разработка урока по истории
план-конспект урока по истории (7 класс)

урок по  истории России 17 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема: «Последствия Смуты. Новые явления в Экономике России XVII в.»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Образовательная: выявить источники экономического возрождения страны после Смуты;
  • ознакомить с новыми терминами обеспечить усвоение учениками того, что после Смутного времени Россия оказалась в очень сложном положении, но смогла выйти из него, поставив во главу угла две задачи: восстановление и укрепление. Что позволило ей в XVII в. вступить в новый период исторического развития, связанный с появлением капитализма.
  • Воспитательная: развитие уважения к умению преодолевать трудности, способности начать всё сначала;
  • Обучающая: выделение главного и его признаков; выявление причинно-следственных связей; составление логических схем-цепочек с использованием кластера; формирование образа эпохи; работа по созданию разных типов текста; работа с учебником, картой, словарём; умение доказывать, делать выводы.

Средства:

  • учебник: тетрадь;
  • доска;
  • наглядный материал: фото «Вологодские кружева»,
  • заготовка кластера;
  • заготовка аналитической таблицы;
  • карта «Россия в XVII в.»;
  • надписи и значки для карты;
  • магниты;
  • сообщения о  промышленниках;
  • заготовка клише для выступлений учащихся.
  • Слайдовая презентация

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: метод критического мышления

Приёмы:

  • эвристическая беседа
  • работа с учебником
  • RAFT-технология
  • Кластер
  • «Мозговой штурм»
  • дедукция и индукция

Внутрипредметные связи:

  • взаимосвязь с темой «Смутное время»
  • взаимосвязь с темой «Капитализм» в курсе Всеобщей истории.

Межпредметные связи:

  • русский язык: стили речи, текста;
  • география: показ по карте, учёт географических особенностей различных районов России;
  • МХК и ИЗО: народные промыслы – вологодские кружева, ярославская роспись

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Переход к объяснению нового материала

В течение нескольких уроков мы изучали с вами эпоху Смутного времени в России начала XVII в. Мы рассмотрели её причины, этапы, узнали, как и когда она закончилась. Какое событие можно считать окончанием Смутного времени? ( избрание нового царя)

- Когда оно произошло? ( в 1613 г.) 

наиболее сильно пострадали? ( западные, центр, юг)

III. Объяснение нового материала

Презентация

Ученик  читает название темы

– Итак, тема: «Последствия Смуты. Новые явления в Экономике России XVII в.»
Как вы видите данная тема разделена на две части, что не случайно.
Любое событие, явление имеет не только свои причины, ход, особенности, персоналии, окончание, но и свои последствия. 
Исходя из знания исторического материала предыдущих  уроков , 
предположите, какие последствия обязательно должны были быть у такого явления, как Смута.

Приём «Мозгового штурма»   Маршрутные   листы   Зеленый уровень

Учащиеся:

:

  • гибель людей
  • неполные семьи
  • голод
  • разорение деревень
  •  сокращение посевных площадей
  • разорение городов
  • бегство на окраины страны
  • слабость дворянского землевладения
  •  опустение казны 

Это основные последствия, которые были крайне важны для страны. но самое главное - Россия сохранила свою государственность и продолжила развиваться. Попытки Польши и Швеции захватить власть в России закончились ничем.

 

-Исходя из выше перечисленного, сформулируйте задачи, которые стояли перед Россией после окончания Смуты. 

Задачи, которые стояли перед Россией после окончания Смуты.

  • поднять с/х, укрепить дворянское землевладение;
  • предотвратить отход населения из центральных районов России на её окраины;
  • поднять уровень ремесла, восстановить торговлю, укрепить город. 

– Сформулируйте их в нескольких словах.

Задачи:

  • восстановление  экономику
  • укрепление.

На доске делается запись в виде логической схемы-цепочки.

– Это были задачи правительства России в XVII в.

Поставьте для себя задачу на данный урок.

Учащиеся: Какие меры были предприняты властью для преодоления последствий Смуты?(Доска) Исходя из второй части темы, вы можете предположить, что Россия не только преодолела последствия Смутного времени, но в её экономике начали происходить изменения. => вторая задача:  какие новые явления проявились в экономике России XVII в.?

– Логично! Ознакомимся со структурой §. Я позволю себе изобразить её на доске.

ЭКОНОМИКА - ХОЗЯЙСТВО

Кластер (Приложение 1)

– Как видите, все пункты параграфа представляют отрасли экономики России на период XVII в. Обе задачи, которые мы с вами сформулировали имеют своё решение в каждом пункте.

RAFT-технология (Приложение 2) Маршрутные   листы   Жёлтый  уровень

Для решения данных задач вы разбиваетесь на группы. Каждая группа представит результаты работы с учебником в виде репортажа группы журналистов побывавших в XVII в. Вам раздаются задания, для выполнения которых даётся 5 минут.

I группа: аналитики. Территория  и население Рост городов

2 группа: метеорологи.. Сельское хозяйство.

