империи во II в.

1

59

Виртуальная экскурсия

Вечный город и его жители

1

60

Глава 15

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

 Римская империя при Константине

1

61

Взятие Рима варварами

1

62

Итоговый контрольный урок

1

63

тест

Работа над ошибками

1

64

Информационно-творческие проекты 

2

65-66

презентация

Что мы знаем об истории Древнего мира

1

67

практикум

Резерв времени

1

68



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...