ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ
олимпиадные задания по истории (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Салчак Айдыс Арионович

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСККАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС. 2018-2019 год. ОТВЕТЫ

Максимально возможное количество баллов - 100

Задание 1. Расставьте даты в хронологической последовательности. (5 баллов) 2 3 4 1

Задание 2.Выполните тест, выбрав правильный вариант ответа (за каждый

правильный ответ 1 балл; всего 5 баллов).

1

2

3

4

5

4

1

3

1

3

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ. (5 баллов. Всего 15 баллов)

  1. Главы государств.

  1. Великие полководцы.
  2. Периоды истории
  3. Коллективы людей первобытного общества (Формы объединения людей)

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Определите лишнее слово и обоснуйте свой ответ (5 баллов: 2 б. - слово, 3 б. – обоснование; всего 15 баллов).

  1. Скотоводство, т. к. остальное являлось видами ремёсел, известных первобытному человеку.

  1. Зевс т.к. остальные боги Древнего Египта.
  2. Идол, т.к. все остальное связано с системой орошения в Древнем Египте.

Задание 5. Установите даты и события (2 балла за каждый правильный ответ; всего 10 баллов).

1-В, 2-А, 3-Д, 4-Г, 5-В.


Задание 6. Разгадайте исторический кроссворд. Впишите слова в ячейки (5 баллов за каждое правильное слово; всего 35 баллов).

Задание 7. Кто из исторических деятелей, изображен на портретах? Подпишите их фамилии. (1 балл за каждый правильный ответ; всего 5 баллов).

1

2

3

4

5

ПУШКИН

ЛЕРМОНТОВ

КУТУЗОВ

ДЖАЛИЛЬ

ТУКАЙ

Задание 8. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет») Ответы внесите в

таблицу. (По 2 балла за каждый правильный ответ. Максимум 5.)

1

2

3

4

5

Да        Нет        Нет        Да        Нет


ВСЕРОССИЙСККАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС. 2018-2019 год. ОТВЕТЫ

Максимально возможное количество баллов - 100

1.1. Расположите события в хронологической последовательности. Ответ внесите в таблицу в виде последовательности букв. Задание считается выполненным правильно только при совпадении всех позиций. (Всего за задание 10 баллов).

1

2

3

4

5

Д

А

Г

Б

В

Задание 2. Найдите правильный ответ (всего 10 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ).

1

2

3

4

5

1

1

4

2

2

Задание 3. Объясните, по какому принципу слова объединены в один ряд, и какое

слово лишнее (лишнее слово подчеркните и объясните свой выбор) (всего 20

баллов:  2 - за лишнее слово, 3 - объяснение).

  1. Гор т.к. остальные боги Древней Греции.

  1. Московский кремль т.к. остальные древние чудеса света.
  2. Гомер автор т.к. автор «Илиады» остальные участники или герои Троянской войны.

  1. Мардук – божество, т. к. остальные цари стран Древнего Междуречья.

Задание 4. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. ( По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 12 баллов).

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

6

7

5

4

1

9

8

Задание

5.

Установите

соответствие

между  битвами  и  полководцами,

принимавшими в них участие. Внесите ответ в таблицу. (2 балла за каждое

правильное соотношение всего 10 баллов).

1

2

3

4

5

Г

В

Б

А

5


Задание 5. Перед Вами изображения исторических событий, определите какое событие изображено и внесите ответ в таблицу. (По 5 балла за каждое правильно названное максимальный балл – 10 баллов).

  1. Переход Ганнибала через Альпы

  1. Убийство Цезаря

Задание 7. Решите хронологическую задачу. Обязательно приведите необходимые расчёты. Всего за задание 8 баллов.

7.1. 1350-1329=21 год просуществовал культ Атона. (4 балла)

7.2. 1329+2015=3343 года назад (0 года не существует). Также принимается ответ 3344. (4 балла)

Задание 6. Разгадайте исторический кроссворд. Впишите слова в ячейки (1 баллов за каждое правильное слово; всего 10 баллов).


Задание 8. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет») Ответы внесите в таблицу. (По 2 балла за каждый правильный ответ. Максимум 10.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Нет

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет


ВСЕРОССИЙСККАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС. 2018-2019 год. ОТВЕТЫ

Максимально возможное количество баллов - 100

Задание 1. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 10)

Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1

3

1

2

3

Задание 2. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 12).

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

Внесите свои ответы в таблицу.

