Доклад "Социализация школьников"
учебно-методический материал по истории на тему

Федорова Татьяна Алексеевна

Роль социализации в учебной деятельности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_konferentsii_sotsializatsiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Социализация школьников»

(Из личного опыта работы)

Подготовила:

Учитель истории

Федорова Т.А.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более 10 лет, но ее развитие оставалось на уровне ребенка четырех лет.

Эта ситуация описывается в учебнике обществознания для 6 класса. И я прошу детей высказать свое мнение, почему так произошло, Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек. Чем отличается человек от животного. В основном дети отвечают правильно. Что человек становится человеком и личностью только в обществе. На уроках обществознания мы разбираем с детьми понятия человек, индивид, личность. Как определить, заслуживает ли уважения данная личность? Для этого нужно выяснить следующее: как этот человек трудится (учится, работает, играет); как относится к окружающему миру (природе, другим людям, обществу); как оценивает самого себя (знает свои достоинства, понимает свои недостатки, занимается самовоспитанием).

 Другое качество личности – способность к различной деятельности. Главная деятельность школьника – учение. Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретает необходимые знания и умения. Для школьника важны такие качества, как целеустремленность, воля, старательность, терпеливость, настойчивость. Ученик должен критически относиться к своим успехам, и уметь преодолевать трудности.

Вступая в разнообразные отношения с людьми, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности, познавая мир и себя как частицу мира, ребенок включается в общество, становится его членом, потому что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. А общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Происходит процесс приобщения личности к обществу, а это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

- Как создать условия для социализации учащихся?

Сущность моей работы как учителя обществознания и истории  заключается в создании условий для социализации учащихся, передаче им социального опыта путем их приобщения к историческим знаниям, путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности.

Например, разбирая тему «Внешняя политика при Алексее Михайловиче. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году», учащиеся провели аналогию с событиями 2014 года. Сделали вывод, что события повторились. 8 января 1654 года  в Переяславле состоялся общий совет – Рада, на котором были собраны представители от всех сословий украинского населения. Решение собравшихся было единодушным – Украина вошла в состав России, обещая «быть с землями и с городами под государевою высокою рукою навеки. Были закреплены также права и привилегии казачества и городов Украины. В частности сохранялось гетманское управление, большое казачье войско. В 2014 году Украина опять оказалась перед выбором: войти в Евросоюз или быть вместе с дружеской и родной Россией. И тоже, как тогда собралась Рада или Референдум Часть Украины  (Крым) сделала почти единогласно свой выбор – быть с Россией.

И таких примеров в истории  много. На своих уроках я побуждаю учащихся делать определенные выводы, давать свою оценку происходящим событиям.

Передо мной  стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме микрорайона. Это удается только в неразрывном единстве урочной и внеклассной работы по предмету.

Формы  социализации различны:

Беседы, дискуссии позволяют учащимся высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, уметь грамотно и доступно формулировать свои мысли, слушать собеседника, находить истину.

Использование ИКТ на уроках  позволяет изменить взаимодействие "учитель-ученик": не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя, а в активного участника, соавтора урока.

 Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).          В создании презентаций есть и свои подводные камни. Ученики стремятся использовать готовые презентации. Или они просто печатают текст учебника, другой литературы и читают его. В этом случае о творчестве нет речи. Поэтому я консультирую учащихся: какой использовать материал, в каком объеме, как его лучше  расположить, как проиллюстрировать. И конечно уметь интересно преподнести сою работу слушателям.

Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают социальный опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Работа над созданием презентаций начинается уже в начальных классах. В среднем и старшем звене она продолжается.

 Так в 5 классе было предложено создать презентацию на тему «Мой родной город», Ребята в своих работах использовали не только материал из интернета, но и сами фотографировали интересные здания, памятники, социально-значимые объекты, писали к ним аннотации. Интересна работа Еремкиной Насти. Она сделала ее в сравнении: старый город – новый город. Черчимова Евгения  сделала презентацию на основе своих фотографий в музее Эрзи.

Одним из источников знаний становится исследовательская деятельность учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.

Стратегией исследовательской деятельности является решение основополагающей задачи образования и воспитания, повышение качества образования - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации

На практике для учащихся исследовательская деятельность помогает познакомиться со структурой и методами научного исследования, совместно со сверстниками искать темы для исследования, самостоятельно планировать свою деятельность, учиться искусству дискуссии, что является основой становления активного образа мышления и способности овладеть системой постоянных и строго определенных действий, то есть алгоритмом, который поможет им в дальнейшем.

 Ребята знакомятся с разными источниками информации, пополняют свои знания, Они не только учатся выбирать наиболее важное, интересное, но также анализировать, сопоставлять, делать выводы, Изучение жизни своего народа, своих родных, дает возможность учащимся проникнуться чувством гордости за них, за свою Родину, воспитывает в них чувство патриотизма.

Результатом исследовательской деятельности стали творческие проекты, компьютерные презентации, исследовательские работы.

Примером исследовательской деятельности могут служить работы учащихся 9 класса Ильинской Марии о Мазявкиной М.С., о ее бабушке Ильинской Е., о герое Советского Союза Котове. Чекашкина Виктория - о жизни  и деятельности героя Советского Союза М.Г. Гурееве. Обе ученицы участвовали в конкурсах исследовательских работ и стали призерами. Восьмиклассница Яковлева Елизавета стала призером  за  работу «Поселок Арапово - город Ковылкино». Латышов Глеб и Малышев Володя из 5 класса работали над темой «Мой родной город». Глеб писал о своей улице Пархоменко и людях, живущих на ней, о достопримечательностях находящихся рядом. Так он узнал о таких личностях как В.И.Ленин, Пархоменко, Щорс в честь которых сооружены памятники и названа улица. Он больше узнал о своих земляках почетных людях города о супругах Вишничкиных, учителе Т. А. Адонине, П. В. Корчагине, живущим на его улице. .Малышев Володя рассказал о своем Третьем микрорайоне, времени его застройки, о родных, которые его застраивали, о важных социальных объектах. Интересную работу провела Семина Ирина из 7 класса. Она не только встретилась с ветераном пед.труда, художницей нашего города Сенаторовой В.В., но взяла у нее интервью, воочию познакомилась с ее работами (картины, вышивка, макраме),записала на видео В.В.Сенаторову, читающую свои стихи, но также сыграла с ней партию в шахматы. Ее работа была по достоинству оценена. Она стала победителем и призером в конкурсе (в разных номинациях)

Что дает эта работа? Конечно же, главное - социализацию подростка. Ведь конечный итог исследовательской работы - демонстрация  своих знаний, своих умений, коммуникативных способностей.

Я стимулирую познавательную активность учащихся через творческие задания, работу с документами, виртуальные музейные экскурсии.

 Много интересных творческих заданий в учебнике ИКМК по изучению своего края, своей семьи. Так на задание: узнать, какие исторические источники хранятся  в вашей семье, дети принесли старые фотографии своих бабушек и прабабушек, Латышов Глеб принес гармонь своего деда, некоторые дети приносят старинные монеты. Другое задание: составь летопись своей семьи, воспользуйся воспоминаниями старших, ребята составили древо жизни своей семьи, рассказы о родных. Одним из творческих заданий было исследование своего имени, фамилии. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания. Эта работа подготавливает их к дальнейшей исследовательской деятельности.

Системно-деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося.

Итак, на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии - гражданином единого российского общества. Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.

Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.  Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.

Библиография

  1. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников //Экономика в школе. 2006. №4.
  2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
  3. http://i-u.ru/
  4. http://nestu.ru
  5. http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...