Урок по истории Древнего мира
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Пузенко Анна Георгиевна

Урок по истории Древнего мира "Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э"  учебник Ф.А. Михайловкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_word_2007_2.docx1.05 МБ
Файл zapolni_propuski.docx202.05 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Заполни пропуски

   Эта страна расположена на ____________полуострове. Греция по рельефу -  это _______страна, т.к.   хребты пересекают её вдоль и  поперёк. Самая высокая гора в Греции  - ____ , по преданию на ней живут                  . В Греции нет ______, пригодного для строительства, хвойный строевой _____ можно найти только на севере. Климат в Греции очень           , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы         , полноводных           нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по __ или  по              .

Заполни пропуски

   Эта страна расположена на ____________полуострове. Греция по рельефу -  это _______страна, т.к.   хребты пересекают её вдоль и  поперёк. Самая высокая гора в Греции  - ____ , по преданию на ней живут                  . В Греции нет ______, пригодного для строительства, хвойный строевой _____ можно найти только на севере. Климат в Греции очень           , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы         , полноводных           нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по __ или  по              .

Заполни пропуски

   Эта страна расположена на ____________полуострове. Греция по рельефу -  это _______страна, т.к.   хребты пересекают её вдоль и  поперёк. Самая высокая гора в Греции  - ____ , по преданию на ней живут                  . В Греции нет ______, пригодного для строительства, хвойный строевой _____ можно найти только на севере. Климат в Греции очень           , так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию.  Почвы         , полноводных           нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по __ или  по              .

Выдающийся государственный деятель Древней Греции Перикл сказал :

« Наш государственный строй служит для подражания другим. Он называется демократией, потому что основан не на меньшинстве, а на большинстве граждан. На государственные должности выдвигают каждого по достоинству, из – за личной доблести…Все обладают равными правами». При этом из 300 жителей Афин, каждый третий был рабом.

Про них великий Аристотель говорил: «Человек не может обходиться без орудий, одни из этих орудий являются одушевлёнными, другие неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и самое совершенное из всех орудий».

Сравните высказывание Перикла и Аристотеля, найдите противоречие и сформулируйте проблемный вопрос урока.

– Давайте совершим путешествие в Афины. Сядем на корабль на побережье Черного моря (выбрали капитана). Проследим по карте наш путь (показывает на карте Средиземное, Эгейское, Ионическое моря, о. Крит).

– Мы подплываем к берегам Аттики (какая часть Греции?). Греки любят рассказывать такую легенду. Когда Бог все раздал: кому леса, кому поля, у него в руках осталась горстка драгоценных камней. Он их бросил через плечо, и получилась Греция. Изумруды стали густыми лесами, сапфиры – лазурными морями, а рубины – потрясающим небом на закате. Греция – это страна удивительной красоты и древнейшей культуры, колыбель цивилизации, родина демократии. Многие достижения греков оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.

Остановимся в гаванях афинского порта Пирей.

(Музыка, шум моря.)

1.Экскурсовод.  Я приветствую вас в порту Пирей.

Презентация.

 Самая большая гавань Пирея была  торговой. В Греции ее называли «Ртом Афин».

          В V веке до н. э. Афины были самым богатым городом, а порт Пирей центром между-  

       народной торговли. Сюда прибывало множество кораблей из дальних и ближних стран.

   1.   Ученик читает   стихотворение  комедиографа  Гермиппа.

  «Шлет для мечей рукоятки и кожи воловьи Кирена,
 Скумбрию и солонину везут с берегов Геллеспонта,
 А из Италии – скот и крупу из толченой пшеницы;
 Из Сиракуз – сицилийских свиней нам и сыр       доставляют,

  Снасть корабельную, холст и папирус везут из Египта,
 И благовонья – из Сирии …
 С Крита прекрасного шлют кипарис для богов многочтимых,
 Ливия кость для поделок слоновую нам присылает,
 Родос – изюм и инжир, погружающий в дрему хмельную
 Сладкий каштан и миндаль, изумрудом сверкающий, ввозят
 Из Пафлагонии; финики шлют и муку финикийцы,

  А Карфаген поставляет ковры и подушки цветные…».

