рабочая программа история 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

рабочая программа по истории для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНА                                                       ПРИНЯТА                                                                   УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета школы        на заседании                                                      приказом директора

протокол заседания                                           педагогического совета                                    МБОУ Донская СОШ

от 24.08.2018г.№1                                             протокол заседания от 28.08.2018г. №1        _______А.В.Естремский

                                                                                                                                                           от 30.08.2018г. № 135  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

для 7 класса

на 2018-2019 учебный год

уровень общего образования

Учитель: Сойма Елена Александровна

х.Гундоровский


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена   и утверждена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с основной образовательной программой основного общего ФГОС на 2018-2019 учебный год, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.   Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы  основного общего образования по истории», М.: Просвещение, 2014, Программно-методических материалов: «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко,2014 и   Программы  «История России» 6-9 классы», А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина, М: Просвещение, 2016, рассчитанной на 70 часов.

 Данная рабочая  программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении учебного плана на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года №136,   годовым календарным графиком МБОУ Донской СОШ на 2018/19 учебный год, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении годового календарного графика на 2018/19 учебный год» от 30.08.2018 года № 133 и расписанием уроков, утвержденным приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении расписания уроков 1-11 классов на 2018/19 учебный         год»    от 30.08.2018 года №134.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Программа будет реализована за счет объединения уроков: «Европейское общество в раннее Новое время» и «Повседневная жизнь» на 1 час; «Королевская власть и Реформация в Англии» и «Борьба за господство в море» на 1 час; «Начало Реформации в Европе» и «Обновление христианства» на 1 час.

Цели и задачи курса:

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных

ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной

сфере, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Для реализации поставленных целей и задач выбраны учебники:  «История России 7 класс». В 2 ч., Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова - М., «Просвещение», 2017 г., «Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс», А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под ред. А.А. Искандерова  – М.: Просвещение, 2014,  входящие  в Федеральный перечень учебников на 2018/19 учебный год.

Контрольно-измерительные материалы взяты из пособий: История России. Контрольные работы. 7 класс, И.А. Артасов.-М.: Просвещение,  2016; «Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Нового времени.1500-1800гг. 7класс», сост. К.В. Волкова, М.: ВАКО, 2013.

Методические пособия: Программно-методические материалы:«Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко,2014;  «История России.  Поурочные рекомендации. 7 класс», О.Н. Журавлева, М: Просвещение, 2015 г., Поурочные разработки по истории России 7 класс, Сорокина Е.Н. – М.:ВАКО,2017.

При реализации данной программы будут использованы технологии обучения:

  • технология работы с текстом;
  • игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектной деятельности.

 формы уроков: 

  • урок изучения нового материала;
  • урок – лекция;
  • урок – беседа;
  • урок с использованием учебного кинофильма;
  • урок  практических  работ;
  • комбинированный урок;
  • урок-экскурсия;
  • урок контроля знаний.

Согласно уставу МБОУ Донской СОШ  и Положению «Об организации и проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности, переводе учащихся, повторном обучении, выставлении четвертных(полугодовых), годовых оценок и переводе учащихся №4-4» выбраны виды и формы контроля текущего, промежуточного, итогового контроля:

  • устные (пересказ материала учебника;  описательный рассказ с опорой на наглядный образ,  рассказ от имени очевидца событий, изложение фактического материала по составленному  плану, задания на сравнение и сопоставление, вопросы на проверку  усвоения  основных понятий, дат, событий изученной темы);
  • письменные (контрольные работы, тесты, эссе);
  • практические (работа с документами,  составление таблиц, схем, опорных конспектов, планов);
  • индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников);
  • фронтальные (работа над понятиями, датами, фактическим материалом);
  • групповые (работа над творческими заданиями,  решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами);
  • нетрадиционные (составление и отгадывание кроссвордов, составление тестов, подготовка презентаций);
  • с применением ИКТ (с применением электронных учебных заданий).

        

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под

руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе

достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации(с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных

работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей(в связи с понятиями «централизованное государство»,«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического

строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных

воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов

к оценке социальных явлений;

• составление, с привлечением дополнительной литературы, описания памятников средневековой культуры Руси

и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1500-1700 гг.

