Развитие исторического мышления школьников
статья по истории
Учитель всегда находится в творческом поиске, притягивая ученика своей деятельностью. Развитие исторического мышления позволяет воспитать у обучающихся , гражданскую позицию и толерантное отношение ко всем событиям исторического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Альманах мировой науки. ( Педагогические науки) Баранова Лариса Владимировна
Развитие исторического мышления школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
п. Малиновский.
Историческое мышление – это умение обучающихся анализировать события, находить связь между ними , устанавливать закономерности. Сегодня очень важно научить, обучающихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения, творчески применять исторические знания. Развитие исторического мышления школьников позволяет формировать понимание исторического прошлого в связи с тенденцией современного исторического сознания. В современном информационном обществе легко можно найти необходимую информацию, но методы поиска должны сочетаться с правильно построенной планомерной работой учителя направленной на развитие исторического мышления, умения обучающихся самостоятельно делать выводы и открытия. Возможно проведение уроков в не классного кабинета , а например в музее, на улицах города, поселка, в образовательных центрах. Важно дать ученику возможность самому определить историческую ценность того или иного события или явления. Уроки могут иметь дискуссионный и проектный характер. Обсуждение исторического события в дискуссионной форме позволяет дать оценку историческому событию более полно, иногда дети делают интересные выводы и предположения, в ходе проекта выполняется много комбинаций, которые помогают ученику отработать методы поиска, переработать информацию, апробировать или спрогнозировать результат. В исторической науке много методик позволяющих учащимся развивать историческое мышление. Это задания на анализ и синтез , сравнение и обобщение. Интересны задания для развития вербального исторического воображения, например: составьте , предложения используя слова: быт, нравы, культура; раб, хозяйство, цивилизация. Использование на уроке проблемных заданий позволяет учителю не только развивать историческое мышление, но и дать возможность ученикам рассуждать, предполагать и выводить собственные гипотезы. Например школьникам можно предложить задание: природно- климатические условия Древней Греции были крайне неблагоприятными факторами для развития земледелия в этой стране. Зато Греция была достаточно обеспечена полезными ископаемыми – сырьем для ремесленного производства. Между тем сельское хозяйственный труд ценился в Греции выше , чем все остальные виды деятельности. Объясните это противоречие. Использование тестовых заданий позволяет учителю диагностировать мыслительные операции школьников: исключите лишнее слово: Рим, Вавилон, Карфаген, Иерусалим; выберите два слова , имеющих самое прямое отношение к главному слову: воин- перс, оружие, мужчина, конь, корабль. В процессе преподавания истории учителю важно оценить интерес учащихся к предмету, это можно сделать при помощи мониторинга, и творческих заданий : ученикам предлагается высказать свои ассоциации со словом история - это….; на каком месте среди предметов , изучающийся в этом учебном году , у тебя стоит история?; какие темы по истории тебе запомнились больше всего?; что ты можешь предложить, чтобы в новой четверти изучении истории сделать более интересными? В рамках реализации ФГОС развитие исторического мышления строится на работе учителя по развитию универсальных учебных действий. Умение ученика рассуждать, практически применять полученные знания позволяет учителю разнообразить формы и методы работы. Сам педагог должен владеть современными технологиями обучения и воспитания, уметь моделировать урок с учетом сложности или доступности изучаемой темы. Мастерство учителя во многом определяется творчеством педагога, его умением изобретать, предлагать, оценивать. Учитель всегда находится в творческом поиске, притягивая ученика своей деятельностью. Развитие исторического мышления позволяет воспитать у обучающихся , гражданскую позицию и толерантное отношение ко всем событиям исторического процесса.
Список литературы:
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методические рекомендации учителю истории/ Москва. Владос, 2013 .
А.В. Миронов. Как построить урок в соответствии ФГОС./Волгоград. Издательство : Учитель, 2013.
Т. Черкашина. Активизация познавательной деятельности учащихся./Волгоград.Издательство:Учитель,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-33095-1362201729.jpg)
Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-261039-1369937496.jpg)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ
Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728657-1450804262.jpg)
Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-884868-1485586335.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».
Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988740-1513806472.jpg)
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/12/picture-1143051-1557655608.jpg)
Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"
Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-1310188-1612010177.jpg)
Статья «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»
Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отр...