1

2

3

4

5

6

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Задание 3. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 6 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

3.1.

1

2

3

4

А

В

Б

Г

3.2.

1

2

3

4

В

Г

А

Б

3.3.

1

2

3

4

Г

Б

А

В

Задание 4. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 10 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание:

  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ж

Т

К

С

З

Р

Е

П

Б

Г

Задание 5. (1 балл за каждое полностью верное слово. До 3 баллов за полное определение понятия. Максимальный балл - 12).

Историк должен правильно писать исторические понятия и термины. Впишите букву (буквы) вместе пропусков и напишите значения этих терминов и понятий.

  1. ЯЗЫЧЕСТВО – вера во множество богов, олицетворявших силы природы.

  1. ЗОДЧИСТВО – искусство постройки различных зданий.


  1. КРЕСТОНОСЦЫ – члены духовного рыцарского объединения

Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 8).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1

2

3

4

Г

А

Б

В

Задание 7. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл -

  1. Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

А. В списке – государства, образованные тюркоязычными кочевыми племенами. Лишнее – Боспорское царство, основанное греческими переселенцами в северном Причерноморье.

Б. В списке – своды законов. Лишнее «Поучение Владимира Мономаха» являющееся памятником литературы.

В. В списке – доспехи и вооружение древнерусского воина. Лишнее – гусли (музыкальный инструмент).

Г. В списке – литовские князья. Лишний - Святослав.

Задание 8. (по 3 балла за каждое правильно названное имя и 2 балла за правильную хронологическую последовательность, максимальный балл – 30 баллов). Подпишите имена русских князей и расположите в хронологической последовательности их правления, запиши последовательность в таблицу:

А. Андрей Боголюбский        Б. Ярослав Мудрый        В. Иван III


Г. Дмитрий Донской

Д. Святослав

Е.

Владимир I

1

2

3

4

5

6

Д

Е

Б

А

Г

В


ВСЕРОССИЙСККАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС. 2018-2019 год. ОТВЕТЫ

Максимально возможное количество баллов – 100

Задание 1. (1 балл за каждый верный ответ. Максимальный балл – 4) Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1

1.2

1.3

1.4

3

1

4

2

Задание 2.

2.1. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 10)

2.1

2.2

2.3

2.4

135

23

23

356

Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл – 6)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

3.1. Присоединение княжеств к Москве (территорий)

3.2. Приказы.

3.3. Города Золотой Орды

Задание 4. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 12). Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 12 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного

списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В

таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением

соответствующего слова.

Обратите внимание:

  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);
  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

В

З

М

Т

Л

С

Н

Д

А

И

Е

О

Задание 6. (по 4 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 20). Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть


лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1

2

3

4

5

В

Г

Д

Б

А

Задание 7. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии

одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем

перестановки любых двух

символов)– 1 балл. Максимально за задание – 6 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

8.1.

1

2

3

4

А

В

Б

Г

8.2.

1

2

3

4

Г

А

Б

В

8.3.

1

2

3

4

Б

Г

А

В

Задание 8. (по 3 балла за каждое правильно названное имя и 2 балла за правильную хронологическую последовательность, максимальный балл – 30 баллов).

Подпишите имена русских правителей, правительниц (регентов) и расположите в хронологической последовательности их правления, запиши последовательность в таблицу:

А.        Василий III        Б.        Федор Иванович        В.        Лжедмитрий I


Г.

Иван Грозный

Д.

Софья Алексеевна

Е.

Елена Глинская

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП в 2018/2019 учебном году.

ЗАДАНИЯ. 8 КЛАСС.

Время на выполнение заданий – 60 минут.

Общая сумма баллов – 100

Задание 1. (1 балл за каждый верный ответ. Максимальный балл – 4) Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1. Первые пушки на Руси назывались:

  1. арбалет
  2. самострел
  3. тюфяк
  4. пищаль

1.2. В результате денежной реформы Елены Глинской на Руси появилась монета:

  1. рубль
  2. гривна
  3. копейка
  4. царская десятка

1.3. «В.О. Ключевский сказал: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего» о:

  1. Лжедмитрий I
  2. Василии Шуйском
  3. Лжедмитрий II
  4. Михаиле Федоровиче

1.4. Участвовал в обороне Казани в 1552 г. на стороне казанцев?

