Курс лекций "История отечественной культуры", Л.9
методическая разработка по истории

Марина Николаевна Степанова

Лекция 9. Культура 2-й четверти XIX в.  (Николаевская эпоха)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 9. Культура 2-й четверти XIX в.  (Николаевская эпоха)

На культурной жизни 2-й четверти XIX века конечно же не могло не отразиться вызвавшее в обществе и особенно его высших кругах выступление против правительства молодых дворян- офицеров - восстание декабристов 1825 года.  По словам Александра Ивановича Герцена, декабристы «пробудили душу у нового поколения». Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их, способствовало активизации интеллектуальных слоев русского общества.

Александр Иванович Герцен – русский писатель, публицист, яростный противник крепостного права. До революции в России был запрещенным писателем. Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, — Герцен («сын сердца»). Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда. Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах.  Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов. Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члены были арестованы. Герцена сослали в Сибирь. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только славянофилу Алексею Хомякову. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

В 1846 году он получил большое наследство после смерти отца и уже через год уехал в Париж.

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей.  В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей журнал «Колокол». «Колокол» стал одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен.

В своей статье Ленин написал: Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

В то же время, восстание заставило правительство России в лице Николая I критически осмыслить либеральные идеи, проникающие из европейских стран. В правительственных документах «декабризм» объявлялся «заразой, привнесенной извне». В официальной идеологии: «Теория официальной народности», Россия теперь противопоставлялась Западным странам.

«Теория официальной народности» была сформулирована в 1833 г. для внедрения в «систему общественного образования, чтобы … народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей…» С.С. Уваров

Идеи национальной самобытности стали применяться в культурной политике, прежде всего, по отношению к системе образования. Для ограждения России от потрясений Западной Европы.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе западных и революционных идей стала цензура. Изданный в 1826 г. Устав о цензуре, составленный министром просвещения, сторонником консервативных взглядов, Александром Семёновичем Шишковым получил название «чугунный». Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. К изданию запрещалось все, что могло повредить власти и правительству. Указывалось, что «в книгах для простого народа нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать бедствия крепостного крестьянства».

Теперь задачи образовательной политики государства изменились. «Обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы,- писал А.С. Шишков в докладе царю,- науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются в меру».

Начался пересмотр учебных программ, введено обязательное изучение Священного Писания и Закона Божьего. Под предлогом борьбы с многопредметностью из программы гимназий исключались науки, вызывавшие «недоверие»  правительства: естественное и народное право, политическая экономия, философия. Больше внимания стало уделяться изучению «древностей»: «мертвых» языков- латинского и греческого, мифологии.

Усиливается сословность образования, ставшая главным принципом в политике Николая I. Дети податных сословий (крестьяне, мещане) могли поступить в гимназию только с разрешения министра. В начальной школе была введена плата за обучение (5р.- в приходских училищах, 10р.- в уездных), что создало дополнительные трудности для податных сословий. Расширился надзор за частными пансионами, устанавливался контроль за домашним обучением.

Новый Устав об училищах ужесточал меры воздействия на учеников, в том числе разрешая применение телесных наказаний.

В предреформенное время в промышленно развитых губерниях, главным образом Московской и Владимирской, получили распространение фабричные школы при текстильных мануфактурах. Их программа предусматривала обучение как общей грамоте, так и технической. Учениками этих школ были рабочие мануфактур и их дети. Особую известность получили школы Прохоровых в Москве.

Особое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Был установлен принцип всесословности высшего образования. Единственным требованием к поступающим было наличие необходимых знаний. В 40-50 гг. в Московском университете доля лиц недворянского сословия составляла 48%, в Петербургском- 40%. При успешном окончании курса они получали сначала личное, а после защиты докторской диссертации- потомственное дворянство. В 1835 году был принят новый университетский Устав. Менялась структура. В каждом университете было организовано 3 факультета: философский, юридический и медицинский. В Петербургском был еще открыт факультет восточных языков. Обучение составляло 4 года, на медицинском- 5 лет.

Важным событием в образовании стало открытие технических ВУЗов. В 1830г. В Москве Ремесленного училища, в 1831г. В Петербурге Технологического института.

Тем не менее, степень образованности русского общества была еще очень слабая. К середине XIX века начальное образование имели менее 1% населения.

Важным событием в культурной жизни общества стало открытие для широкой публики в 1852 г. Эрмитажа. Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 работ голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в тихих и уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения). По случаю открытия в Эрмитажном театре был дан спектакль, а затем устроен праздничный ужин на 600 персон.  Музей к тому времени  насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры 8-19 веков. В залах музея представлены картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, скульптуры Микеланджело, Фальконе и других мастеров. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. К началу 19 века в музее хранились уже тысячи полотен.

С 1856 года начал собирать коллекцию русской живописи Павел Михайлович Третьяков. Так была создана знаменитая Третьяковская галерея в Москве.

Среди научных новшеств знаковым стало изобретение в 1832 г. телеграфа. русский инженер, герой отечественной войны 1812 года, барон Павел Львович Шиллинг (1786-1837) продемонстрировал работу, изобретенного им стрелочного электромагнитного телеграфа. Приемная часть телеграфа Шиллинга содержала шесть магнитных стрелок, подвешенных на шелковых нитях над катушками из проволок. На этих же нитях были укреплены картонные кружки белого цвета с одной стороны и черного с другой. При пропускании по обмотке катушки тока соответствующая стрелка поворачивалась в зависимости от его направления в ту или иную сторону, открывая белый или черный кружок. При отсутствии тока кружок располагался ребром к наблюдателю и принимал вид черточки. Комбинации кружков и черточек соответствовали буквам и иным знакам согласно разработанному Шиллингом троичному шестиразрядному параллельному коду.