Тема1.Мир в начале Нового времени, великие географические открытия. Возрождение. Реформация.(15 ч.)

Введение. От Средневековья к Новому времени

Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время -

Эпоха великих изменений. Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели. Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов.

Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

 Технические открытия и выход к Мировому океану

Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии

-  ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургий. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания

и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия - лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.

 Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо.

Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империи. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.

 Усиление королевской власти в ХVI- ХVII вв. Абсолютизм в Европе

Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления.

Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик ХIV Бурбон.

 Дух предпринимательства преобразует экономику

Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов в торговля. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

 Европейское общество в раннее Новое время

Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.

 Повседневная жизнь

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды- эпидемий, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

 Великие гуманисты Европы

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле.

Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

 Мир художественной культуры Возрождения

Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.

Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХУII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.

Рождение новой европейской науки XVI-XVIIв.

Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео

Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУII в. Френсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Френсис Бэкон и Рене Декарт -

основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе.

Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение Верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба

католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.

 Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии.

Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Тема 2.  Первые революции Нового времени. Международные отношения. Борьба за первенство в Европе и колониях(4 ч.)

 Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых

Провинций «Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рожден не свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов. Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в ХVI в.

Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.

Парламент против короля. Революция в Англии. Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное

правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля.

Англия - республика.

 Путь к парламентской монархии

Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор

Английской республики.

Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии

Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития

индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия, Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия

- владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

 Международные отношения.

Причины международных конфликтов в Европе в ХVI—ХVII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф-крупнейший  полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира.

Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.  (5ч.)

Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов.

 Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.

Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи.

«Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии.

ИСТОРИЯ РОССИИ  В XVI—XVII вв.

Россия в XVI в.(21 ч.)

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов.

Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва - Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.(22 часа)

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г.

Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая

слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».

Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

в теме

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата

план.

Дата

факт.

примечание

 Тема 1 Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.(15 ч.)

1

1

Введение. От Средневековья к Новому времени.

Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий.

6.09

2

2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать на карте пути морские пути мореплавателей- первооткрывателей.

7.09

3

3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

Оценивать открытия Х. Колумба. Ф. Магеллана, Э Кортеса.

Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей.

13.09

4

4

Усиление королевской власти в XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе.

Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора,  Елизаветы Тюдор, Якова 1 Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе.

14.09

5

5

Дух предпринимательства преобразует экономику.

Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры.

20.09

6

6

Европейское общество в раннее Новое время.

Рассказывать о социальных  изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.  Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия.

21.09

7

7

Повседневная жизнь.

Рассказывать об основных «спутниках» в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домовладения.

27.09

8

8

Великие гуманисты Европы.

Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развернутый план параграфа. Готовить доклад-презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене.

28.09

9

9

Мир художественной культуры Возрождения.

Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве.

4.10

10

10

Творцы искусства Высокого Возрождения.

Составлять   презентации, сообщения о титанах Возрождения.

5.10

11

11

Рождение новой европейской науки

Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Н. Коперника». Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона.

Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.

11.10

12

12

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация. Называть причины и сущность Реформации. Показывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой»

12.10

13

13

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

Объяснять эффект учения Кальвина. Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному  основанию.

18.10

14

14

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство в море.

Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами.

19.10

15

15

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформ Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

25.10

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. Борьба за первенство в Европе и колониях. (4ч .)

16

1

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гезах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям.

26.10

17

2

Парламент против короля. Революция в Англии.

Объяснять причины противостояния парламента и короля в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля. Сравнивать причины Нидерландской и Английской революций.

8.11

18

3

Путь к парламентской монархии.

Составлять сообщение о Кромвеле. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его

9.11

19

4

Международные отношения в XVI-XVIIIвв.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние революций и войн на отношения между странами. Выполнять самостоятельную работу опираясь содержание изученной главы учебника.

15.11

Тема 3.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.  (5ч.)

20

1

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы.

16.11

21

2

Государства Востока. Начало европейской колонизации Индии.

Характеризовать империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара.

22.11

22

3

Начало европейской колонизации Китая и  Японии.

Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.