  1. Кул Гали

  1. Кул Шариф
  2. Девлет-Гирей
  3. Сафа-Гирей

1.1

1.2

1.3

1.4

Задание 2.

2.1. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 10)

Что из перечисленного ниже маршрута не входит в «путь из варяг в греки»:

  1. река Припять

  1. река Волхов
  2. река Волга
  3. река Ловать
  4. река Одер

2.2. Какие корабли предпочитали путешественники в период Великих географических открытий?

  1. драккар
  2. каравелла
  3. галеон

  1. либурн


  1. бирема

2.3. В правление Алексея Михайловича:

  1. введен Юрьев день
  2. введен бессрочный сыск беглых
  3. упразднены белые слободы в городах
  4. введены белые слободы в городах
  5. введен чрезвычайный налог – пятинные деньги

2.4. Какие из представленных ниже правителей Древнерусского государства приняли христианство?

  1. Олег Вещий
  2. Игорь Старый
  3. Ольга
  4. Святослав Игоревич
  5. Владимир Святославич
  6. Ярослав Владимирович

2.1

2.2

2.3

2.4

Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 6)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

3.1. 1474 г., 1478 г., 1485 г., 1510 г, 1514 г. ___________________________________________________________________ 3.2. Посольский, Казенный, Конюшенный, Разрядный, Поместный. ___________________________________________________________________ 3.3. Сарай-Бату, Сарай-Берке, Азов, Хаджи-Тархан. ____________________________________________________________________

Задание 4.        (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл  12).

Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу.

4.1. Столицей Хазарского каганата был город Биляр.

4.2. Ярослав Мудрый получил киевский престол по завещанию отца.

4.3. Венчание Ивана IV на царствие произошло в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля.

4.4. Филарет был патриархом в лагере «тушинского вора».

4.5. После смерти Федора Алексеевича к власти пришел Петр Алексеевич.

4.6. В 1708 году Россия была поделена на 12 губерний.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 12 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание:


  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);
  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

  • XVII веке основным противником России на Северо-Западном направлении была (1...), война с которой (2...) годов завершилась подписанием (3...) мира. На Юго-Западном направлении противником России была (4...), правители которой претендовали на московский трон. Итогом нескольких войн: Смоленской войны (5...) годов, войны за присоединение к России Украины (6...) годов стало подписание в (7...) году «Вечного мира». На Южном направлении покоя не давали Крымское ханство и (8...), война, с которой 1677-1681 годов завершилась подписанием (9...) мирного договора, по которому был признан переход в состав России (10...). Освоение восточных территорий - (11...), проходило мирным путем. А отношения с Китаем урегулировал (12...) договор

1689 года.

А. Бахчисарайский Б. Столбовский В. Швеция Г. Норвегия

Д. Османская империя Е. Сибирь Ж. Гуляй поле З. 1656 – 1661

И. Левобережная Украина К. Правобережная Украина Л. 1632 – 1634

М. Кардисский Н. 1686

О. Нерчинский П. 1689

Р. Константинопольский С. 1654 – 1667

Т.  Речь Посполитая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Задание 6. (по 4 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 20).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1)

дьяк Иван Висковатый

А. Митрополит Русской православной церкви, за

осуждение опричнины низложен, сослан в монастырь,

где был убит

2)

митрополит Макарий

Б.  Участник Избранной рады, протопоп московского

Благовещенского собора, духовный наставник Ивана

IV, сослан царем в Соловецкий монастырь

3)

окольничий Алексей Адашев

В.

Дипломат, глава Посольского приказа, руководил

Царским архивом

4)

Сильвестр

Г.  Глава русской церкви, член Избранной Рады, венчал

Ивана IV на царство. При нѐм в 1551 году состоялся

Стоглавый Собор

5)

Филипп Колычев

Д.

Член Избранной рады, глава Челобитного приказа

Е.  Опричник, в 1571 г. участвовал в массовых казнях в

Москве. Погиб при взятии ливонской крепости Пайде.


1

2

3

4

5

Задание 7. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 6 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

8.1. А) Образование империи Карла Великого

Б) Битва на реке Калке

В) Первый крестовый поход

Г) Битва на реке Сити

1

2

3

4

8.2. А) Азовское сидение казаков

Б) Крымские походы В. В. Голицына

В) Азовские походы Петра I

Г) Сибирский поход Ермака

1

2

3

4

8.3. А) Тявзинский мир

Б) Аугсбургский мир

В) Деулинское перемирие

Г) Плюсское перемирие

1

2

3

4

Задание 8. (по 3 балла за каждое правильно названное имя и 2 балла за правильную хронологическую последовательность, максимальный балл – 30 баллов).

