рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

рабочая программа по  истории 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНА                                                           ПРИНЯТА                                                          УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета школы            на заседании                                              приказом директора

протокол заседания                                            педагогического совета                                   МБОУ Донская СОШ

от 24.08.2018г.№1                                              протокол заседания от 28.08.2018г. №1        ______ А.В.Естремский

                                                                                                                                                       от 30.08.2018г. № 135

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

для 6 класса

на 2018-2019 учебный год

уровень общего образования

Учитель: Сойма Елена Александровна

        х.Гундоровский


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данная рабочая программа составлена   и утверждена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с основной образовательной программой основного общего ФГОС на 2018-2019 учебный год, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.

   Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы  основного общего образования по истории», М.: Просвещение, 2014, Программно-методических материалов: «Всеобщая история. Рабочие программы». Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко,2014,   и  Программы «История России» 6-9 классы», А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина, М: Просвещение, 2016, рассчитанной на 70 часов.

   Данная рабочая программа рассчитана на 69 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении учебного плана на 2018/19учебный год» от 30.08.2018 года №136, годовым календарным графиком МБОУ Донской СОШ на 2018/19 учебный год, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении годового календарного графика на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018года № 133 и расписанием уроков, утвержденным приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении расписания уроков 1-11 классов на 2018/19 учебный         год» от 30.08.2018 года № 134.

Программа будет реализована за счет объединения уроков: «Человек в Российском государстве второй половины XV в.» и «Формирование культурного пространства единого Российского государства» на 1 час.

Цели и задачи курса:

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных

ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной

сфере, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Для реализации поставленных целей и задач выбраны учебники:«Всеобщая история. История Средних веков» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Е. В. Агибалова, Г. М.Донской; М.: «Просвещение» 2013 г; «История России 6 класс». В 2 ч., Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова - М., «Просвещение», 2016 г., входящие в Федеральный перечень учебников на 2018/19 учебный год.

Контрольно-измерительные материалы взяты из пособий: История России. Контрольные работы. 6 класс, И.А. Артасов -М.: Просвещение,  2016;  Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс, О.В. Арсаланова, К.А. Соловьев, М.: ВАКО, 2013 г.

Методические пособия:  «Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс, А.В.Игнатов, М: Просвещение,2014 г., «История России.  Поурочные рекомендации. 6 класс», О.Н. Журавлева, М: Просвещение, 2016., Поурочные разработки по истории России. 6 класс, Сорокина Е.Н.-М.:ВАКО,2017.

При реализации данной программы будут использованы технологии

обучения:

  • технология работы с текстом;
  • - игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектной деятельности.

формы уроков: 

  • урок изучения нового материала;
  • урок – лекция;
  • -урок – беседа;
  • урок с использованием учебного кинофильма;
  • урок  практических  работ;
  • комбинированный урок;
  • урок-экскурсия;
  • урок контроля знаний.

Согласно уставу МБОУ Донской СОШ  и Положению «Об организации и проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности, переводе учащихся, повторном обучении, выставлении четвертных(полугодовых), годовых оценок и переводе учащихся №4-4» выбраны виды и формы контроля текущего, промежуточного, итогового контроля:

  • устные (пересказ материала учебника;  описательный рассказ с опорой на наглядный образ,  рассказ от имени очевидца событий, изложение фактического материала по составленному  плану, задания на сравнение и сопоставление, вопросы на проверку  усвоения  основных понятий, дат, событий изученной темы);
  • письменные (контрольные работы, тесты, эссе);
  • практические (работа с документами,  составление таблиц, схем, опорных конспектов, планов);
  • индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников);
  • фронтальные (работа над понятиями, датами, фактическим материалом);
  • групповые (работа над творческими заданиями,  решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами);
  • нетрадиционные (составление и отгадывание кроссвордов, составление тестов, подготовка презентаций);
  • с применением ИКТ (с применением электронных учебных заданий).

2.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии сзаданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источникахи их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение (1 ч.)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Тема 1.Становление Средневековой Европы (5 ч.)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Тема 2. Византийская империя и славяне (2 ч.)

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир. Образование славянских государств.

Тема 3. Арабы в VI – XI вв.(1 ч.)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Тема 4. Феодалы и крестьяне(1 ч.)

Средневековая деревня и ее обитатели. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община, натуральное хозяйство. Замок феодала.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч.)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (2 ч.)

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе. (6 ч.)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Тема 8. Славянские государства и Византия в14-15 веках(2 ч.)

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI-XVвв. (2 ч.)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века (3 ч.)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)

Введение(1 ч.)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории.

