рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Базыр-Сады Сайлык Марат-ооловна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

1.Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
3. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

4. Положения «О  структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 з от 01.09.12 г.

5. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

6. 6.примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,

7.  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

8. авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,

авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С.,

Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.

        Программа ориентирована на использование УМК:

История Средних веков:

  • учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2012;
  • История Средних веков. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского / автор Колесниченко Н.Ю. - Волгоград: Учитель, 2007;
  • рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / автор Крючкова Е.А.- М., Просвещение, 2009;

История России:

  • учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2017 год;

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

 

 

 

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.

Актуальность. 

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Цели:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  

 -формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

 -показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ,  работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

2. Общая характеристика учебного курса.

Особенности программы – ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца  V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века»  предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества

3.Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме  350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины..

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

5. Содержание тем учебного курса

Раздел 1.Введение (1 час)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв) (5 часов)

 Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Раздел 3. Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

 Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 5. Средневековый город и его обитатели (2 часа)

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 6. Католическая церковь. (3 часа)

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Раздел 8.  Германия и Италия в XII-XV веках. (2 часа)

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Раздел 9. Славянские государства и Византия. (2 часа)

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.(2 часа)

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час)

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Раздел 12. Итоговое повторение. (1 час)

Итоговое повторение курса История Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-

тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских

общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-

во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-

ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель  самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория

и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII  —  XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-

дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства.  Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

        

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-

занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-

скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-

дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-

сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Внутрипредметный образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения».

  Общая характеристика образовательных модулей. С целью индивидуализации образовательного процесса рабочая программа по истории включает внутрипредметный образовательный модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения». Актуальность разработки обусловлена тем, что она позволяет устранить  противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

  Одной из основных задач современного образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности в проектах.

Место учебного модуля в рамках  курса. Модуль изучается на ступени основного общего образования в 6 классе в рамках курса «История России». Он рассчитан на 9 часов  и  направлен на формирование универсальных умений проектно-исследовательской деятельности.   Модуль включен в программу в соответствии с содержанием изучаемого материала, расширяет и дополняет его.

Цель:

  1. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

  1. Обогащение исследовательского опыта учащихся – поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  2. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  3. Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
  4. Развитие  общеисследовательских умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного модуля.

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы:

Регулятивные УУД:

  1. выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи
  2. выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы)
  3. обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности
  4. планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии

Познавательные УУД:

  1. находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
  2. структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
  3. построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.

Личностные УУД:

  1. организация рабочего места, подбор необходимого оборудования,
  2. подбор и приготовление необходимых материалов,
  3. проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента,
  4. измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Коммуникативные УУД:

  1. умение слушать и понимать других,
  2. выражать себя, находить компромисс,
  3. взаимодействовать внутри группы

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно- технологическая , коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей:

  1. понимать значение ключевых слов модуля: культура, материальная культура, духовная культура, наследие,  культурные   достижения, общечеловеческие ценности.
  2. приводить примеры исторических и культурных  достижений;
  3. анализировать источники различного вида и типа  для   получения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  4. на основе анализа источников делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

5.представлять результаты своей деятельности

Содержание учебного модуля

 

№ урока

Тема урока

Основное содержание работы

1

36

История заселения территории родного края в древности.

1.Используя дополнительные материалы, ученики изучают историю заселения Тувы

2

43

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Работа над проектом «Храмы и монастыри Республики Тувы»

3

44

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Выполнение проекта «Национальный костюм»

4

45

Повседневная жизнь населения

Выполнение проекта «Один день из жизни крестьянина (горожанина, боярина, князя)»

5

46

Место и роль Руси в Европе.

Подведение итогов изучения истории края в начальный период его заселения (защита проектов).

6

47

Урок истории и культуры родного края в древности.

Подведение итогов изучения истории края в начальный период его заселения (защита проектов).

7

61

Родной край в истории и культуре Руси.

Выполнение проекта «Упоминания о тувинцах  в XII-XIII вв.»

8

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Выполнение проекта «Тува в период монгольского ига»

9

70

Урок истории и культуры родного края.