Подпишите имена русских правителей, правительниц (регентов) и расположите в хронологической последовательности их правления, запиши последовательность в таблицу:


А.__________________________        Б.________________________        В._______________________

Г.____________________________        Д._________________________        Е._______________________

1

2

3

4

5

6


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП в 2018/2019 учебном году.

ЗАДАНИЯ. 9 КЛАСС.

Время на выполнение заданий – 90 минут.

Общая сумма баллов – 100

Задание 1. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 3) Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1. Высказывание: Царь и «Марсельеза» несовместимы – относится к созданию:

  1. Священного союза
  2. Тройственного союза
  3. Вестфальской системы
  4. франко-русского военного союза

1.2. Чиновник в Российской империи в 1889-1917 гг., обладающий административно-полицейской властью в отношении крестьян, назывался:

  1. мировой судья
  2. воевода
  3. земский начальник
  4. присяжный заседатель

1.3. Кодификация российского законодательства в правление Николая I была проведена:

  1. П.Д. Киселевым
  2. М.М. Сперанским
  3. С.С. Уваровым
  4. А.Х. Бенкендорфом

1.1

1.2

1.3

Задание 2.

2.1. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8)

  • состав великокняжеской дружины в ранний период истории восточных славян входили:

1) рядовичи

2) гриди

3) вирники

4) отроки

5) холопы

2.2. Во время правления Ивана III:

  1. введены клятвенные грамоты для князей и бояр
  2. введен новый титул – государь всея Руси
  3. начались военные походы против Казани
  4. завершено создание единого государства
  5. завоеван контроль над Волжским торговым путем

2.3. Какие крепости были построены зодчим Федором Конем:

  1. Белокаменный кремль;
  2. Китай-город
  3. Белый город
  4. Смоленский кремль
  5. Казанский кремль

2.1

2.2

2.3


Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 8)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

3.1.1601-1603 гг., 1606-1607 гг., 1670-1671 гг., 1707-1708 гг.

___________________________________________________________________

3.2. . К.В. Нессельроде, Н.К. Гирс, А. А. Безбородко, Г. И. Головкин.

___________________________________________________________________

3.3. Иов, Гермоген, Филарет, Иоаким.

____________________________________________________________________

3.4. В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, гр. П. А. Строганов, кн. А. А.Чарторыйский.

____________________________________________________________________

Задание 4.        (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 8).

Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу.

4.1. М.М. Сперанский считал, что право участия в выборах должно принадлежать людям всех сословий, несмотря на отсутствие имущества и капитала.

4.2. В битве при Молоди опричное войско нанесло поражение крымской орде.

4.3. Оборона Севастополя, длившаяся 11 месяцев, закончилась захватом противником Малахова кургана и отходом русских войск на север.

4.4. С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 12 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание:

  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);
  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

  • (1...) императоры России, (2...), Австро-Венгрии подписали соглашение «Союз трех императоров» о том, что в случае (3...) европейскому миру они проведут (4...) между собой о (5...) действий. В (6...), когда обострились (7...) отношения, Россия дала понять, что не допустит разгрома (8...). (9...) не оставила планов продвижения на (10...). Не удавалось остановить (11...) сближение. В (12...) «Союз трех императоров» распался.

А. Конференция Б. совещание В. Великобритания

Г. Австро-Венгрия Д. австро-германская Е. согласование Ж. Турция З. 1878 г.

И. Франция К. 1879 г. Л. 1873 г.

М. Угроза Н. Война О. Германия П. 1891 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Р. франко-германская С. Балканы Т. Карпаты У. 1875 г.


Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 8).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1)

Куликовская битва

А.

«И пришли татары, и начали в наших стрелять, а наши

в них. И много дней они подступали и не могли

перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река»

2)

Ликвидация Иваном III

Б.

Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси,

Новгородского

и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и перестали

самоуправления

поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и

отдохнули христиане от великой истомы и многой

тяжести от насилия татарского, и была с тех пор

тишина велика по всей Русской земле»

3)

Стояние на реке Угре

В.

«Вечу во отчине нашей в Новгороде не бытии, а

государство свое нам держати, как на Москве»

4)

Правление Ивана Калиты

Г.

«...Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Приходите княжить и владеть нами...»