Тема 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности

(5 ч.)

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.

 Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви —

восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгарии. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Тема 12. Русь в IX-первой половине XII в. (12 ч.)

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства.

Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её спецификаи достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема 13. Русь в середине ХII — начале XIII в.(5 ч.)

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 14. Русские земли в середине XIII — XIV в.(11 ч.)

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах

Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема 15. Формирование единого Русского государства (9ч.)

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства.   Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока в теме

        Тема урока        

Основные виды учебной деятельности

Дата

план.

Дата

Факт.

примечание

1

1

 Введение. (1ч.)

Что изучает история средних веков.

Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.  Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков. Изучить историческую карту мира Средневековья         

5.09

Тема 1.Становление средневековой Европы

( 5ч.)

2

1

Древние германцы и Римская империя.

Показывать перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.

Показывать  на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.

Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.

Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король»

Называть последовательно причины падения Западной Римской империи

6.09

3

2

Королевство франков и христианская церковь.

Рассказывать о складывании государств у варваров.

Объяснять своеобразие складывания государства у франков.

Показывать  на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».

Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории франков и выделять её этапы.

Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры

12.09

4

3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.

С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.

Сравнивать политику Карла и Хлодвига.

Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.

Комментировать последствия Верденского раздела.

13.09

5

4

Западная Европа в IX-XIвв.

Показывать  на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.

19.09

6

5

Культура  Западной Европы в раннее Средневековье

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого.

Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья.

Выделять особенности складывания европейского образования.

Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

20.09

Тема 2.Византийская империя и славяне (2ч)

7

1

Византия при Юстиниане. Культура Византии.

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.

Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.

Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.

Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.

26.09

8

2

Образование славянских государств.

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.

Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.

Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.

Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

27.09

Тема 3.Арабы в 6-11 вв. (1 ч.)

9

1

Арабский халифат и его распад.

Культура стран  халифата.

Изучать по карте особенности Аравии.

Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.

Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.

Называть различия между исламом и христианством.

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.

Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.

Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.

Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.

Составлять развёрнутый план параграфа.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

3.10

Тема 4.Феодалы и крестьяне.(1 ч.)

10

1

В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели.

Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.

Объяснять смысл феодальных отношений.

Анализировать роль замка в культуре Средневековья.

Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.

Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.

Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

4.10

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе.(1 ч)

11

1

Формирование  средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.

Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.

Выделять условия возникновения и развития городов.

проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.

Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.

Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.

Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.

Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.

Определять роль университетов в развитии городов.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

10.10

 Тема 6.Католическая церковь в 11-13 вв. Крестовые походы. (2 ч)

12

1

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.

Объяснять причины усиления королевской власти.

Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.

Называть причины появления движения еретиков.

Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.  

11.10

13

2

Крестовые походы.

Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события.

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.

Объяснять цели различных участников Крестовых походов.

Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

17.10

Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе  ( 6 ч.)

14

1

Объединение Франции.

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.

Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).

Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.

18.10

15

2

Средневековая Англия.

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.

Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.

Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

24.10

16

3

Столетняя война.

Крестьянские восстания во Франции и Англии

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д’Арк.

Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.

Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты.

Оценивать поступки лидеров восстаний

25.10

17

4

Усиление королевской власти во Франции и в Англии.

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.

Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.

Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

7.11

18

5

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.

Объяснять причины и особенности Реконкисты.

Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.

Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

8.11

19

6

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.

Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.

Определять причины ослабления императорской власти.

Показывать на карте городские феодальные республики Италии.

Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.

Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.

Характеризовать политику династии Медичи.

14.11

Тема 8.Славянские государства и Византия вXIV-XVвв. (2 ч.)

20

1

Гуситское движение в Чехии.

Характеризовать Чехию в XIV в.

Рассказывать об отношении общества к католической церкви.

Выделять главное в информации о Яне Гусе.

Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

15.11

21

2

Османская империя в XIV-XVIвв.

Находить и показывать Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

21.11

Тема 9.Культура Западной Европы в XI-XVвв. (2 ч.)

22

1

Образование и философия. Средневековое искусство.

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.

Объяснять значение понятия «корпоративное общество».

Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.

Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.

Оценивать образование и его роль в средневековых городах.

Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.

Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.

Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

Формулировать и аргументировать свою точку зрения  в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.

22.11

23

2

Культура раннего Возрождения Италии. Научные открытия и изобретения.

Составлять рассказ-описание по картине художника.

Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.

Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.

Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.

Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.

Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.

Анализировать последствия развития мореплавания.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

28.11

Тема 10.Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(3 ч.)

24

1

Китай и Индия в средние века.