23.11

23

4

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

29.11

24

5

Контрольная работа №1 по курсу «История Нового времени.1500-1700 гг.»

Систематизировать и активизировать изученный материал по курсу

30.11

Тема 4. Россия в XVI веке  ( 21 ч.).        

25

1

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических открытий

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Определять причинно-следственные связи.

Приводить примеры из географии.

Характеризовать деятельность человека, его личностные качества.

С помощью учебника, рассказа учителя объяснять последствия, выявлять общие черты событий.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием человека, общества.

Показывать на карте и описывать границы территории, маршруты первооткрывателей России XV — начала XVI в.

Объяснять значимость географических открытий для каждого жителя страны и общества в целом

6.12

26

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Пояснять значение терминов и понятий. Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка.

Использовать изученный материал по различным предметам, курсам (география, биология, история Древнего мира и др.)

Использовать карту как источник информации.

Приводить примеры, как труд влиял на развитие человека. Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта.

Прояснять смысл исторического явления. Описывать структуру городского самоуправления в русских городах в

начале XVI в. Доказать вывод, обосновать суждение на основе систематизации информации. Использовать изученный материал для аргументации вывода.

Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме.

7.12

27

3

Формирование единых государств в Европе и России

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Определять причинно-следственные связи. Кратко характеризовать исторический процесс — формирование единого государства.

Объяснять понятия: натуральное хозяйство, централизация, единое  государство, деспотия.

Применять ранее изученные понятия: социальное неравенство, эксплуатация, государство. Характеризовать хозяйственную деятельность человека.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.

Использовать карту как источник информации. Систематизировать информацию в виде плана.

Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений. Применять историографические знания.

Выделять объективную и субъективную информацию в источнике.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью правителя и развитием государства и общества.

Аргументировать выводы и суждения. Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов.

Сравнивать исторические процессы под руководством учителя.

13.12

28

4

Российское государство в первой трети XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

14.12

29

5

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в.;

Раскрывать смысл понятий: сейм, острог;

 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом»;

Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

20.12

30

6

Начало правления Ивана IV

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV;

Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его;

Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют  «собором примирения»;

Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV;

Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.) – с. 48;

Осуществлять самооценку.

21.12

31

7

Реформы Избранной Рады

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы;

Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника);

Выделять характерные черты сословно-представительной монархии;

Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство»;

Давать оценку значению реформ Избранной рады;

Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника);

Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова» – с. 48 (анализировать, отвечать на вопросы);

Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

27.12

32

8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др.;

Работать с исторической картой:

- показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ;

- используя современную административно-территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

28.12

33

9

Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

10.01

34

10

Внешняя политика России во второй половине

XVI в.:  восточное и южное направления

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак;

Работать с исторической картой:

- показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- составлять сложный план;

- пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии;

Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

11. 01

35

11

Внешняя политика России во второй половине

XVI в.:  отношения с Западной Европой, Ливонская война

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с исторической картой:

- показывать территорию России после окончания Ливонской войны, делать выводы;

Работать с текстом учебника, историческими документами:

- сравнивать причины военных действий России против Ливонского ордена и татарских государств, находить общее и различное;

- показывать  на карте ход боевых действий  в Ливонской войне;

- на основании дополнительных источников (документов) делать выводы о взаимоотношениях России и европейских государств;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

17.01

36

12

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III;

Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др.;

Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века;

Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

18.01

37

13

Народы России во второй половине  XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения  христианства среди присоединенных народов;

Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси;

Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в.,  делать выводы о…;

Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

24.01

38

14

Опричнина

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины;

Называть хронологические рамки опричнины;

Работать с исторической картой:

-показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины;

- используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского);

Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

25.01

39

15

Итоги царствования Ивана IV

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать информацию о деятельности Ивана Грозного в разные периоды правления;

Участвовать в дискуссии (возможные темы: «Итоги царствования Ивана IV: положительные или отрицательные»; «Иван IV: реформатор или тиран» и др.):

- занимать определенную позицию в дискуссии;

- формулировать суждения, аргументировать их с опорой на исторические факты;

- формулировать контраргументы;

- участвовать в деятельности группы, т.д.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