Д.

«Кони ржут на Москве, звенит слава по всей земле

русской, трубы трубят на Коломне, бубны бьют в

Серпухове, стоят стяги у Дона у великого на берегу»

1

2

3

4

Задание 7. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл - 6) Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

А) В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, М. Д. Скобелев, П. М. Кошка, Э. И. Тотлебен. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Б) Прокопий Ляпунов, Василий Шуйский. Иван Заруцкий, Дмитрий Трубецкой.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

В) 1613 г., 1618 г., 1634 г., 1667 г. 1686 г.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 8. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 4 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

8.1. A) Бироновщина

Б) «Негласный комитет»

  1. Хованщина Г) Опричнина

1

2

3

4


8.2. А) Рождение Ш. Марджани

Б) Гибель А.С. Пушкина

В) Гибель М. Ю. Лермонтов

Г) «Хождение в народ»

1

2

3

4

Задание 9. Перед Вами изображения исторических событий, определите какое событие изображено и укажите его точную дату. (По 1 балла за каждое правильно названное и 1 балла за правильную дату максимальный балл – 8 баллов).

1

2

3


4

СОБЫТИЕ

ДАТА

Задание 10.        (Максимальный балл – 10 баллов)

Рассмотрите карту, ответьте на вопросы.

10.1. Какое событие изображено на схеме? (1 балла)

_________________________________________________________________________


10.2. Укажите время года, когда был совершѐн манѐвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме. (Укажите дату) (2 балла)

____________________________________________________________________________

10.3. Где находились основные силы русских войск? (2 балла)

_______________________________________________________________________________

10.4. Как называлась дорога, по которой противник русских войск отступал из города под №3 в сторону границы? (3 балла)

_______________________________________________________________________________

10.5. Какую реку пересек противник, покидая территорию России? (3 балла)

_______________________________________________________________________________

Задание 11. Эссе. Максимальная оценка 25 баллов.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 5 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме (2 балла), и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (должно быть сформулировано 4 задачи) (3 балла).

  1. Оценка основной части к работе (макс. 15 баллов):

При оценке каждой из выделенных задач учитываются:

  1. грамотность использования исторических фактов и терминов (4 балла);

  1. аргументированность авторской позиции (4 балла).

  1. творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения (3 балла). Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе (2 балла).

  1. знание различных точек зрения по избранному вопросу (2 балла).

  1. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении, осмысление развития своей личной позиции. Оценивается заключение к работе – не более 5 баллов.

Темы эссе

  1. «При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла вершины своего могущества» (Н.С. Борисов).

  1. «Александр Невский был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шѐл на соглашение» (А. Горский).

  1. Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека» (И.Н. Данилевский).

  1. «Иван III есть герой не только российской, но и всемирной истории…При нем Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Европы и Азии, спокойная внутри и не боясь врагов внешних» (Н.М. Карамзин).


  1. «Увы, Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий» (В.Б. Кобрин).

  1. «В закрепощении крестьян и оформлении системы крепостного права в России, в отличие от Западной Европы.., ведущую роль сыграло государство… Прикрепление крестьян к земле и к личности землевладельца позволили государству сконцентрировать за счет эксплуатации крепостных значительные… ресурсы, использовавшиеся для содержания госаппарата, вооруженных сил, активной и наступательной внешней политики, содержания светских и духовных феодалов» (В.Б. Перхавко).

  1. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти» (А. Каменский).

  1. «Последовавшие после смерти Петра Великого события не были вызваны только указом о престолонаследии. Перевороты XVIII века были сложным социально-политическим явлением, прямо связанным не с одним указом 1722 г., а с развитием общественного сознания как следствия петровских реформ» (А.Б. Каменский).

  1. «Это было первое поколение дворян, которое различало понятия «государь» и «Отечество». Декабристы привнесли в общество высокий романтический настрой» (Л.М. Ляшенко).

  1. «Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны» (Л.Г. Захарова).


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСККАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. 2018-2019 год. ОТВЕТЫ

Максимально возможное количество баллов – 100

Задание 1. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 3) Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1

1.2

1.3

4

3

2

2.1. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8)

2.1

2.2

2.3

24

123

34

Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 8)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

2.1. Народные восстания.

2.2. Министры иностранных дел.

2.3. Патриархи.

2.4. Участники «Негласного комитета»

Задание 4. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 6). Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Нет

Нет

Да

Да

Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 12 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного

списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В

таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением

соответствующего слова.