Подведение итогов изучения истории края в период феодальной раздробленности (защита проектов).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

БЛОК 1. ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I.  Древняя и средневековая Русь

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древняя и средневековая Русь последовательно отражено в учебнике «История России с древнейших времен до конца XVI в.» для 6 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.

УМК по истории Древняя и средневековая Русь составляют:

  • учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год;

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

 

 

 

 

 

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.

Раздел II. Россия в Новое время

Учебно-методический комплект

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.

УМК по истории Россия в новое время составляют:

  • учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год;

 

 

 

 

 

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Россия в новое время.

Раздел III. Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Россия в Новейшее время последовательно отражено в учебнике «История России XX в..» для 9 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.

УМК по истории Россия в Новейшее время составляют:

  • Учебник «История России XX в.» для 9 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.- М., «Просвещение», 2011.
  • А.А. Данилов, А.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История России XX в.»- М., «Просвещение», 2011.
  • А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России XX в. Поурочные разработки. - М., «Просвещение», 2010.

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Россия в Новейшее время.

БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМ К по истории Древнего мира составляют:

  • Раздел рабочей программы «История Древнего мира».
  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2011.
  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.
  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
  • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2011.
  • Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».

Настенные исторические карты

  1. Древние государства мира.
  2. Рост территории государств в древности.
  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  5. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).
  6. Древняя Греция (Ув. до н. э.).
  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  8. Древняя Италия.
  9. Рост Римского государства в период республики и империи.
  1. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
  2. Римская республика в III—I вв. до н. э.
  3. Римская империя в I—III вв. н. э.
  4. Римская империя в IV—Увв. Падение Западной Римской империи.

Список образовательных цифровых и интернет-ресурсов

по истории Древнего мира

Интернет - ресурсы

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http: // www.rusedu.ru/subcat 32. html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http: //  school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•        История Древнего Египта:

http://www.kemet.ru

•        Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http://www.earth-history.com/

•        Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

пир: http://www.mhk.spb.ru/

Электронные ресурсы

•        Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.

•        Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. М.: Новый ДИСК.

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь/ М. В. Агбунов. — М., 1994.
  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М., 2005.
  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стра-тановский. — М., 2008.
  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  6. История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.
  7. Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.
  8. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
  9. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. — М, 1998.

10.        Целар К. Архитектура страны фараонов/К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
  2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
  4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых/ Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
  7. Колобова К. М. Как жили древние греки/ К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
  8. Микель П. Древняя Греция/ П. Микель. — М, 1999.
  9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Учебно-методический комплект

Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:

  • Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;
  • Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2011;
  • Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс.— М.: Просвещение, 2009.

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
  1. Манускрипты и рукописи на латыни:

http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm

3.        Материалы по курсу «История средних веков» на сайте
исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:

http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
  2. Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
  3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
  4. Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.
  5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
  6. Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001.
  7. Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.

Тематическая литература

  1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
  2. Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
  3. Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
  4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.
  5. Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.
  6. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.
  7. Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.

РАЗДЕЛЫ III-IV. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Учебно-методический комплект

•        Раздел рабочей программы по всеобщей истории «История Нового времени» для 7—8 классов.

•        Юдовская А. Я.    Всеобщая   история:    История   Нового времени,      1500—1800:     учеб.     для     7 кл./А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2011.

  • Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1500—1800: рабочая тетрадь для 7 кл./А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2010.
  • Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1500—1800: пособие для 7 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
  • Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории, 1500—1800: пособие для 7 кл. /А. Я. Юдовская, Л. М. Ва-нюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
  • Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1800—1913: учеб. для 8 кл./А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2011.
  • Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1800—1913: рабочая тетрадь для 8 кл./А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2010.
  • Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1800—1913: Пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
  • Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории, 1800—1913: пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
  • Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Нового времени, электронные и интернет-ресурсы.

Электронные издания

  • Юдовская А. Я.,    Ванюшкина Л. М.    Поурочные   разработки по Новой истории 1500—1800 гг. 7 класс.

Юдовская А. Я.,    Ванюшкина Л. М.    Поурочные   разработки по Новой истории  1800—1913 гг. 8 класс.

