Технологическая карта урока "Крестовые походы"(урок-2-ой)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Ильина Алла Ивановна

Средние века-6 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

 Технологическая карта урока

- учитель ИЛЬИНА Алла Ивановна

Предмет: История

Тема: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ(УРОК ВТОРОЙ)

Педагогические

цели

Создать условия для формирования представлений о причинах, целях и результатах крестовых походов; показать роль католической церкви в организации крестовых походов на Восток; познакомить и закрепить понятия: крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден

Тип урока

Комбинированный (с применениеи технологии критического мышления и командно-групповой работы)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе, проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, характеризуют цели, обстоятельства, участников крестовых походов, перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений, выделяют и перечисляют последствия крестовых походов.

Метапредметные:

Познавательные: моделируют логические схемы, владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала, выделяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания, устанавливают причинно-следственные связи, произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеют диалогической формой речи, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют свое мнение и позицию.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции

Образовательные
ресурсы

Презентация «Крестовые походы», подготовленная учителем.

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, карта «Крестовые походы»

Основное содержание, понятия и термины

Причины крестовых походов. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордены. Последствия крестовых походов. Крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

I. Организационный момент

УЗНО- по итогам прошлого урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Обьявляет цель- продолжить изучение темы

(если урок открытый)-капитаны и магистры представляются

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Проверка домашнего задания

Опрос –разминка

– Вспомним:(ответ болельщиков, но баллы команде)- 1.Что было главной причиной разделения церквей? с129-130(уч )      2.Что такое ордены нищенствующих монахов?  3.)Причины крестовых походов?(на листе)

4) Что за земля Палестина, что значит благодатная и почему? с 135-136(уч) 5) Каково было положение немусульман в Арабском халифате? (ответ: христиане в Арабском халифате были ущемлены в своих правах, обязаны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию, им запрещалось выступать свидетелями в суде против мусульман.)

6)Участники (трудности) крестовых походов

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Фронтальная

Характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе

Познавательные: отвечают на вопросы, моделируют схему.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий

Устные ответы, схема

III. Постановка

учебных

задач

Беседа

Сообщает тему урока, и напомнив цель- продолжить изучение темы -предлагает сформулировать учебные задачи

( вторым крестовым походом все не закончилось..)

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

IV. Изучение нового материала

Командно-групповая работа

По опережающему домашнему.заданию

Презента-ция

Класс разделен на три команды (работа в группах-по колонкам) Капитан- один из 3-х королей, известных по 3-му крестовому походу. Духовный помощник -магистр ордена..(на предыдущем уроке тянули жребий)

Команда 4-6 чел- остальная часть-боельщики. (у них тоже эмблема ордена).

Задание-1: ответьте на следующие вопросы:

– Что такое духовно-рыцарский орден?

– Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены?

– Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев? (отвечают магистры)

Задание-2. Капитаны-короли представляют себя с добавлением материала за рамками учебника (соперники должны определить, чего в учебнике  нет)

На экране-презентация, соответствующая событиям Третьего крестового похода

Участвуют
в диалоге

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы

Командно-групповая

Характеризуют положение немусульман в Арабском халифате

Знакомят с историческими личностями- участниками Третьего крестоваго похода

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи

Познавательные: владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала.

Ответы на во-просы

Рассказ учителя

Задание-3.Читают (слушают учителя) о 4-ом крестовом походе. Отвечают на вопрос, чем данный поход отличается от других изначально.

Слушают учителя, делают записи в тетради

Индивидуальная

Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике и учебнике

Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; Познавательные: выделяют основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач

Работа
с историческим источником

Презентация и составление обобщающей таблицы

Предлагает в ходе просмотра презентации «Крестовые походы» заполнить обобщающую таблицу  (см. Приложение 3)    ?

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Фронтальная

Характеризуют обстоятельства, участников и основные события крестовых походов

Познавательные: структурируют знания, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.

Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

Таблица

V. Первичное  осмысление
и закрепление знаний

Командно-групповая работа

крестоносцев? (отвечают магистры)

Задание-2. Капитаны-короли представляют себя с добавлением материала за рамками учебника (соперники должны определить, чего в учебнике  нет)

Задание-3.Читают (слушают учителя) о 4-ом крестовом походе. Отвечают на вопрос, чем данный поход отличается от других изначально.

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы

с применениеи технологии критического мышления и командно-групповой работы

Индивидуально-командная

Перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений

Характеризуют обстоятельства, участников и основные события крестовых походов

Познавательные: произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой
и точностью

Устный опрос

Беседа с использованием текста учебника

– Так каковы же были последствия крестовых походов? Итог: постепенно крестоносцы покидали завоеванные территории, и к 1291 г. пала последняя крепость рыцарей – Акра.

Однако для Европы они не прошли бесследно. И, как ни странно, их последствия в большинстве своем были благотворны. Пример, -в Европе появились горячие бани, -ветряные мельницы, -новые сельскохозяйственные культуры (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы и пр.). (Все эти усовершенствования были заимствованы на Востоке.) -В моду вошли богатые восточные ткани. -Европейцы научились изготавливать стеклянные зеркала, шелковую ткань, -повысился уровень обработки металлов.

- следствием крестовых походов стало оживление торговли в Средиземноморье, -( с 148)

Участвуют
в диалоге, формулируют ответы, приводят примеры

Индивидуальная

Выделяют и перечисляют послед-ствия крестовых походов

В тетради появляется мини-табличка( в каком веке-сколько крестовых походов)

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений.

Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Домашнее задание

– Закончите предложения:

•  Я приобрел…        •    Я научился…

•  Я смог…                •  Меня заинтересовало…

•  Мне захотелось… •  У меня получилось…

•  Мне понравилось…

Учебник, § 17; записи в тетрадях.

 закончить работу в тетради

 Табличка с 149

УЗНО- по итогам данного урока

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. 

Личностные: проявляют способность к определению своей позиции

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся
на уроке

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

1) Католическая церковь всеми силами боролась против различного рода еретических учений, которые в это время возникали в Европе. Наиболее широко известен так называемый крестовый поход против альбигойцев, организованный Иннокентием III в 1209 году. «Поводом для него послужила смерть папского легата и инквизитора Петра Кастельно, который свою основную задачу видел в полном уничтожении еретиков. Фактически же католическая церковь стремилась присвоить себе богатые владения графа Тулузского»*.

2) Арабский халифат, как и всякое другое средневековое государство, в период своего расцвета вел активную завоевательную политику, в результате чего в его владениях оказалась значительная часть византийских территорий. Все немусульмане, проживающие на территории Арабского халифата, обязаны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию, им запрещалось выступать свидетелями в суде против мусульман.

Вывод: христиане в Арабском халифате были ущемлены в своих правах, Палестина (святая земля по представлениям верующих, где жил и был распят Иисус Христос) была захвачена мусульманами. Этим воспользовалась католическая церковь, которая решила организовать против «неверных» крестовый поход.

Приложение 2

ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Помимо религиозных мотивов, участниками крестовых походов двигали и другие причины.

1) Европа в этот период переживала весьма трудные времена: небывалые морозы, наводнения,  несколько лет подряд были неурожаи, что повлекло за собой голод и падеж скота, а также массовые эпидемии «горячки» и чумы. А восточные страны в тот период, напротив, переживали полосу расцвета, и европейцы были наслышаны о богатых землях на Востоке.

2) Еще одной причиной крестовых походов был недостаток земли (его испытывали бедные крестьяне, разорившиеся рыцари, младшие сыновья феодалов, которые не получали в наследство ничего, кроме лошади и оружия). Демографический рост, который переживала Европа, обострил и без того напряженные отношения между различными социальными слоями.

3) Существовали и политические причины. Успехи арабов в завоевании Египта, Сирии, Северной Африки, Испании, Палестины и др. территорий вполне оправданно волновали европейцев. Крестовые походы были возможностью остановить дальнейшую экспансию ислама.