           

 Идем по улицам Пирея. Но что это за шум, что это за люди. Перед нами встает картина торговли, да это рыночная площадь, как и во всех городах Древней Греции, где идет бойкая торговля людьми. Здесь разноязычная толпа: скифы, фракийцы, персы и даже негры. На помосте выставлены молодые сильные рабы и рабы-старцы, женщины и дети, видим работорговцев. Здесь же покупатели и просто зрители вроде нас.

Работа с картиной Х. Лопеса «Продажа рабов в Древней Греции».  
Перед нами три группы людей: а) рабы, выставленные на продажу; б) работорговцы; в) покупатели. Опишите каждую из этих групп.

Возможны дополнительные задания и вопросы к каждой группе: а) опишите фигуру раба в центре. Предположите, почему он в цепях; для чего на его грудь повешена дощечка. Что на ней написано? Предположите, какую работу в хозяйстве заставят выполнять девочку-рабыню. Почему торговцы на рынке нередко ставили карлика или одряхлевшего раба (на картине - горбуна) рядом с сильным рабом? («Чтобы слабого купили вместе с сильным», «чтобы сильный раб казался еще сильнее», - обычно говорят учащиеся. Правильным является второй ответ.) б) Как ведут себя торговцы? Предположите, какими словами зазывают они покупателей, в) Предположите, о чем говорят покупатели между собой. Как относятся присутствующие здесь греки ко всему происходящему? Возмущены ли они продажей рабов? Если нет, то предположите почему.

Последний вопрос имеет принципиальное значение, и потому учитель, дополняя, говорит, что рынки рабов находились во многих городах, продажа людей была обычным явлением и никого из греков не возмущала. Изображенный на картине сидящий грек оперся на красивый сосуд и то ли слушает своего соседа, то ли погружен в собственные мысли. Ему нет дела до происходящего, возможно, он даже не слышит криков ребенка, рыданий матери, свиста кнутов надсмотрщиков. Не надо думать, что все покупатели обязательно злые или жестокие люди. Вот, например, старик G седой бородой, обсуждающий качества выставленного на помосте раба. Наверно, у него есть внуки, для которых он добрый и любящий дед. Он купит для них на продуктовом рынке пряники на меду и другие сладости. Но этот старик, как и остальные греки, считает естественной торговлю «живым товаром». Он убежден: чужеземцы для того и созданы, чтобы быть рабами у эллинов.

2. А теперь выясним какие работы выполняли рабы.

(Индивидуальные сообщения учащихся ).

На рабов возлагали самые изнурительные работы. На мельницах они вращали тяжелые мельничные жернова. Жалея горсть муки, жестокие и скупые рабовладельцы надевали этим рабам на шеи специальные колодки, мешавшие поднести руку ко рту. В порту рабы носили на своих плечах тяжелые мешки и сосуды, нагружали и разгружали корабли. На военных и торговых кораблях рабов-гребцов приковывали цепями к скамьям. Только смерть могла их избавить от тяжкой работы, от жгучих ударов бичей.

А)Но наиболее тяжёлой была работа на рудниках. Свободные греки, даже бедняки, не работали в рудниках и каменоломнях. Руду и мрамор добывали рабы. На серебряных рудниках, принадлежавших Афинскому государству, трудились тысячи рабов. Глубоко под землёй они выламывали руду короткими железными ломами и тяжёлыми молотами. Подземные коридоры были такими узкими и низкими, что работать в них приходилось полулёжа.   Продвигались туда только ползком, лёжа на боку. Рабы задыхались в спертом воздухе. От больных и от здоровых требовали одной и той же работы.