Обратите внимание:

  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);
  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Л

О

М

Б

Е

У

Р

И

Г

С

Д

З

Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 8). Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть


лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1

2

3

4

Д

В

А

Б

Задание 7. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл - 6) Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

А. Участники обороны Севастополя (Крымской войны 1853-1856 гг.) Лишний - М. Д.

Скобелев участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Б. В списке - руководители первого ополчения. Лишний - Василий Шуйский, русский царь в 1606 - 1610 гг.

В. Даты русско-польских мирных договоров. Лишнее 1613 г. избрание Михаила на царство.

Задание 8. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии

одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем

перестановки любых двух

символов)– 1 балл. Максимально за задание – 4 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

8.1.

1

2

3

4

Г

В

А

Б

8.2.

1

2

3

4

А

Б

В

Г

Задание 9. Перед Вами изображения исторических событий, определите какое событие изображено и укажите его точную дату. (По 1 балла за каждое правильно названное и 1 балла за правильную дату максимальный балл – 8 баллов).

СОБЫТИЕ

ДАТА

1

Присоединение Новгорода к Москве

1478 г.

2

Берлинский конгресс

1878 г.

3

Швейцарский поход Суворова(переход

1799 г.

Суворова через Альпы)

4

Взятие Казани Иваном Грозным

1552 г.

Задание 10.  (Максимальный балл – 10 баллов)

Рассмотрите карту, ответьте на вопросы.

10.1. Какое событие изображено на схеме?

Ответ: Отечественная война 1812 г.


10.2. Укажите время года, когда был совершён манёвр главных сил русских войск, обозначенный на схеме. (Укажите дату) (2 балла)

Ответ: Осень

10.3. Где находились основные силы русских войск? (2 балла)

Ответ: В Тарутино.

10.4. Как называлась дорога, по которой противник русских войск отступал из города под №3 в сторону границы? (3 балла)

Ответ: Смоленская.

10.5. Какую реку пересек противник, покидая территорию России? (3 балла)

Ответ: Березину.


ВСЕРОССИЙСККАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС. 2018-2019 год. ОТВЕТЫ

Максимально возможное количество баллов – 100

Задание 1. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 4) Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1        1.2        1.3        1.4

2        1        1        4

Задание 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8)

Кто из перечисленных исторических деятелей был современником императрицы Екатерины II:

2.1        2.2        2.3

25        145        145

Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл - 6)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

3.1. Территории присоединенные при Александре II.

3.2. Авиаконструкторы.

Задание 4. (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл - 14). Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 11 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание:

  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В

И

Л

Ж

Н

О

А

П

Г

Е

Д

Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 10).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1

2

3

4

Д

А

Б

В

Задание 7. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл - 6) Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

А. В списке - князья, участники феодальной войны XV века. Лишний - Василий I Дмитриевич.


Б. В списке - договора, заключенные в XVII веке между Россией и Польшей. Лишнее - Нерчинский договор, заключенный с Китаем.

В. В списке - ученые биологи. Лишний - Н.М. Пржевальский географ (путешественник).

Задание 8. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 4 баллов.)

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

8.1. A) Нидерландская революция

Б) Июльская революция во Франции

  1. Славная революция в Англии Г) «Весна народов»

1

2

3

4

А

В

Б

Г

8.2. А) НЭП

Б) Продразверстка

В) Освоение целены

Г) Строительство Байкало-Амурская магистраль

1

2

3

4

Б

А

В

Г

Задание 9. Перед Вами изображения исторических событий, определите какое событие изображено и укажите его точную дату. (По 1 балла за каждое правильно названное и 1 балла за правильную дату максимальный балл – 8 баллов).

СОБЫТИЕ

ДАТА

1

Стрелецкий бунт

1682 г.

2

Кровавое воскресенье

1905 г.

3

Куликовская Битва

1380 г.

4

Восстание декабристов

1825 г.

Задание 10.  (Максимальный балл – 6 баллов)

Рассмотрите карту, ответьте на вопросы.

10.1. Какое событие изображено на схеме? (1 балла)

Ответ: Северная война.

10.2. Укажите русского правителя, который правил в этот период. (1 балла)

Ответ: Петр I.

10.3. Каким мирным договором закончилась война? (1 балла).

Ответ: Ништадтский мирный договор

10.4. Какие территории вошли в состав России? (максимум 3 балла, по балу за каждую территорию).