Перечень рекомендуемой литературы для учащихся

Великие географические открытия:

  1. Берн Ж. История великих путешествий: Открытие Земли / Ж. Берн.-Л., 1958.
  2. Гуляев В. И. Идолы прячутся в джунглях/В. И. Гуляев. - М., 1972.
  3. Киплинг Р. Отважные мореплаватели. Индийские рассказы / Р. Киплинг. — СПб., 1995.
  4. Цвейг С. Подвиг Магеллана. Америго/С. Цвейг. — М., 2010.
  5. Хаггард Р. Дочь Монтесумы / Р. Хаггард. — Минск, 1993.

Возрождение:

  1. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко. Золотой век итальянской живописи / Л. Д. Любимов. — М., 1979.
  2. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: книга для чтения /Л. Д. Любимов. — М.: Просвещение, 1996.
  3. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С. Маркиш. — М., 1971.
  4. Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский / М. Сервантес. — М., 2008.
  5. Шекспир У. Ромео и Джульетта/У. Шекспир. — СПб., 2001.

6.        Стам С. М. Корифеи Возрождения. Искусство и идеи
гуманистического свободомыслия. В 2 кн. / С. М. Стам. — Саратов, 1991.

Политическое развитие Европы в XVIXVIIвв.:

  1. Дюма А. Собрание сочинений. В 20 т. Королева Марго. Графиня Монсоро. Сорок пять. Людовик XIV и его век. Людовик XV Асканио. Три мушкетёра. Двадцать лет спустя. Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя /А. Дюма. — М., 2001.
  2. Манн Г. Молодые годы короля Генриха IV/Г. Манн.— М., 2003.
  1. Цвейг С. Мария Стюарт/С. Цвейг. — М., 2008.

Первые революции Нового времени. Международные отношения:

  1. Павлова Т. А. Кромвель/Т. А. Павлова. — М., 1980.
  2. Шедивы Я. Меттерних против Наполеона / Я. Шедивы; пер. с чешек. — М., 1991.

РАЗДЕЛ V. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплект по Новейшей истории

  • Раздел рабочей программы по всеобщей истории «Новейшая история».
  • Сороко-Цюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран, XX —начало XXI в.: учеб. для 9 кл./О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. — М.: Просвещение, 2011.
  • Сороко-Цюпа А. О. Новейшая история зарубежных стран, XX —начало XXI в.: метод, рекомендации для 9кл./ А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2009.
  • Сороко-Цюпа А. О. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история зарубежных стран, XX — начало XXI в.»: 9 кл. / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. — М.: Просвещение, 2010.

Перечень рекомендуемой литературы для учителя

  1. Ватлин А. Ю. Германия в XX веке /А. Ю. Ватлин. — М., 2002.
  2. Волков Ф. Д. Сталин и советская дипломатия накануне Второй мировой войны / Волков Ф. Д. // Взлёт и падение Сталина. - М., 1992.
  3. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра / Сост. Е. Я. Трояновская. — М., 1990.
  4. ИстягинЛ. Г. Политический портрет Г. Коля /Л. Г. Истягин. — М., 1995.
  5. Кузьмин И. Н. Крушение ГДР: История. Последствия / И. Н. Кузьмин. - М., 1996.
  6. Куманёв Г. А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. / Г. А. Куманёв. — М., 2000.
  7. Латинская Америка в XX веке. — М., 2002.
  8. Мельников Д. Е. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии /Д. Е. Мельников, Л. Б. Чёрная. — М., 1988.
  9. Мировые войны XX века. В 4 кн. Кн. 3. Вторая мировая война: Исторический очерк. — М.: Наука, 2002.

10.        Наринский М. М. Советская внешняя политика и
Коминтерн. 1939—1941 гг.//Война и политика 1939—1941 гг.: Сборник статей военных историков под ред. А. О. Чубарьяна.-М., 2001.


