Семинар "Теория развития критического мышления"
методическая разработка по истории (10 класс)

Арсентьева Елена Борисовна

Методические разработки к семинару "Теория развития критического мышления", состоявшемуся 28.03.2017 в рамках конгресса ВШЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trkm_attestatsiya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                Арсентьева Е.Б., учитель истории

                                                                                                              ГБОУ СОШ № 27 им. И.А.Бунина Василеостровского района

                                                                                                                                                                                            Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                                                             

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Стратегия организации обсуждения, дискуссии и дебатов при использовании ТРКМЧП              (из опыта работы учителя)

      Технология Развитие критического мышления через письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю. Одним из приёмов  создания модели  обучения в технологии РКМЧП является Дискуссия. Такой приём был использован при проведении городского семинара «Отличительные особенности журналистики первой половины ХХ века. Отражение некоторых страниц истории Первой мировой войны в русском еженедельном журнале «Нива» выпусков 1914 года».

      12 мая 2011 года в школе был открыт музей «Иван Бунин: города, события, встречи». В экспозиции музея находится подборка журналов «Нива» 1914 года. Семинар был задуман не с целью изучения творчества И.А.Бунина, а его окружения, то есть тех с кем общался или на кого оказал влияние. С началом Первой мировой войны в «Ниве» печатался не только Бунин, но и  другие известные писатели. С началом войны в журнале стали печататься вести с фронтов, хроники событий, описание героических подвигов не только военных, но и гражданских людей, священников. Несомненно, что статьи военных корреспондентов влияли на общественное мнение в стране. Имена, которые мало кому знакомы сейчас, но внёсшие большой  вклад в жанр, который сейчас называется военная журналистика. Данный семинар обладает большим образовательным потенциалом. Участие учащихся в таких мероприятиях повышает  их мотивацию в получении дополнительных знаний, развивает  коммуникативные умения и навыки, а участие в групповой работе позволяет исполнять разные социальные роли:  лидера , и исполнителя. Кроме того педагогическая  функция критического анализа заключается в том, чтобы дополнить, углубить, исправить, скорректировать результаты учебной деятельности в обучающем взаимодействии педагога и учащихся.

     Основной задачей семинара было показать, что изучение истории русской военной журналистики является неотъемлемой частью русской культуры и  общественного развития в России. Подготовке к семинару предшествовало несколько этапов.

1.Представление темы.                                                                                                                «Отличительные особенности журналистики первой половины ХХ века. Отражение некоторых страниц истории Первой мировой войны в русском еженедельном журнале «Нива» выпусков 1914 года».

Поставленная проблема. Существует мнение, что военная журналистика явление Второй мировой войны, когда информация стала важным ресурсом в мире. Но это не так. В нашей стране военная журналистика насчитывает более двух веков – и за это время она пережила и популярность и забвение. Датой появление военной журналистики считается 1808 год. В это время появился первый журнал на специализированную военную тематику («Артиллерийский журнал»). Отличительной особенностью журналистики стало то, что в этот период существенно начало развиваться частное предпринимательство в этой сфере. В процессе революции 1905-1907 годов в ходе противостояния с правительством журналисты получили статус третьей силы, которая на тот момент выполняла целый ряд функций. Среди выполняемых функций одной из основных стало информирование население обо всех происходящих на территории страны событиях, а также отражение общего настроения населения. Причём, эти функции у большинства журналистов сочетались с активным участием в событиях.

  1. Поисковый этап (исследовательский).

Состав группа, работающей над проектом состоял из 12 человек. Начиналась работа с поиска и сбора информации, изучения специальной литературы.  Обмен информацией и обсуждение её с другими участниками. Были разработаны критерии оценки результатов.

3. Аналитический

Анализ подобранной информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы для выводов и подведение итогов.

4. Презентация полученных результатов

Оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

5.  Защита проекта. Устная защита с презентацией.

6. Критерии защиты:

  • Качество презентации;
  • Объём и глубина знаний по теме, эрудиция;
  • Культура речи, манера использования наглядных средств;
  • Ответы на вопросы: полнота ответа, эрудированность, убедительность;
  • Деловые качества группы: ответственность решений, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии.

Перед проведением семинара для формирования умений с письменными историческими источниками были разработаны памятки:

  • Что должен ученик перед тем как начать работу с письменными историческими источниками  ( Памятка  1).
  • Какие предъявляются требования к документу (Памятка 1).
  • Какими умениями должен обладать учащийся при работе с документами (Памятка 2).
  • Как работать с письменными источниками (Памятка 3).
  • Какие типы исторических документов существуют. *

Во время семинара на столах находится раздаточный материал: памятки, рабочий лист 1 с текстом, в котором пропущены слова и учащиеся заполняют по ходу занятия заполняют его, рабочий лист 2 в виде таблицы, которая заполняется в конце семинара

Название выступления

Это важно знать

Интересные факты

Типы документов, использованные при подготовке сообщения

Вопросы к докладчику

Проблемные вопросы для итогового обсуждения:

1.  Все люди, о которых шла речь в сообщениях, в основном оказались в эмиграции. Будучи патриотами в своей стране, некоторые из них в дальнейшем сотрудничали с нацистами. Попытайтесь это объяснить.

2.  Выделите основные особенности военной журналистики первой половины ХХ века?

3.  Какие умения формируются при работе с документами? В чём значение систематической работы с документами при изучении истории?

Дополнительные вопросы для обсуждения в классе:

1.Почему при работе с документами необходимо соблюдать дифференцированный подход?

2.Предложите варианты использования документов при проведении уроков- лекции, семинаров,   лабораторных работ и практических занятий, организации учебно-поисковой, дискуссионной деятельности, повторении и.т.д.

Подведение итогов семинара;    Октябрь 1917 года надвое расколол русскую интеллигенцию. Вдруг оказалось, что те с кем вчера ты сиживал  в Большом московском трактире, с тем с кем дружил семьями, на чьи беды и радости откликался, - по другую сторону баррикад. Многие переходили на «ту» сторону уже в эмиграции - возвращались в СССР. Друг ли ты, враг ли ты – определялось это отношением к  «Советам». И  лишь умершие «до» были чисты от подозрений, и память о них   литературных спорами с ними не разбавлялось мутной водой политики.

*Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелкова. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие.- М.2000.- С.107-110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....