Развитие исторического мышления школьников
статья по истории

Баранова Лариса Владимировна

Учитель всегда находится в творческом поиске, притягивая  ученика своей деятельностью. Развитие  исторического мышления  позволяет воспитать  у обучающихся ,  гражданскую позицию и толерантное отношение ко всем событиям исторического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_baranova_l.v.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Альманах мировой науки. ( Педагогические науки)                               Баранова Лариса Владимировна

Развитие исторического мышления школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

п. Малиновский.

Историческое мышление – это умение обучающихся анализировать события, находить связь между ними , устанавливать  закономерности.  Сегодня очень важно научить, обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа,  их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения, творчески применять исторические знания.  Развитие исторического мышления школьников позволяет формировать понимание исторического прошлого в связи с тенденцией современного исторического сознания. В современном информационном обществе легко можно найти необходимую информацию, но  методы поиска должны сочетаться с правильно построенной планомерной работой учителя направленной на развитие исторического мышления, умения обучающихся самостоятельно делать выводы и открытия. Возможно проведение уроков в не классного кабинета ,  а например в  музее, на улицах города, поселка, в образовательных центрах.  Важно дать ученику возможность самому определить историческую ценность того или иного события или явления.  Уроки могут иметь дискуссионный и проектный характер. Обсуждение исторического события в дискуссионной форме позволяет  дать оценку историческому событию более полно, иногда дети делают интересные выводы и предположения, в ходе проекта  выполняется много комбинаций, которые помогают ученику отработать  методы поиска, переработать информацию, апробировать или спрогнозировать результат.  В исторической науке много методик позволяющих учащимся развивать историческое мышление. Это задания на анализ и синтез , сравнение и обобщение. Интересны задания для развития вербального  исторического воображения, например: составьте , предложения используя слова:  быт, нравы, культура; раб, хозяйство, цивилизация.   Использование на уроке проблемных заданий позволяет учителю не только развивать историческое мышление, но и дать возможность ученикам рассуждать, предполагать и выводить собственные гипотезы. Например  школьникам можно  предложить задание: природно- климатические условия Древней Греции были крайне неблагоприятными факторами для развития земледелия в этой стране. Зато Греция была достаточно обеспечена полезными ископаемыми – сырьем для ремесленного производства. Между тем сельское хозяйственный труд ценился в Греции выше , чем все остальные виды деятельности. Объясните это противоречие. Использование тестовых заданий позволяет учителю диагностировать мыслительные операции школьников: исключите лишнее слово: Рим, Вавилон, Карфаген, Иерусалим; выберите два слова , имеющих самое прямое отношение к главному слову: воин- перс, оружие, мужчина, конь, корабль.  В процессе преподавания истории учителю важно оценить интерес учащихся к предмету, это можно сделать при помощи мониторинга,  и творческих заданий : ученикам предлагается высказать свои ассоциации со словом история - это….; на каком месте среди предметов , изучающийся в этом учебном году , у тебя стоит история?; какие темы по истории тебе запомнились больше всего?; что ты можешь предложить, чтобы в новой четверти  изучении истории сделать более интересными? В рамках реализации ФГОС развитие исторического мышления строится на работе учителя по развитию универсальных учебных действий.  Умение ученика рассуждать, практически применять полученные знания позволяет учителю разнообразить формы и методы работы. Сам педагог должен владеть современными технологиями обучения и воспитания, уметь моделировать урок  с учетом сложности или доступности  изучаемой темы. Мастерство учителя во многом определяется творчеством педагога, его умением изобретать, предлагать,  оценивать. Учитель всегда находится в творческом поиске, притягивая  ученика своей деятельностью. Развитие  исторического мышления  позволяет воспитать  у обучающихся ,  гражданскую позицию и толерантное отношение ко всем событиям исторического процесса.

Список литературы:

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методические рекомендации учителю истории/ Москва. Владос, 2013 .

А.В. Миронов. Как построить урок в соответствии ФГОС./Волгоград. Издательство : Учитель, 2013.

Т. Черкашина.  Активизация  познавательной деятельности учащихся./Волгоград.Издательство:Учитель,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ

Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления  на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике.  ...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"

Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания...

Статья «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»

Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отр...