Рабочая программа 5 класс история
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_istorii._5klass_.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

Рассмотрено                                                         «Согласовано»                                                                              «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                                 Заместитель директора по   УВР                                            Директор МКОУ СОШ №11

гуманитарного цикла                                                    ____ /К.Е.Бегеева                                                                       ______/А.А. Кундагдиева

Руководитель МО                                                  «19» августа 2017г.                                                                     _______/Приказ №143/1

________/М.С.Бекеева/                                                                                                                                  от «28» августа 2017 г.

Протокол №1                                                                                                    

От 17 августа 2017г.                                                            

Рабочая программа

Наименование учебного предмета :история

Класс:5  класс

Учитель: Курбанова Завида Мусаевна

Уровень образования: основная школа

Срок реализации программы :2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану:35 учебных  недель,68 часов в год,2  часа в неделю

 Планирование составлено на основе:

 Программы для общеобразовательных учреждений «История 5-9 классы»

Составитель: А.А. Вигасин/Просвещение /2015год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  по учебнику Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  1. Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение,2013.
  2.  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015.
  3. Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. М.:ВАКО, 2007.

Рабочая программа включает разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  7. Тематическое планирование.
  8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  9. Календарно-тематическое планирование.
  10. Список литературы.

Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей и задач обучения истории  в 5 классе:

Цели:

- развивать умения по применению исторических знаний в жизни;

- объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории; происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные;

- рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире;

- видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ;

- отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Задачи:

- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные  детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.

Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия.

В соответствии с требованиями ФГОС  программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.

Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями.  

ОПИСАНИЕ МЕСТА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч за учебный год, включая 2 резервных часа. Программа содержит 60 тем, а также тему «Счёт лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет «Введение». Остающиеся 6 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 ч – на повторение раздела I, 2 ч – на повторение раздела II, 1 час – на повторение раздела III, 2 ч – на повторение раздела IV и итоговое повторение.

ОПИСАНИЕ  ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТИРОВ  СОДЕРЖАНИЯ  

УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Введение в историю

История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и историческое пространство. Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.

Раздел I. Жизнь первобытных людей . Первобытные собиратели и охотники.

Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека. Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.

Первобытные земледельцы и скотоводы. Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности.

Повторительно-обобщающий урок.

Счёт лет в истории.

Раздел II. Древний Восток. Древний Египет. Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта. Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте. Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов.  Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства. Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.

Повторительно-обобщающий урок.

Западная Азия в древности. Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности. Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия. Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала. Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».

Индия и Китай в древности. Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии. Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология. Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.  

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел III. Древняя Греция.

Древнейшая Греция. Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции. Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен. Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины. Поэма Гомера «Одиссея».Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев. Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Основные черты афинской демократии. Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление  и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе. Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье. Причины Греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.

Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе. Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю. Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги. Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в общественной жизни полисов. Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.

Македонские завоевания в IV веке до н.э. Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти. Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская. Повторительно-обобщающий урок.

Раздел IV. Древний Рим.

Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией. Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян. Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.

Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и её влияние на систему управления.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.

Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.

Гражданские войны в Риме.

Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории. Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть. Октавиан август – первый римский император.

Могущество и гибель Римской империи. Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи Взаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.

Повторительно-обобщающий урок.

Итоговое повторение

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории  выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории  включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Ведение

1

2.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия.

7

3.

Раздел 2. Древний Восток.  

20

4.

Раздел 3. Древняя Греция.  

21

5.

Раздел 4. Древний Рим.  

17

6.

Обобщение и проверка знаний по теме «Историческое и культурное наследие Древнего мира».

1

7

Итоговое повторение курса истории Древнего мира.

1

Итого:

68



ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел, учебная тема

Количество часов

Дата

             

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1.

Введение.

1

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывать значение терминов история, век,   исторический  источник.   Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

6

 УУД: Личностные:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема  1.  Первобытные собиратели и охотники

3

2.

Древнейшие люди. П.1

1

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда.  Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

П. 2

1

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

4.

Возникновение искусства и религиозных  верований.  

П.3                                            

1

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

Тема  2.  Первобытные земледельцы и скотоводы

2

5.

Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4

1

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

6.

Появление неравенства и знати. № 5

1

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Обобщение и проверка знаний по теме  «Жизнь первобытных людей». 

1

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Тема 3. Счет лет в истории

1

8

Счёт лет в истории.

1

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Раздел 2. Древний Восток

20

УУД:

Личностные:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 4. Древний Египет

8

9.

Государство на берегах Нила.      № 6

1

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

10.

Как жили земледельцы и ремесленники. №7

1

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

11.

Жизнь египетского вельможи. № 8

1

Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12.

Военные походы фараонов.                        № 9

1

Военные походы. Рабы.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

13.

Религия древних египтян.                           № 10

1

Религиозные верования египтян. Жрецы.

