Презентация "Российское государство в первой трети 16 века" урок истории в 7 классе
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Хибель Татьяна Сулловна

Презентация "Российское государство в первой трети 16 века" урок истории в 7 классе, учебник "История России" под редакцией А.В.Торкунова.

Проект знакомит учащихся с завершающим этапом объединения русских земель, с историческими личностями, развивает навыки работы с исторической картой, документами,  терминологией. Презентация состоит из 21 слайда, дополнена иллюстрациями и полным текстовым содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskoe_gosudarstvo_v_pervoy_treti_16_veka.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебник «История России» под редакцией А.В. Торкунова Автор презентации: Хибель Татьяна Сулловна у читель истории МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Беляево Юхновского района Калужской области Тема: «Российское государство в первой трети XVI века» урок истории в 7 классе

Слайд 2

Вспомним домашнее задание 1. Покажите на карте территорию России к концу правления Ивана III. 2. Сравните европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходства и различия. 3. Что такое крепостное право и самодержавие? Вопрос по документу «Из работы историка А.А. Зимина» Какие причины возникновения деспотизма в России называет А.А. Зимин? Холопье происхождение, собачья преданность самодержавию

Слайд 3

Сегодня мы продолжим работать с документами, исторической картой, терминологией, узнаем много интересного из истории нашего государства. Проблемное задание на урок 1. Когда завершилось объединение русских земель вокруг Москвы? 2. Какая задача стояла перед великими князьями после завершения объединения земель вокруг Москвы?

Слайд 4

ПАМЯТКА: История в лицах: современники Работа с картой Изучаем документы Запоминаем новые слова План урока: 1. Государи всея Руси 2.Завершение объединения русских земель 3. Как управлялось государство 4. Закрепление

Слайд 5

1. Государи всея Руси (штрих к портрету) Великий князь Иван III (1440-1505) наследовал московский престол в 1462 г., после смерти своего отца Василия II Тёмного. По характеру острожный и осмотрительный, он избегал в политике чересчур смелых действий, достигая крупных целей не сразу, а несколькими последовательными шагами . 1. Присоединяет Ярославль, Ростов, Новгородские земли, Тверское княжество, земли в верховьях Оки. 2. При Иване III Московская Русь окончательно освободилась от татарского ига. 3. У крепилась великокняжеская власть 4. При Иване III был составлен первый замечательный московский юридический памятник – Судебник 1497 5. Укреплял и украшал столицу - Москву Иван III

Слайд 6

Первая жена Ивана III, Мария Тверская, умерла молодой, в 1467 г. (оставив поле себя сына Ивана Молодого). Папа Павел II через посла Ивана Фрязина предложил овдовевшему Ивану руку Софьи Палеолог, племянницы последнего восточного императора Константина XI, ближайшей наследницы византийского престола. 12 ноября 1472 г. прибывшая на Русь Софья обвенчалась с Иваном. Семья и вопрос престолонаследия Мария Тверская Софья Палеолог

Слайд 7

У Ивана III было 5 сыновей. В традиции русского общества, он разделил государство. Василию (старшему) оставил 66 городов (Москва, Нижний Новгород, Тверь, Новгородская земля), а остальным детям – 30 городов. Иван III скончался в октябре 1505 года. На престол взошёл Василий III (1505 – 1533)

Слайд 8

Василий III (штрих к портрету) Великий князь Московский Василий Иванович III (1505 – 1533, родился в 1479) более всего знаменит тем, что в его правление завершилось собирание раздробленных уделов Руси в единое государство . Василий продолжал внутреннюю и внешнюю политику своего отца, Ивана III, на которого походил суровым, самовластным характером. Подобно отцу, Василий III заботился о великолепии двора и об украшении Москвы красивыми постройками. Он увеличил число придворных сановников. Во время торжественных приемов возле него стояли рынды (телохранители), избранные из самых красивых знатных юношей. Одетые в белое атласное платье, они очень нравились народу и иноземцам. Василий III . Миниатюра из Царского титулярника Сильно скорбел Василий III, что у него не было детей. Говорят, что раз он даже заплакал, когда увидел на дереве птичье гнездо с птенцами. – Кому царствовать после меня в Русской земле? – скорбно спрашивал он у своих ближних. – Братьям моим? Но они и со своими делами управиться не могут!.. По совету приближенных, он развелся с первой своей супругой, Соломонией Сабуровой, которая была пострижена, как говорят, против ее желания, и женился на Елене Глинской племяннице известного Михаила Глинского . Соломония Сабурова Елена Глинская

Слайд 9

Вопрос: О каких качествах Василия III можно судить по этому фрагменту письма? Заботливый муж и отец Изучаем документ «Из письма Василия III Елене Глинской» (чтение документа на стр. 33)

Слайд 10

Четыре года с лишком прошло после женитьбы на Елене Глинской, а детей у Василия Ивановича все не было. Он со своей супругой ездил на богомолье по монастырям, раздавал милостыню; во всех церквах русских молились о даровании государю наследника. Наконец, 25 августа 1530 года, Елена Глинская родила наследника Василия III, которого нарекли при крещении Иоанном. Потом ходила молва, будто при появлении его на свет по всей Русской земле прокатился страшный гром, молния сверкнула и земля содрогнулась... Один юродивый предрек Елене Глинской, что у нее родится сын «Тит – широкий ум». Через два года родился у Василия III и Елены второй сын – Юрий. Это интересно!