 3 группа: иностранные журналисты. Ремесло и Мануфактуры .торговля.

По мере рассказа, каждая группа «распаковывает» свой сектор кластера. Одновременно происходит выделение мер, предпринятых царской властью для преодоления последствий Смуты.

.

Начнём с вашей первой задачи. Каким путём она была решена?
Ответ: ужесточение мер с освоением новых земель. /примеры/

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2014/10/27/98690116/98690116_3.png

После ответа  3 группы

Задание классу

 На контурной карте заштрихуйте различными цветами:

а) районы, поставлявшие на рынок хлеб;

б) районы, специализировавшиеся на производстве льна и конопли)

в) области, специализировавшиеся на пушном промысле.

Отметьте значками города, поставлявшие на рынок соль и кожаные изделия.

!!!!Обозначьте крупнейшие ярмарки страны: Архангельскую, Ирбитскую, Свенскую, Макарьевскую.

Новые явления

Спасибо, уважаемые журналисты. Вы славно потрудились. Каждая группа, представив результаты своей работы «распаковала» кластер. На доске   в презентации перед нами предстали  меры царского правительства для решения последствий Смуты , а новые  новые явления в экономике России  прикрепить на схему на доску

Посмотрите внимательно на те новые явление, которые вы выделили в экономике России.

  1. Знакомы ли они вам?
  2. Что они могут означать?

Ответ: развитие капитализма в России.

  1. Какие именно явления говорят об этом?

Ответ: мануфактура, наёмный труд, всероссийский рынок, колонизация, специализация районов, денежный оброк.  Ярмарки. Рост городов

Какие выводы вы можете сделать? => те же явления, что и в Западной Европе.
Но всё ли здесь повторяет ЗЕ? Докажите это.

Какие выводы вы можете сделать? => Россия имеет свои особенности в развитии, которые объективны и закономерны. Почему?

IV. Закрепление 

 По  слайду    текст

V. Домашнее задание

§15, вопросы.  р\т

Рефлексия

+ - интересно В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке,

информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо,

по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких¬то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке,

показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или

информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной,

бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные

факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной

проблеме, вопросы к учителю.

П (+)

М (¬-)

И   интересно

Учитель:

Кто доволен своей работой? (поднятие руки).

У кого не всё получилось? (учащийся, оценив свою работу, поднимают руку).

Оцените работу своих одноклассников в соответствии с критериями

взаимооценки.

Выставление оценок учителем и их комментарии.

VII. Самоанализ

. Сельское хозяйство

1. Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство.

2. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.

3. Велось освоение заволжских и сибирских территорий.

4. В 1637 г. увеличен сыск беглых крестьян на 9, позднее 10 и 15 лет.

5. Сокращение крестьянских налогов

6. Увеличен денежный оброк.

7. Наметившаяся специализация отдельных районов.

8. Развитие предпринимательства и торговли.

. в 17 веке появляются казённые мануфактуры с использованием принудительного труда.

3. Развиваются купеческие мануфактуры.

4. Начинают складываться первые династии промышленников- предпринимателей

Формирование всероссийского рынка ( опр.)

2.Рост сельских торжков.

3. Появление первых крупных ярмарок.

4. Наметилась специализация отдельных районов.

5. Запрет английским купцам торговать внутри страны.

6.  Принятие в 1653 г. таможенного устава.

7. Введение высоких пошлин на иностранные товары.

. Ремесло превращается в мелкотоварное производство.

2. Укрупнение ремесленных предприятий

3. Специализация ремесленного производства в различных районах страны

определение мелкотоварного производства – система, основанная на производстве небольшой партии товаров, предназначенных для продаже на рынке.

мануфактура, наёмный труд, всероссийский рынок, колонизация, специализация районов, денежный оброк, рост городов. Торговля

Специализация районов России в мелкотоварном производстве

Район

Специализация

Тульско-Серпуховский Нижний Новгород Великий Устюг

Центры металлургии и металлообработки

Лесные районы, особенно на севере страны

Центры обработки древесины

Северо-Запад и Запад

Переработка льна и конопли

Ярославль, Вологда, Казань, Можайск, Калуга, Москва

Обработка кожи

Ярославль, Кострома, Москва

Центры мыловарения

Ростов

Финифть (эмаль)

Волжские мастера

Сукно

Белозерские мастера

Ложки

Вяземские мастера

Сани

Нижегородские мастера

Замки

Москва

Центр ювелирных дел

1) Всероссийский рынок

2) Мануфактура

3) Наемный труд

4) Мелкотоварное производство

A) Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

Б) Система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке

B) Усиление хозяйственных связей и обмен товарами
между различными частями России, основанный на  экономической специализации территорий

Г) Труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свой труд
















Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашнее задание: Параграф 15 выучить Новые явления в экономике; Рабочая тетрадь печатная №2 стр.34-35 карта 18.02.2018