31.01

40

16

Россия в конце XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю;

Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета»;

 Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- решать проблемные задачи;

Соотносить события российской и европейской истории;

Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1.02

41

17

Церковь и государство в XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»;

Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами;

Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

7.02

42

18

Культура  народов России в XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- составлять схему «Литературные жанры XVI в»;

Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира;

Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России;

Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

8.02

43

19

Повседневная жизнь народов России в XVI в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России;

Сравнивать повседневную жизнь различных народов России;

Рассказывать о том, как складывалась единая культура России;

Приводить примеры культурных связей стран Европы и России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

14.02

44

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;

Характеризовать особенности 16 века в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;

Высказывать суждения о сходствах и различиях истории 16 века России, Европы, мира;

Решать проблемные задания;

Участвовать в дидактической игре;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

15. 02

45

21

Контрольная работа №2  по теме «Россия в XVI в.»

Систематизировать и активизировать изученный материал по теме

21.02

Тема 5 «Россия в XVII в.»(22 ч.)

46

1

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в.;

Раскрывать смысл понятий: шляхта;

Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.»;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

22.02

47

2

Смута в Российском государстве: причины, начало

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство;

Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова;

Называть причины и предпосылки Смутного времени;

Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

28.02

48

3

Смута в Российском государстве: борьба с интервентами

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять основные понятия темы: интервенция;

Показывать на карте пути движения интервентов по территории России, русские города и монастыри, оказавшие героическое сопротивление интервентам;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

- анализировать высказывания историков о причинах и ходе Смуты, делать выводы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

1.03

49

4

Окончание Смутного времени

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина;

Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким;

Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета;

Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине);

Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты;

Сравнивать Первое и Второе ополчения;

Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

7.03

50

5

Экономическое развитие России в XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник.Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д.;

Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке;

Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую;

Объяснять значение создания единого Русского государства;

Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечать на вопросы;

- делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года;

Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

14. 03

51

6

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых  в 17 веке»

Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение;

Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений;

Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

15.03

52

7

Изменения в социальной структуре российского общества

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке»;

Характеризовать положение первого сословия (феодалов)  в социальной структуре российского общества;

Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства;

Выделять в тексте учебника главное (на основе информации о духовенстве и городском населении);

Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь;

Сравнивать положение  черносошных и владельческих крестьян;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

21.03

53

8

Народные движения в XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степана Разина, сопоставлять их с  районами восстания Болотникова, делать выводы;

Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника);

Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов);

Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их;

Объяснять, почему 17 век называют «бунташным»;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

22.03

54

9

Россия в системе международных отношений: отношения со странами Европы

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке;

Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой;

Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия;

Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

4.04

55

10

Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке;

Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений»;

Используя карту, рассказывать о ходе русско-турецкой войны 1676-1681;

Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

5.04

56

11

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой;

Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой;

Выделять главное в части параграфа, в параграфе;

Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником);

Работать с документом:

 - отвечать на вопросы, делать выводы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

11.04

57

12

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть причины церковной реформы;

Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество;

Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником);

Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума;

Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

12.04

58

13

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их;

Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами;

Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

18.04

59

14

Культура народов России в  XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Называть характерные черты шатрового стиля;

Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях;

Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

19.04

60

15

Народы России в XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке; определять и формулировать познавательную цель проекта.

Определять эффективные способы решения проблем творческого и поискового характера

25.04

61

16

Сословный быт и картина мира русского человека.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников);

Участвовать в работе группы (работая с информацией о  быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

26.04

62

17

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Участвовать в работе группы (работая с информацией о  различных народах России, их повседневной жизни); оформлять и презентовать результаты работы группы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

16.05

63

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.»»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по теме «Россия в  XVII в.»;

17.05

64

19

Контрольная работа № 3 по теме «Россия

в XVII в.»        

Систематизировать и активизировать изученный материал по теме

23.05

65

20

Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»

Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.»;

Принимать участие в групповой работе по данному периоду;

Анализировать результаты работы.

24.05

66

21

Итоговая контрольная работа по  курсу «Россия в XVI в.- XVII в.»

Систематизировать и активизировать изученный материал за учебный год

30.05

67

22

Итоговый урок.

Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году.

31.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...