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Класс

Дата

Домашнее задание

по плану

факт

1

Что изучает история Средних веков

1

04.09

Введение

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII  веках

1

06.09

П.1 прочитать

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

11.09

П.2 прочитать

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

12.09

П.3 прочитать

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

18.09

П.4 прочитать

6

Англия в раннее Средневековье

1

20.09

П.5 прочитать

Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ в VI-XI вв. (2 часа)

7

Византия  при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

25.09

П.6 прочитать

8

Культура Византии. Образование славянских государств

1

27.09

П.7-8 прочитать

Глава III. АРАБЫ В VI-XI ВВ. (2 часа)

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

02.10

П.9 прочитать

10

Культура стран халифата

1

04.10

П. 10 прочитать

Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

11

Средневековая деревня и ее обитатели

1

09.10

П.11 прочитать

12

В рыцарском замке

1

11.10

П. 12 прочитать

Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (2 часа)

13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

16.10

П. 13 прочитать

14

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1

18.10

П. 14-15

Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII ВВ.  КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (3 часа)

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

23.10

П. 16 прочитать

16

Крестовые походы

1

25.10.

П.17 прочитать

17

Контрольная работа

1

06.11

Повторить

Глава VI. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI-XV вв.) (6 часов)

18

Как происходило объединение Франции

1

08.11

П. 18 прочитать

19

Что англичане считают началом своих свобод

1

13.11

П.19 прочитать

20

Столетняя война

1

15.11

П.20 прочитать

21

Усиление королевской власти в конце XV  века во Франции и в Англии

1

20.11

П. 21 прочитать

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренийском полуострове

1

22.11

П. 22 прочитать

23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

27.11

П. 23 прочитать

Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

24

Гуситское движение в Чехии

1

29.11

П. 24 прочитать

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

04.12

П. 25 прочитать

Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

26

Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое  искусство

1

06.12

П. 26-28 прочитать

27

Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения

1

11.12

П. 29(П.3, 4) п.30;

28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

13.12

П. 31

29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

18.12

П.32 Подготовка к контрольному тестированию

30

Итоговое повторение по курсу «Средние века»

1

20.12

Повторить

История России

Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В. (9 часов)

31

Наша Родина - Россия

1

25.12

введение

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

27.12

П. 1

33

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

10.01

с. 15-19

34

Образование первых государств

1

15.01

П.2

35

Восточные славяне и  их соседи

1

17.01.

П. 3

36

История заселения родного края. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

22.01

Записи в

тетради, проект

Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв (11 часов)

37

Первые известия о Руси

1

24.01

П.4

38-39

Становление Древнерусского государства

2

29.01

31.01

П. 5

40

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

05.02

П.6

41

Русское государство при Ярославе Мудром

1

07.02

П. 7

42

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

12.02

П. 8

43

Общественный строй и церковная организация на Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения».

1

14.02

П. 9

44

Культурное  пространство Европы и культура Древней Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

19.02

П. 10

45

Повседневная жизнь населения. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

21.02

П. 11

46

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

26.02

Повт.

47

Урок истории и культуры родного края в древности. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

28.02

проекты

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)

48

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

05.03

П. 12

49

Владимиро-Суздальское княжество

1

07.03

П.13

50

Новгородская республика

1

12.03

П. 14;

51

Южные и юго-западные русские княжества

1

14.03

С.123-128

52

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

1

19.03.

Повт.

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (10 ч)

53

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

21.03

П. 15

54

Батыево нашествие на Русь

1

02.04

П.16

55

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

04.04

П. 17

56

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

09.04

П. 18

57

Литовское государство и Русь

1

11.04

П. 19

58

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

16.04

П. 20

59

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

18.04

П. 21

60

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.

1

23.04

П. 22

61

Родной край в истории и культуре Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

25.04

Консп.

62

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

1

30.04

Повт.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 ч)

63

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

07.05

П. 23

64

Московское княжество в первой половине XV в.

1

10.05

П.24

65

Распад Золотой Орды и его последствия

1

14.05.

-П. 25

66

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

17.05

П. 26

67

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.

1

21.05

С.96-101 (2 часть)

68

Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

1

28.05.

С. 101-106

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

30.05

П.27

70

Урок истории и культуры родного края. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения»

1

31.05

-

                                                        ИТОГО     70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...