4) Генуя, Венеция и Пиза поддержали крестовые походы в силу экономической необходимости. Они уже давно соперничали с арабами в торговле в Средиземноморье, поэтому крестовые походы стали лишь еще одной формой продолжения этой борьбы.

                           Приложение 3

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Дата

Участники похода

Основные события

Итоги

Первый

крестовый

поход 

(1096–1099 гг.)

Крестьяне, феодалы, рыцари

Весна 1096 г. – состоялся крестовый поход бедноты. Позже к ним  присоединились рыцари.

Были захвачены: 1097 г. – Никея, 1098 г. – Эдесса, Антиохия, 1099 г. – Иерусалим

Двадцатипятитысячное крестьянское
ополчение было уничтожено. Рыцарями были образованы Иерусалимское государство, государство Триполи, княжество Антиохское и графство Эдесское

Второй

крестовый
поход
 

(1147–1149 гг.)

Возглавили: германский император Конрад III и французский король Людовик VII

Немецкие крестоносцы были разбиты турками-сельджуками в Малой Азии, французские крестоносцы после безуспешных попыток захватить Дамаск вернулись в Европу

Поражение крестоносцев

Третий

крестовый

поход 

(«Поход трех
королей»)

 (1189–1192 гг.)

Возглавили: германский император Фридрих I Барбаросса,  французский король Филипп II Август, английский король Ричард I Львиное Сердце

В 1187 г. султан Саладин (правитель объединенного Египта) захватил Иерусалим. Немецкие крестоносцы не достигли даже Палестины, повернув обратно после того, как Фридрих I утонул при переправе через  небольшую речку. Французские и немецкие крестоносцы враждовали между собой

Поражение крестоносцев.

Англичане захватили о. Кипр и овладели Акрой (1191 г.). Иерусалим вернуть
не смогли

Четвертый крестовый
поход
 

(1202–1204 гг.)

Организовал папа Иннокентий III. Участвовали преимущественно французы и венецианцы

Обострение противоречий между Византией и западно-европейскими странами. В 1203 г. Константинополь был осажден крестоносцами, которые посадили на престол Исаака II. После того как он не смог уплатить им сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в 1204 г. штурмовали город и разграбили его

Византия перестает существовать как государство. На ее территории создаются Латинская и Никейская империи, Эпирский деспотат и Трапезундская империя

Пятый крестовый поход
(1217–1221 гг.)

Немецкие, английские, голландские и венгерские крестоносцы

Сумели взять крепость Дамьетту (в Египте), но в дальнейшем поход был неудачен, и крестоносцы заключили мир

В 1221 г. крестоносцы заключили мир
с аль-Камилем, по которому утратили все свои завоевания в Египте

Шестой
крестовый
поход
 
(1228–1229 гг.)

Возглавил император Фридрих II. В его войско входили немецкие, английские, французские и итальянские

рыцари

Фридрих II добился своих целей не войной, а дипломатией

Заключен договор с мусульманами, по условиям которого Фридрих II получал Иерусалим

Седьмой  
крестовый
поход
 
(1248–1254 гг.)

Возглавил французский король Людовик IX

Захватили Дамьетту и направились к Каиру, где армия Людовика была разгромлена, а сам король попал в плен

Был заплачен огромный выкуп, утрачены все завоевания

Восьмой
крестовый
поход
 
(1270 г.)

Возглавил французский король Людовик IХ. Участвовали, кроме французов, сицилийцы

Осада Туниса. Король Людовик IX умер от дизентерии, вслед за одним из своих сыновей. Вскоре прибыл король Сицилии Карл I Анжуйский, который заключил перемирие с правителем Туниса

Заключено перемирие, по условиям которого Тунис был обязан платить дань сицилийскому королю. Вскоре пали последние христианские города – Триполи, Акра и Лаодикея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах»

Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах». Содержит ссылки на ЭОР....

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...