Слайд 11

2. Завершение объединения русских земель ( Василий III завершает начатое отцом дело собирания земель вокруг Москвы ) Присоединение Пскова Василием III Самым важным делом Василия Ивановича было уничтожение последних уделов. ПСКОВУ объявили государеву волю: – Если отчина моя, Псков, хочет прожить по старине, то должна исполнить две мои воли: чтобы у вас веча не было и колокол вечевой был бы снят; быть у вас двум наместникам, а по пригородам наместникам не быть. Если же этих двух волей не исполните, то как государю Бог на сердце положит: много у него силы готовой, и кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не сотворит. Скоро и сам великий князь прибыл во Псков с вооруженным отрядом. Здесь на торговой площади встретило его духовенство. Великий князь сошел с коня и пошел к церкви св. Троицы. Отслужили молебен, пропели многолетие государю. Благословляя его, владыка сказал: – Бог благословляет тебя, государь, – взял ты Псков без брани. Троицкий собор во Пскове. Перед ним находилась вечевая площадь

Слайд 12

Вопрос: Как автор повести описывает события, произошедшие 13 января 1510 года? Работаем с документом: Из «Повести о взятии Пскова» (читаем документ на стр. 33)

Слайд 13

Взятие Смоленска в 1514 Василию Ивановичу очень хотелось взять Смоленск. Два раза он подступал к этому городу; наконец в 1514 г., 30 июля, город сдался. По рассказам летописца, многочисленная московская рать имела при себе «наряд» (артиллерию) и воинов, вооруженных «пищалями». 29 июля русское войско приступило к Смоленску. Опытный пушкарь-иноземец распоряжался «нарядом». Меткими выстрелами ему удалось сбить на городской стене пушку и нанести большой вред защитникам; особенно много народу побил он, стреляя мелкими ядрами (картечью). Увидели защитники Смоленска, что им на этот раз не устоять, и, чтобы не погибнуть понапрасну, запросили мира. Смоленский владыка вышел из города и челом бил великому князю – просил его повременить до следующего дня, прекратить пальбу и дать смолянам подумать о сдаче; но Василий Иванович не дал им сроку, приказал, напротив, бить по городу из всех пушек. Сильно рад был Василий Иванович взятию Смоленска. 1 августа с большим торжеством вступил он в город и был встречен народом. После молебна и многолетия в соборе владыка сказал ему: – Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный царь Василий, великий князь, всея Руси самодержец, на своей отчине, в городе Смоленске, на многие лета! Василий Иванович велел предложить всем жителям Смоленска, чтобы они, если хотят, служили бы ему, а если не хотят, то им воля – идти к королю. Многие остались на московской службе. Наместником в Смоленске назначен был князь Василий Васильевич Шуйский. Взятие Смоленска русским войском под командованием Василия III 29 июля—1 августа 1514 года во время русско-литовской войны

Слайд 14

Присоединение Рязани и Северской земли к Москве Несколько лет спустя Василий III завладел Рязанью. Он и раньше тут распоряжался, как в своей земле, и здешний князь на деле был только московским наместником. Молодому рязанскому князю Ивану Ивановичу хотелось полной независимости ; завел он сношения с крымским ханом – думал с его помощью отделаться от Москвы. Об этом вовремя проведал Василий Иванович. Он подкупил самых близких людей и советников рязанского князя, зазвал его к себе в Москву, посадил его под стражу, а его мать заключил в монастырь. Рязанская область была присоединена к Москве (1517 г.) Рязанский Кремль Вслед за Рязанью к Москве была присоединена и северская земля (1523 год). Не стало больше уделов в восточной Русской земле: всю ее забрали под свою сильную руку московские государи. Работаем с картой

Слайд 15

3. Как управлялось государство

Слайд 16

Запоминаем новые слова (работа со словарём стр. 34) Боярская дума Волость Дворяне «Дети боярские» Кормление Наместник Приказы Стан Уезд Поместье

Слайд 17

Запоминаем новые слова Боярская дума — высший совещательный орган при государе, в который входили ≪думные чины≫ — бояре, окольничие, думные дворяне. Волость — низшая административно-территориальная единица в России. Государев двор — институт социальной организации землевладельцев в России. Возник в конце XII в. на базе княжеской дружины. Дворяне — в удельный период — служилые люди князя и бояр, заменившие дружинников; в условиях единого Российского государства — привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы поместье от государя. ≪Дети боярские≫ — провинциальные дворяне, нёсшие обязательную службу и получавшие за неё поместья от великого князя.

Слайд 18

Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставлявшего им на время службы корм в денежном или натуральном (хлеб, мясо, рыба, овёс и т. п.) виде. Наместник — должностное лицо, которое великий князь ставил во главе уезда; ведал судом, взимал штрафы и судебные пошлины в пользу государства. Приказы — органы центрального управления в России в XVI — начале XVIII в. (Посольский, Поместный, Земский, Челобитный, Казённый и др.) Стан — административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между уездом и волостью; два-три стана составляли уезд. Уезд — крупнейшая территориальная единица в объединённом Российском государстве, созданная при Василии III; в свою очередь, делилась станы и волости. Запоминаем новые слова

Слайд 19

История в лицах: СОВРЕМЕННИКИ Василий III Государь всея Руси Франциск I Король Франции К. XV – нач. XVI вв.

Слайд 20

Что бы еще хотелось узнать об этом времени? Итог нашего урока: Назовите слова, имена, даты, которые услышали на уроке и что они означают?

Слайд 21

Желательно ответить на вопросы стр. 33 Домашнее задание: С удовольствием прочитать п.4 выучить новые слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Первая Мировая война. История. 9 класс.

В этой презентации говорится о причинах , ходе, итогах  и последствиях 1 Мировой войны....

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в

Презентация является электронным приложение к уроку "Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в" по учебнику  "История России"  под редакцией академика...

Российское государство в первой трети XVI века

Российское государство в первой трети XVI века...

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...