Ответ: Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП в 2018/2019 учебном году.

ЗАДАНИЯ. 10-11 КЛАСС.

Время на выполнение заданий –90 минут.

Общая сумма баллов – 100

Задание 1. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 4) Выберите или запишите сами правильный ответ и внесите в таблицу.

1.1 В 1598 Борис Годунов занял московский престол на основании:

  1. завещания Фѐдора Иоанновича
  2. постановления Земского собора
  3. решения Боярской думы
  4. захвата власти

1.2. На роль диктатора восстания на Сенатской площади 25 декобря 1825 г был назначен:

  1. С.П. Трубецкой
  2. Е.П. Оболенский
  3. П.И. Пестель
  4. А.Н. Сутгоф

1.3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:

  1. В.В. Верещагин;
  2. И.К. Айвазовский;
  3. И. Е. Репин
  4. И. Куинджи.

1.4. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче посвящена:

  1. разорению Рязани ордынцами

  1. битве на реке Калке
  2. стоянию на р. Угре
  3. восстанию жителей Твери против ордынцев

1.1        1.2        1.3        1.4

Задание 2.

2.1. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. (1 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл – 8)

Кто из перечисленных исторических деятелей был современником императрицы Екатерины

II:

  1. Дмитрий Кантемир

  1. Джордж Вашингтон
  2. Франции Людовик XIV
  3. Англии Елизавета Тюдор
  4. Тадеуш Костюшко

2.2. Министрами финансов в XIX в были:

  1. Е. Ф. Канкрин
  2. И.П. Шипов
  3. Н. К. Гирс
  4. И. А. Вышнеградский

  1. Н. Х. Бунге


2.3 В 1930-е гг. в Красной Армии было пять маршалов. Трое из них были репрессированы.

Это:

  1. В.К. Блюхер
  2. СМ. Буденный
  3. К.Е. Ворошилов
  4. А.И. Егоров
  5. М.Н. Тухачевский

2.1        2.2        2.3

Задание 3. (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл – 4)

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

3.1. Бухарский эмират, Хивинское ханство, Уссурийский край, Кокандское ханство. ___________________________________________________________________ 3.2. С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев, В.М. Петляков, Н.Н.Поликаропов. ____________________________________________________________________

Задание 4.        (2 балла за каждый верный ответ. Максимальный балл  14).

Прочитайте утверждения и ответьте на них «да» или «нет». Свои ответы внесите в таблицу.

4.1. Андрей Боголюбский занимался развитием зодчества в Новгороде.

4.2. Дмитрий Донской вел войну с Великим князем Литовским Витовтом.

4.3. После Полтавской битвы Карл XII укрылся в Речи Посполитой.

4.4. Россия поддержала «опиумную войну», развязанную Англией и Францией против Китая, что вызвало недовольство в Пекине.

4.5. Начало экспедициям вглубь Азии было положено в 1856 г. П.П. Семеновым-Тян-Шанским.

4.6. На Совещании глав правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии Мюнхен, сентябрь 1938 г. было принято решение о: передаче Германии Судетской области.

4.7. Денежная реформа С.Ю. Витте предусматривала введение конвертируемого серебряного рубля.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7

Задание 5. (За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл. Максимально за задание – 11 баллов)

Вставьте слова или словосочетания вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова. Обратите внимание:

  • в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);
  • в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

  • XIV веке наиболее заметными из княжеств Северо-Восточной Руси были: (1...) княжество, выделившееся в (2...) годах, его первым князем был сын Александра Невского (3...); и (4...), образованное в (5...) году, первым его князем был младший брат Александра Невского (6...). Но главным по-прежнему считалось (7...) княжество, чей князь именовался (8...), и все князья стремились получить великокняжеский (9...). К тому же здесь находилась (10...) русского (11...).

А. Владимирское

Б.        Рязанское

В.  Московское

Г.        Ярлык


Д.  Митрополит

Е.  Резиденция

Ж. Тверское

З.        Туровское

И. 1276 г.

К.  1147 г.

Л.  Даниил Александрович

М. Юрий Данилович

Н. 1247 г.

О. Ярослав Ярославич

П. Великий

Р.        Епископ

С.  Ордынское число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Задание 6. (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл - 10).

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В правом столбце есть лишняя характеристика. Запишите ответ в таблицу.

1)

П.М. Гаврилов

А.