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

14

Искусство Древнего Египта.                       № 11

1

Храмы и пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

15

Письменность и знания древних египтян.  № 12

1

Познания древних египтян. Письменность.

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

Обобщение знаний по теме 4 «Древний Египет». 

1

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Тема 5. Западная Азия в древности

7

17

Древнее Двуречье.

№ 13

1

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15

1

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

19.

Финикийские мореплаватели. № 16

1

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

20.

Библейские сказания. № 17

1

Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

21.

Древнееврейское царство.№ 17

1

Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

22.

Ассирийская держава. № 18

1

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

23.

Персидская держава «царя царей».   № 19

1

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях

Тема 6. Индия и Китай в древности

5

24.

Природа и люди Древней Индии.

1

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25.

Индийские касты.                             № 21

1

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев

26.

Чему учил  китайский мудрец Конфуций. № 22

1

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

27.

Первый властелин единого Китая.              № 23

1

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

28.

Обобщение знаний по теме  «Древний Восток».

1

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Раздел 3. Древняя Греция

21

УУД:

Личностные:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 7. Древнейшая Греция

5

29.

Греки и критяне.                               № 24

1

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

30

Микены и Троя.                                             № 25

1

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

31.

Поэма Гомера «Илиада».                              № 26

1

«Илиада» и «Одиссея».

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

32

Поэма Гомера «Одиссея».               № 27

1

«Илиада» и «Одиссея».

В   группах  соотносить  с   картой   путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

33

Религия древних греков.                  № 28

1

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

34

Земледельцы Аттики теряют землю  и  свободу. № 29

1

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения.  Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

35

Зарождение демократии в Афинах.  № 30

1

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

36

Древняя  Спарта.  № 31

1

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение  Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного  морей.   № 32

1

Великая греческая колонизация.

Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.

38

Олимпийские игры в древности.   П.33            

1

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

39

Победа греков над персами в Марафонской битве. №34

1

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Элладу.   № 35

1

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

Тема 9.   Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии

5

41

В гаванях афинского порта Пирей. № 36

1

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

42

В городе богини Афины. № 37

1

Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

43

В афинских школах и гимнасиях.

№ 38

1

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

44

В театре Диониса. № 39

1

Культура Древней Греции. Театр.

Объяснять причины особой любви греков  к представлениям.   Называть отличительные   признаки   комедии   и   трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

45

Афинская демократия при Перикле. № 40

1

Афинская демократия при Перикле.

Самостоятельно  подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об   единомышленниках,   друзьях   Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в  4 веке до  н.э.

4

46

Города Эллады подчиняются Македонии. № 41

1

Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

47

Поход Александра Македонского на Восток. № 42

1

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллин

истические государства Востока.

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

48

В Александрии Египетской. № 43

1

Культура эллинистического мира.

Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

49

Обобщение знаний по теме  «Древняя Греция».

1

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Раздел 4. Древний Рим

19

УУД:

Личностные:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 11.  Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

50

Древнейший  Рим.

1

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

51

Завоевание Римом Италии. №45

1

Завоевание Римом Италии.

Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.

52

Устройство Римской республики. № 46

1

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население  больше участвовало во  власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

53

Вторая  война Рима с Карфагеном. № 47

1

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

54

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.  № 48

1

Установление господства Рима в Средиземноморье.

Работать с картой в процессе изучения событий,   обеспечивших   господство   Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.

55

Рабство в Древнем Риме. № 49

1

Рабство в Древнем Риме.

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

56

Земельный закон братьев Гракхов. № 50

1

Реформы Гракхов.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

57

Восстание Спартака.  № 51

1

Рабство в Древнем Риме.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

58

Единовластие Цезаря. № 52

1

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.

59

Установление империи. № 53

1

Установление императорской власти; Октавиан Август.

Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

60

Соседи Римской империи.

1

Римская империя: территория, управление.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

61

Рим при императоре Нероне.   № 55

1

Римская империя: территория, управление.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

62

Первые христиане и их учение. № 56

1

Возникновение и распространение христианства.

Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

63

Расцвет Римской империи во 2 в.   н.э.  № 57

1

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.

64

«Вечный город» и его жители. 

 № 58

1

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

4

65

Римская империя при Константине..  № 59

1

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

66

Взятие Рима варварами.

№ 60

1

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

67

Обобщение темы «Расцвет и закат Римской империи»

1

68

Итоговое повторение «Историческое и культурное наследие Древнего мира»

1

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение,2013.
  2.  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015.
  3. Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. М.:ВАКО, 2007.

      К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер,  цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

- поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

создание текста доклада;

- фотографирование макро- и микроскопических объектов (например, памятников истории и культуры);

статистическая обработка данных исторических исследований (колличественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);

создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках истории широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).

Список литературы

  1. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
  2. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
  3. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
  4. Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.
  5. Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
  6. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...