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.

Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.

Характеризовать восстание Красных повязок.

Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.

Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.

Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.

Характеризовать религию индийцев — индуизм.

Анализировать развитие страны в домонгольский период.

Называть особенности буддизма.

Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов.

Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии.

29.11

25

2

Народы Америки и Африки в средние века.

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.

Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.

Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.

Выделять своеобразие африканской культуры.

Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

5.12

26

3

Контрольная работа №1по курсу « История Средних веков»

6.12

Введение.(1 ч.)

        

27

1

Наша Родина — Россия

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических  источников.

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России.

Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

12.12

Тема 11. Народы и государства

на территории нашей страны в древности

(5 ч)

28

1

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств.

 Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам.

Составлять рассказ об их жизни. Давать определение понятия археологическая культура. Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов.

Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории.

Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивать образ жизни греков

и народов Северного Причерноморья. Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов.

Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах.

13.12

29

2

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни человечества.

Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся.

Ставить учебную задачу урока под руководством учителя.

Давать краткое описание внешности, образа жизни людей(жилища, одежды, орудий тру-

да). Называть основные занятия людей в древности. Объяснять понятие «присваивающее хозяйство».

Использовать иллюстрации учебника, карту в своём рассказе, при доказательстве своих суждений.

Применять различные виды публичных выступлений (высказывания, монолог, презентация).

Называть и кратко характеризовать особенности древнейшего исторического этапа развития

человечества.

Использовать карту как источник информации.

Характеризовать хозяйственную деятельность древнего человека.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.

Иллюстрировать примерами различные исторические явления и процессы.

Применять изученные в истории Древнего мира понятия: соседская община, законы, социальное неравенство, эксплуатация, государство.

19.12

30

3

Образование первых государств

Использовать словари и энциклопедии, в том числе ресурсы Интернета.

Анализировать отрывки из сочинения Геродота. Давать комментарии и приводить примеры

из текста для подтверждения вывода.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества.

Использовать текст и карту для обобщающего вывода.

20.12

31

4

 Восточные славяне и их соседи

Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту).

Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей.

Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах;  установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

26.12

32

5

История заселения территории родного края в древности

Знать историю заселения территории родного края в древности; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

27.12

Тема  12. Русь в IX — первой половине XII в.

(12 ч)

33

1

Первые известия о Руси

Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого.

9.01

34

2

Становление Древнерусского государства

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками.

Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы).

 Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

 Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси

10.01

35

3

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Определять основные направления политики князя Владимира (в форме сложного плана).

Подтверждать примерами значение деятельности князя для укрепления государства на Руси.

Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов.

Определять хронологические периоды.

16.01

36

4

Крещение Руси

Объяснять прогрессивное значение принятия христианства для государства Русь. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.

17.01

37

5

Русское государство при Ярославе Мудром

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику(исторический портрет) Ярослава Мудрого.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого

23.01

38

6

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в.

Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха

Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе.

Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории.

Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений. Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет». Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси(используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды»).

Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу»

24.01

39

7

Общественный строй и церковная организация на Руси

Раскрывать роль церкви в средневековых государствах.

Выделять главное из текста учебника.

Объяснять и применять новые

термины и понятия: переход земли в частные руки, княжеское владение, вотчина.

Описывать с опорой на схему социальную структуру русского общества.

Определять характерные признаки категорий населения.

Раскрывать роль православной церкви в укреплении Древнерусского государства.

Организовывать сотрудничество в малой группе.

30.02

40

8

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Выделять главные идеи художественных произведений.

Определять значение понятий и терминов, используемых в тексте, с помощью словарей.

Определять особенности древнерусского храма, в том числе с помощью схемы.

Приводить примеры шедевров древнерусской культуры, понимать их значимость.

Оценивать памятники культурного наследия (с опорой на памятку).

Выражать собственное отношение, описывать чувства.

Участвовать в дискуссии (дебатах).

Оценивать результаты своей учебной деятельности

31.01

41

9

Повседневная жизнь населения

Составлять рассказ на основе

текста учебника, схемы, иллюстраций.

Сравнивать положение различных категорий населения.

Использовать собственный жизненный опыт для описания исторических явлений.

Приводить примеры для доказательства суждения.

Давать описание предметов быта на основе иллюстративного изображения, экспозиции музея (в том числе виртуального).

6.02

42

10

Место и роль Руси в Европе.

Описывать по карте геополитическое положение Руси, называть соседние государства.

Формулировать учебную задачу урока, планировать её выполнение.

Составлять таблицу по материалам темы. Систематизировать информацию на основе анализа карты.

