"Олимпиадные задания по истории для 9 класса"
олимпиадные задания по истории (9 класс) на тему

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Материал предназначен для учителей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_istorii_9_klass_pshenichnaya_e.s.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории

9 класс

I. Выберите правильный ответ.

1. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке (1 балл):

а) Калке          б) Неве         в) Угре        г) Непрядве

2.Свод законов Древней Руси назывался(1 баллов):

а) «Русская правда»             б) «Стоглав»          в) «Судебник».

3.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

а) «Табель о рангах»           б) «Строевое положение»          в) «Регламент адмиралтейства»

4. Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1) 16 мая 1703 г.                     а) «Чумной бунт» в Москве;

2) 27 июля 1714 г.                  б)основание Петербурга;

3) 1771 г.                                 в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г.                                 г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г.                                 д) сражение при Гангуте.

1

2

3

4

5

5. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1. Барщина;

2. Подушная подать;

3. Протекционизм;

4. Кондиции;

5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

1

2

3

4

5

6. Укажите точную хронологическую последовательность царствования монархов(1 балл):

а) Елизавета Петровна     в) Екатерина II        д) Анна Иоанновна           ж) Екатерина I;

б) Петр II                           г) Петр III                е) Петр I                               з) Павел I.

7.Укажите имена исторических деятелей, которые были современниками Екатерины I (2 балла):

1.        Платон Александрович Зубов

2.        Фёдор Матвеевич Апраксин

3.        Лаврентий Ларентьевич Блюментрост

4.        Павел Дмитриевич Киселёв

5.        Пётр Христианович Витгенштейн

6.        Павел Иванович Ягужинский

8. Какие из указанных терминов имеют отношение к иконописи? (2 балла)

1.        капитель

2.        смальта

3.        левкас

4.        канон

5.        зернь

6.        нимб

9. Какие из названий имеют отношение к названиям гвардейских полков? (2 балла)

1.        Преображенский

2.        Бутырский

3.        Семёновский

4.        Коломенский

5.        Измайловский

6.        Царскосельский

10. В приведённом ниже перечне представлены события из истории отношений Руси с Монгольской империей и Золотой Ордой. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы век (римскими цифрами), а в нижнюю – порядковые номера событий, произошедших в соответствующем веке. (9 баллов)

1.        взятие Киева Батыем

2.        убийство Михаила Черниговского в Орде

3.        поход Едигея на Москву

4.        сражение на реке Пьяне

5.        Куликовская битва

6.        пленение Василия II под Суздалем

7.        «стояние» на Угре

8.        подавление Тверского восстания

9.        поход «Неврюевой рати»

II. Восстанови исторические факты. (по 1 баллу)

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был _______________.

2.3натные бояре имели__________________ ,которую могли передавать по наследству.

З.Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл____________________________ и их было12.

III . Что объединяет слова в данных рядах: (по 1 баллу)

1. «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразования

России М.М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном.

2. П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский.

IV. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?(1 балл)

Ответ:

 V. Расшифруй шараду (1 балл)

Первый слог-нота, второй - установленный образец одежды, целое слово - изменение в обществе, преобразование.

Ответ:

VI. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания, помещённые ниже. (9 баллов)

Описание: https://olimpiadnye-zadanija.ru/wp-content/uploads/2018/03/9-15-shema.jpg

1.1. Напишите название и годы войны, изображенной на схеме.

Ответ:

1.2. Укажите цифру, которой на схеме обозначена крепость, попытка взятия которой русской армией вошла в историю как «конфузия».

Ответ:

1.3. Укажите название самого южного сражения из обозначенных на схеме.

Ответ:

1.4. Назовите монарха, руководившего войсками, действия которых обозначены на схеме белыми стрелками.

Ответ:

1.5. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) Союз стран, противостоявших государству, действия войск которого обозначены на схеме белыми стрелками, известен как «Северный аккорд».

Б) Битва при Лесной происходила на территории Речи Посполитой.

В) Перенос столицы из Москвы в Петербург произошел после завершения войны, события которой обозначены на схеме.

Г) Одновременно с войной, события которой обозначены на схеме, в Европе шла война за австрийское наследство.

Д) Заштрихованные на схеме области по итогам войны были переданы России.

Ответ:

VII. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

При выборе темы исходите из того, что Вы:

•        ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

•        можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

•        располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

•        владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

•        обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);

•        грамотность использования исторических фактов и терминов;

•        чёткость и доказательность основных положений работы;

•        знание различных точек зрения по избранному вопросу;

•        наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.

Темы:

•        «Византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в.». (В. О. Ключевский)

•        «Порой деятельность Калиты представляется нам в тёмных красках. Он считается главным вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников. Однако современники по-своему оценивали деятельность Калиты. Они видели в нём прямого продолжателя политики Александра Невского, добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли, ещё не готовой к решительной борьбе…». (М. Н. Тихомиров)

•        «В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели асктический образ жизни. В богатых монастырях <…> старцы не жалели усилий на то, чтобы преумножить свои владения. Они вели торговлю, занимались ростовщичеством, а полученные деньги тратили на приобретение недвижимости». (Р. Г. Скрынников)

•        «При назначении сенатором, как, впрочем, и на другие должности, Петр руководствовался не породой, а служебной годностью. Если в XVII в. отпрыск боярина преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счете достигал самого высокого чина, приходя на смену отцу, то при Петре право стать сенатором предоставлялось лицам, обладавшим собственными достоинствами, – заслуги предков во внимание не принимались. У этих людей ценились ум, служебное рвение, образование и т. д.». (Н. И. Павленко)

•        «Секуляризация сознания – характерный процесс второй половины XVII века – сменился в XVIII веке другим процессом – секуляризацией церковного имущества. Екатерина II лишь завершила этот процесс». (Е. В. Анисимов)

•        «В эпоху Александра I выступила группа художников, пытавшихся наполнить русскую живопись более демократическим содержанием. Ее кистью впервые заговорило в области искусства третье сословие. Во главе этой группы стоял «отец русской бытовой живописи» Венецианов». (В. М. Фриче)

По 1 баллу по каждому критерию.