 Рабочего  дня   нет.  Есть  рабочие   сутки.  Только  на  несколько  часов можно забыться тяжелым сном. Иногда  в  шахтах появляется вода.  Черная и  неподвижная, она кажется кровью,  пролитой тысячами    погибших   людей.  Её   вычерпывают   сосудами, которые передаются из рук в руки. Подростки-рабы ползком вытаскивали наружу тяжёлые корзины с добытой рудой. Наверху рабы дробили руду железными пестами в каменных ступках и размалывали её жерновами. Вращать жернова могли бы ослы, но рабовладельцы предпочитали и здесь труд рабов, так как он обходился дешевле. Чудовищное напряжение, голод и побои вели к преждевременной смерти.

Б) Много рабов было занято в ремесле (работа с картиной  «В мастерской ремесленника»).

гончарная мастерская в афина 5 в до.н.э.

Особенностью хозяйства древней Греции было широкое распространение труда рабов в ремесле.

 Работа с картиной В. Синани «Гончарная мастерская».

На картине одна из многих афинских мастерских, расположенных на берегу небольшой речки в городском квартале Керамик.

Мы видим, что для греческого ремесла было типично сочетание рабского и свободного труда.

На картине изображена группа людей: хозяин мастерской, покупатель, носильщики сосудов, работники (кратко поясняет, что делает каждый). Указывает , кто из них свободный, а кто раб. Обоснует ответ, исходя из характера выполняемой работы.

Экскурсовод говорит, что тяжелая однообразная работа была возложена на рабов. Они месили глину, вращали гончарный круг, поддерживали огонь в печи для обжига. А  художник - свободный человек. Целый день он расписывает сосуды, сидя на стуле без спинки и не меняя позы. Вряд ли его труд намного легче труда раба, месящего глину. Сравните труд того и другого работника: в чем главное различие в самом характере труда?

- работой творческой, требующей выдумки и заинтересованности, занимались почти исключительно свободные люди.

- текст учебника (производство чёрнофигурных и краснофигурных ваз)

В) В сельском хозяйстве было занято значительно меньше рабов, чем в ремесле. Крестьяне сами обрабатывали свои небольшие участки земли. Однако не только у владельцев имений, но и у многих крестьян были рабы. Они давили ногами и прессами виноград и оливки, носили на рынок тяжёлые корзины.

 В Афинах и других греческих государствах имелось множество домашних рабов. Они были поварами, конюхами, учителями. Они одевали и кормили рабовладельцев, учили их детей.
Раб не считался человеком. Ему давали кличку, как животному. Хозяин всегда мог избить раба за какую-нибудь вину или просто из прихоти, вымещая на нем свое дурное настроение. Один греческий писатель говорит о необходимости входить в дом со стуком, так как, войдя внезапно, гость рискует наткнуться на избиваемого раба или на рыдающих рабынь. У многих рабов тело было покрыто рубцами и шрамами от плетей и палок. Греки говорили, что больше всего раб должен завидовать  черепахе, у которой спина защищена панцирем.

Тест  «Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н. э.»

  1. Росту рабства в Греции в 5 веке до н. э. способствовало:
  1. греко-персидские войны;
  2. морское пиратство;
  3. оба утверждения верны.
  1. Раба, сопровождавшего ребёнка в школу, в Греции называли …
  1. метек;
  2. педагог;
  3. стратег.
  1. Слово "Керамик" означает …
  1. глиняная посуда;
  2. сухая глина;
  3. район города, где жили гончары.
  1. Слова "Пифос", "Килик", "Кратер", "Амфора" означают…
  1. имена рабов;
  2. названия глиняных сосудов;
  3. названия греческих островов.
  1. Главным портом Афинского государства в 5 веке до н. э. считался …
  1. Фалер;
  2. Пропилеи;
  3. Пирей.
  1. Протяженные стены, соединяющие Пирей и Афины, длина которых составляла 5-6 км, получили название …
  1. крепкие;
  2. колючие;
  3. длинные.
  1. Товары, которые вывозили из Афин, - это …
  1. расписная керамика, оливковое масло, вино, оружие;
  2. рабы, зерно, оливковое масло;
  3. зерно, мед, шкуры животных.
  1. Иноземные купцы платили за право торговать в Афинах налог, который назывался …
  1. зарплата;
  2. пошлина;
  3. дань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....