воздушный таран

2)

Н.Ф. Гастелло

Б.

героические бои на подступах к Москве

3)

В.Г. Клочков

В.

героическая оборона Севастополя

4)

Ф.С. Октябрьский

Г.

укрепление обороны Ленинграда

Д.

героическая оборона Брестской крепости

1

2

3

4

Задание 7. (1 балл – за выделение лишнего, 2- за пояснение, максимальный балл - 6) Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему.

А) Василий Юрьевич Косой, Василий I Дмитриевич, Василий II Васильевич, Дмитрий Юрьевич Шемяка.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Б) Поляновский мир, Зборовский мир, Нерчинский договор, Белоцерковский договор. ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

  • ) И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Н.М. Пржевальский.

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 8. (За каждую верно указанную последовательность – 2 балла. При наличии одной ошибки (т.е. верная последовательность восстанавливается путем перестановки любых двух символов)– 1 балл. Максимально за задание – 4 баллов.)


Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

8.1. A) Нидерландская революция

Б) Славная революция в Англии

  1. Июльская революция во Франции Г) «Весна народов»

1

2

3

4

8.2. А) НЭП

Б) Продразверстка

В) Освоение целины

Г) Строительство Байкало-Амурская магистраль

1

2

3

4

Задание 9. Перед Вами изображения исторических событий, определите какое событие изображено и укажите его точную дату. (По 1 балла за каждое правильно названное и 1 балла за правильную дату максимальный балл – 8 баллов).

1

1

2


3

4

СОБЫТИЕ

ДАТА

1

2

3

4


Задание 10.        (Максимальный балл – 6 баллов)

Рассмотрите карту, ответьте на вопросы.

10.1. Какое событие изображено на схеме? (1 балла) ______________________________________________________________________________ 10.2. Укажите русского правителя, который правил в этот период. (1 балла) _______________________________________________________________________________ 10.3. Каким мирным договором закончилась война? (1 балла). _______________________________________________________________________________

10.4. Какие территории вошли в состав России? (максимум 3 балла, по 1 балу за каждую

территорию).

_______________________________________________________________________________

Задание 11. Эссе. Максимальная оценка 25 баллов.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 5 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме (2 балла), и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (должно быть сформулировано 4 задачи) (3 балла).

  1. Оценка основной части к работе (макс. 15 баллов):


При оценке каждой из выделенных задач учитываются:

  1. грамотность использования исторических фактов и терминов (4 балла);

  1. аргументированность авторской позиции (4 балла).

  1. творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения (3 балла). Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе (2 балла).

  1. знание различных точек зрения по избранному вопросу (2 балла).

  1. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении, осмысление развития своей личной позиции. Оценивается заключение к работе – не более 5 баллов.

Темы эссе

  1. «Волжско-хазарский поход Святослава был жизненно необходим для молодого русского государства, а его действия на Дунае и за Балканами были проявлением дружбы и солидарности с народом Болгарии, отстаивавшему политическую самостоятельность от посягательств Византии». (Б. А. Рыбаков)

  1. «Печенеги представляли собой боевую силу, главной целью которой была военная добыча, а не захват чужих земель. Поэтому они не угрожали независимости Руси, но серьезно ослабляли своими набегами Древнерусское государство». (А. Н. Шефов)

  1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.М. Карпов).

  1. Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов).

  1. «Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед».

(И.Л. Андреев).

  1. «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер).

  1. «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко).

  1. Потсдамская конференция…подвела итоги советско-англо-американскому сотрудничеству за весь период войны. Правящие круги Лондона и Вашингтона, хотя и избрали «жесткий курс» в отношении СССР, вынуждены были принять на конференции совместно с Советским Союзом многие демократические решения, так как эти решения отражали антифашистский характер войны» (В.Л. Исраэлян)

  1. «Хрущев, как и Сталин, был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание – это и есть … главный стимул развития страны. И хотя формально


решения принимались коллегиально, фактически важнейшие решения принимались им единолично». (Ф.М. Бурлацкий)

  1. «Наш народ всегда умел сплачиваться: и в мирных, и в ратных делах. Берег традиции взаимопомощи, остро чувствовал и откликался на чужую боль и нужду. Убежден – далеко не случайно, что именно Россия прославилась выдающимися благотворителями, замечательными примерами добровольческого, бескорыстного служения обществу, народу». (В.В. Путин)

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....