Всего 5 баллов.

ОТВЕТЫ

к олимпиаде по истории России

9 класс

I. Выберите правильный ответ.

1. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами прошло на реке(1 балл):

а) Калке          б) Неве         в) Угре        г) Непрядве

2.Свод законов Древней Руси назывался(1 баллов):

а) «Русская правда»             б) «Стоглав»          в) «Судебник».

3.Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?(1 балл)

а) «Табель о рангах»           б) «Строевое положение»          в) «Регламент адмиралтейства»

4. Соотнесите даты и события, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1) 16 мая 1703 г.                     а) «Чумной бунт» в Москве;

2) 27 июля 1714 г.                  б)основание Петербурга;

3) 1771 г.                                 в)манифест о трехдневной барщине;

4) 1785 г.                                 г) Жалованные грамоты дворянству и городам;

5) 1797 г.                                 д) сражение при Гангуте.

1

2

3

4

5

Б

Д

А

Г

В

5. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (5 баллов):

1. Барщина;

2. Подушная подать;

3. Протекционизм;

4. Кондиции;

5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

1

2

3

4

5

В

А

Г

Д

Б

6. Укажите точную хронологическую последовательность царствования монархов(1 балл)

а) Елизавета Петровна     в) Екатерина II        д) Анна Иоанновна           ж) Екатерина I;

б) Петр II                           г) Петр III                е) Петр I                               з) Павел I.

                  ЕЖБДАГВЗ

7. 236

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

8. 346

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

9. 135

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

10.

ХIII век

XIV век

ХV век

129

458

367

        

По 1 баллу за указание века. (Если век указан неправильно, ответ в данном столбце не принимается.) 2 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 9 баллов.

 II. Восстанови исторические факты. (по 1 баллу)

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был Владимир Святой.

2.3натные бояре имели вотчину ,которую могли передавать по наследству.

З.Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл коллегии ,и их было12.

III . Что объединяет слова в данных рядах: (по 1 баллу)

1. «Негласный комитет», Указ о «вольных хлебопашцах», план государственного преобразования

России М.М.Сперанского, Тильзитский мир, война с Наполеоном – деятельность Александра I.

2. П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский- казненные декабристы.

IV. Какому историческому деятелю принадлежат эти слова: «Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением»?(1 балл)      Суворову.

 V. Расшифруй шараду (1 балл)

Первый слог-нота, второй - установленный образец одежды, целое слово - изменение в обществе, преобразование.

Реформа.

VI. Внимательно рассмотрите схему и выполните задания, помещённые ниже.

1.1. Напишите название и годы войны, изображенной на схеме.

Ответ: Северная война 1700–1721 гг. (1 балл)

1.2. Укажите цифру, которой на схеме обозначена крепость, попытка взятия которой русской армией вошла в историю как «конфузия».

Ответ: 1 (1 балл)

1.3. Укажите название самого южного сражения из обозначенных на схеме.

Ответ: Полтавское сражение (1 балл)

1.4. Назовите монарха, руководившего войсками, действия которых обозначены на схеме белыми стрелками.

Ответ: Карл XII (1 балл)

1.5. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

А) Союз стран, противостоявших государству, действия войск которого обозначены на схеме белыми стрелками, известен как «Северный аккорд».

Б) Битва при Лесной происходила на территории Речи Посполитой.

В) Перенос столицы из Москвы в Петербург произошел после завершения войны, события которой обозначены на схеме.

Г) Одновременно с войной, события которой обозначены на схеме, в Европе шла война за австрийское наследство.

Д) Заштрихованные на схеме области по итогам войны были переданы России.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

нет

да

нет

нет

да

                                                                

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 5 баллов.

Всего 9 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории 7 класс

Ежегодно в декаде предметных недель необходимо проводить олимпиады по предметам, что позволяет получить результат о полученных знаниях из курса истории....

Олимпиадные задания по истории 8 класс

Олимпиадные задания помогают получить результат о качестве знаний учащихся по предмету....

Олимпиадные задания по истории 9 класс

Олимпиадные задания помогают получить результат усвоенных знаний учащихся по предмету....

Олимпиадные задания по истории (5 класс).

Олимпиадные задания по истории  (5 класс)....

Олимпиадные задания по истории 5 класс

Заданияпо темам:-"Первобытные собиратели и охотники"-"Первобытные земледельцы и скотоводы";-Счет лет в истории;-Древний Египет...

Олимпиадные задания по истории 10 класс

Задания с ответами и критериями оценки...

Олимпиадные задания по истории. 6 класс.

Два варианта олимпиадных заданий по истории для 6 класса. Имеются таблица правильных ответов и критерии оценивания....