Изображать графически информацию на карте.

Давать оценку роли Руси в международной торговле.

Раскрывать роль геополитического фактора в истории России.

7.02

43

11

История и культура родного края в древности

Поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России

13.02

44

12

Контрольная работа №2 по теме «Русь в IX — первой половине XII в.

14.02

 Тема 13.  Русь в середине ХII — начале XIII в.

(5 ч)

45

1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность.

Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период.

Аргументировать вывод цитатами из параграфа.

Анализировать художественное

произведение с исторической точки зрения.

Различать достоверную и вымышленную информацию.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Раскрывать роль Церкви в укреплении государства

20.02

46

2

Владимиро-Суздальское княжество

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.

Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства. Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле.

21.02

47

3

Новгородская республика

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси». Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель.

27.02

48

4

Южные и юго-западные русские княжества

Определять по карте местоположение исторических объектов.

Объяснять термины, используемые в летописи.

Давать оценку памятникам культуры.

Составлять сложный план.

Составлять  рассказ о жизни и деятельности князя южных и юго-западных земель (по выбору).

28.02

49

5

Контрольная работа №3  по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в»

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы

6.03

Тема 14. Русские земли в середине XIII — XIV в.

(11 ч)

50

1

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия); применение  понятийного аппарата и  приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории. Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.);

сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

7.03

51

2

Батыево нашествие на Русь

Актуализировать знания из курса всеобщей истории, истории России.

Самостоятельно формулировать выводы.

Составлять  (в ходе презентации

проектов) хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь. Отмечать  их последствия. Презентация проектов: «Вторжение монгольских войск

в Рязанскую землю», «Разгром Владимирского княжества», «Поход на Новгород», «Нашествие на Южную Русь. Оборона Киева».

13.03

52

3

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем).

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Объяснять причины успеха русских в данных сражениях.

Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского

14.03

53

4

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского.

Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход».

20.03

54

5

Литовское государство и Русь

Определять по карте исторические объекты, русские княжества не по попавшие под власть Золотой Орды.  Определять территорию Литовского княжества в XIII в. и русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского.

Составлять рассказ с использованием различных источников (отрывки документов, иллюстрации, текст учебника и дополнительной литературы).

Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события.

Сравните государственные порядки, существовавшие в XIV в. в Великом княжестве Литовском и на Руси, используя памятку.

Объяснять, в  чём состояло историческое

значение вхождения части русских земель в состав Великого княжества Литовского.

21.03

55

6

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы

Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)

3.04

56

7

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей.

4.04

57

8

Куликовская битва

Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище». Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия

10.04

58

9

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Систематизировать характерные черты развития культуры в форме тезисов.

Связывать историю культуры народа с историческими особенностями развития страны.

Выявлять особенности и закономерности в развитии культуры народов.

Устанавливать причины развития культуры, приводить примеры взаимодействия культур.

Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

11.04

59

10

Родной край в истории и культуре Руси

Поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

17.04

60

11

Контрольная работа №4 по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.

Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые

задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

18.04

Тема 15. Формирование единого Русского государства(9 ч)

61

1

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества  и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы.

24.04

62

2

Московское княжество в первой половине XV в.

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления

Страной. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье. Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской

государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью.

Составлять  схему «Торговые связи Руси», отразив как направления торговли, так и

предметы ввоза и вывоза.

25.04

63

3

Распад Золотой Орды и его последствия

Делать обобщающие выводы на основе ранее изученного материала.

Актуализировать знания, опираясь на сведения карты. Показывать  на карте государства,

образовавшиеся в результате распада Золотой Орды.

Давать характеристику занятиям, быту и верованиям народов.

Приводить примеры межгосударственных контактов и взаимодействий.

8.05

64

4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Излагать причины, предпосылки

исторических событий и процессов.

Определять характерные признаки централизованного государства.

Использовать карту как источник информации:

показывать на карте территории Московского княжества в середине XV в., русские земли сохранившие  независимость от Москвы к

концу правления Василия II, территории,

вошедшие в состав Московского государства при Иване III, при Василии III.

Рассказывать о событии с позиций различных персоналий.

15.05

65

66

5

6

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства

Описывать условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси.

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;  уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных  памятниках культуры изучаемого периода и их создателях

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)

16.05

22.05

67

7

Повторительно-обобщающий урок по курсу

«История России с древности до конца 15 века»

Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества.

Подводить итоги проектной деятельности

23.05

68

8

Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древности до конца 15 века»

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте).

29.05

69

9

Итоговый урок

Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...