Слайд 2

Последствия Смуты . НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ 19.02.2018

Слайд 3

План: Цели государства после Смуты; Государственные меры возрождения страны; Развитие сельского хозяйства; Развитие ремесла; Появление мануфактур; Развитие торговли; Рост городов. 18.02.2018

Слайд 4

Задачи, которые стояли перед Россией после окончания Смуты. поднять с/х, укрепить дворянское землевладение; предотвратить отход населения из центральных районов России на её окраины; поднять уровень ремесла, восстановить торговлю, укрепить город. 18.02.2018

Слайд 5

Задание на урок. Восстановить! Какие новые черты появились в экономике страны в 17 веке? Укрепить! 18.02.2018

Слайд 6

Работа в группах Какие меры предпринимает государство для экономического возрождения страны? Какие новые явления появляются в российской экономике? 18.02.2018

Слайд 7

1 группа Территория. Рост городов. Велось освоение заволжских и сибирских территорий. Новые земли (чернозёмы юга, просторы Сибири ) вводятся в хозяйственный оборот Строительство новой засечной (оборонительной) черты Рост городов (военные ,торгово-экономические центры) 18.02.2018

Слайд 8

2 группа Сельское хозяйство. Пахота. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. 18.02.2018

Слайд 9

18.02.2018 1 . Сокращение крестьянских налогов 2 . Увеличен денежный оброк. 3 . Наметившаяся специализация отдельных районов . 4 . Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство. 5. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.

Слайд 10

Ремесло. Ремесло мелкотоварное пр –во Укрупнение Специализация наемный труд (металлообработка, речной транспорт) Ремесленные изделия мастеров 17 в. 18.02.2018

Слайд 11

18.02.2018 Район Специализация Тула Серпухов Нижний Новгород Великий Устюг Центры металлургии и металлообработки Лесные районы, особенно на севе­ре страны Центры обработки древесины Северо-Запад и Запад Переработка льна и конопли Ярославль, Вологда, Казань, Можайск, Калуга, Москва Обработка кожи Ярославль, Кострома, Москва Вологда Центры мыловарения Кружева Ростов Финифть (эмаль) Волжские мастера Сукно Белозерские мастера Ложки Вяземские мастера Сани Нижегородские мастера Замки Москва Центр ювелирных дел Специализация районов России в мелкотоварном производстве

Слайд 12

3 группа. Ремесло. Мануфактуры. Начинают развиваться мануфактуры. С кладываться первые династии промышленников- предпринимателей. Появление первых крупных ярмарок Формирование всероссийского рынка 18.02.2018

Слайд 13

Мануфактура Московский Пушечно – литейный двор в 17 веке. А.М.Васнецов . 18.02.2018

Слайд 14

Торговля. Всероссийский рынок Ярмарки Купец, считающий деньги. Миниатюра 17 в. Архангельская Ирбитская Свенская Макарьевская Покажите их месторасположение на карте. 18.02.2018

Слайд 15

18.02.2018

Слайд 16

Торговля. 1653 г. - Таможенный устав г. - Новоторговый устав 18.02.2018

Слайд 17

ВЫВОД: НОВЫЕ ЧЕРТЫ: мелкотоварное пр – во; Появление мануфактур; всероссийский рынок; специализация районов. Колонизация юга России и Сибири Задание на урок. 18.02.2018

Слайд 18

Вставьте пропущенные слова Новым явлением в развитии сельского хозяйства стала наметившаяся _______________ отдельных районов. В XVII в. растет количество предприятий - _______________, основанных на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. Первые мануфактуры были _____________ т.е. принадлежали государству. В целях развития внутренней торговли были отменены мелкие таможенные _________ . Усиление хозяйственных связей и обмена товарами между частями страны способствовали формированию _______ _____________ . В XVII в. впервые появились крупные всероссийские торговые _______ . специализация мануфактур казёнными пошлины всероссийского рынка ярмарки 18.02.2018

Слайд 19

Рефлексия ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО 18.02.2018

Слайд 20

Проверь себя: Последствие Смутного времени Присоединение новых территорий на Западе; Рост численности населения; Хозяйственное разорение страны; Отмена крепостничества. Появление мануфактур в XVII в. свидетельствовало о Господстве феодальных отношений; Зарождении капиталистических отношений; Развитии сельскохозяйственного производства; Продолжении процесса закрепощения крестьян. 18.02.2018

Слайд 21

Проверь себя: В середине XVII в. Поволжье славилось обработкой кож, Поморье – изделиями из дерева и солью, Новгород – льняным полотном, Тула и Кашира – изделиями из железа. Это свидетельствовало о (об) Увеличении территории страны; Феодальной раздробленности; Развитии специализации отдельных районов; Превращении России в промышленную державу. Что мешало развитию капиталистических отношений в России в XVII в.? Появление мануфактур; Ограничение в правах иностранных купцов; Продолжение процесса закрепощения крестьян; Усиление специализации ремесленного производства. 18.02.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...