Для осуществления передачи использовались 8 черных и 8 белых клавиш, соединенных с катушками семью проводами. Восьмой провод использовался для вызывного звонка. Нажатие на черную клавишу приводило к открытию на приемной стороне черного кружка, нажатие на белую клавишу - белого.

Под руководством Шиллинга была построена первая в мире линия электрического телеграфа, соединившая Зимний дворец со зданием министерства путей сообщения

Телеграф Шиллинга имел существенный недостаток - принимаемые сообщения не фиксировались на бумаге, телеграфист должен был быстро и безошибочно улавливать колебания стрелок на глаз и записывать текст телеграммы. В конце 1843 г. Борис Семенович Якоби сделал доклад в Петербургской академии наук о своем новом «стрелочном телеграфе». Приемный и передающий аппараты стрелочного телеграфа были устроены одинаково и имели циферблат с нанесенными по его окружности буквами алфавита и цифрами. Стрелка на приемном аппарате также останавливалась точно в таком же положении, как и на передающем аппарате. Оператор на приемном аппарате записывал соответствующую букву или цифру. Б. С. Якоби создал несколько конструкций аппаратов с вертикальным и горизонтальным расположением стрелок. Вместо штифтов, которыми останавливались стрелки, он применил специальную клавиатуру, более удобную в работе.

Русская наука первой половины XIX века добилась значительных успехов в развитии медицины, в частности в хирургии, благодаря открытиям Николая Ивановича Пирогова.

Во- первых хирург создал новую дисциплину — топографическая анатомия. Находясь в поисках лучших методик обучения медицине, Пирогов приходит к выводу о необходимости проводить анатомические исследования на замороженных трупах — "Ледяная анатомия".  Несколько лет таких исследований позволили Пирогову создать анатомический атлас "Топографическая анатомия», иллюстрированный разрезами, проведёнными через замороженное тело человека.

Во- вторых, Николай Иванович в период Кавказской войны впервые применил наркоз.  Пирогов не применял наркоз до тех пор, пока не проверил свойства эфира в лабораторных условиях, на собаках, на телятах, далее на самом себе, на ближайших своих помощниках и, наконец, в массовом масштабе на раненых на Кавказском фронте. Сначала использовался медицинский эфир, затем Пирогов применил хлороформ, более сильный, чем эфир. Благодаря этому хирурги могли проводить операции с минимальным нанесением травм больному. 

На Кавказе же, при лечении переломов конечностей, он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. В 1855 году, во время Крымской войны, оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации.

Николай Пирогов внедрил в Севастополе свою систему сортировки раненых. Одним людям операции делали под открытым небом, в боевых условиях, других раненых эвакуировали после оказания первой медицинской помощи в глубь страны. По его же настоянию в армии было введено новую форму медицинской помощи — теперь появились сестры милосердия. Поэтому Пирогова считают основателем военно-полевой медицины.

Общественная мысль о судьбе России. В обществе широко пропагандировалась теория «официальной народности»: в учебниках, публицистике, литературе. Одним из первых  подверг официальную идеологию уничижающей критике Петр Чаадаев. В журнале «Телескоп» в 1836 году было опубликовано его «Философическое письмо». По словам Герцена, оно было подобно «выстрелу, раздавшемуся в темную ночь». Чаадаев пессимистически оценивал прошлое и настоящее России, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации.

«Мы не принадлежим,- говорит он,- ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем преданий ни того, ни другого. Мы существуем, как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас...». «Существование темное, бесцветное, без силы, без энергии» – вот, что усмотрел Чаадаев в прошлом России... «Нет в памяти чарующих воспоминаний, нет сильных наставительных примеров в народных преданиях. В результате, какое-то вялое, равнодушное существование при полном отсутствии идей долга, закона, правды и порядка... Отшельники в мире, мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества; ничем не содействовали совершенствованию человеческого разумения и исказили все, что сообщило нам это совершенствование».

В Москве не было дома, где не говорили бы про «чаадаевскую» статью. Оно вызвало взрыв негодования. Люди всех слоев и категорий общества соединились в одном общем вопле проклятия человеку, дерзнувшему оскорбить Россию; студенты московского университета изъявляли желание с оружием в руках мстить за оскорбление нации. Официальные круги отреагировали на «Письмо» Чаадаева репрессивными мерами: журнал «Телескоп» закрыли, Редактор журнала Н.И. Надеждин был отправлен в ссылку, пропустивший письмо в печать цензор, профессор Московского университета А.В. Болдырев был отстранен от должности, Чаадаев объявлен сумасшедшим. Позже он отказался от некоторых пессимистических взглядов: "да, было преувеличением опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина».

Однако «Письмо» Чаадаева заставило задуматься над многими вопросами, которые он поставил. В общественной мысли формируются противоположные течения: западничество и славянофильство.

К западничеству принадлежали историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, доктор В.П. Боткин, писатель И.С.Тургенев, литератор В.Г.Белинский и др. Западники связывали исторический путь России с преобразованиями в русле стран Западной Европы.

Славянофилами были журналист А.С. Хомяков, писатель К.С. Аксаков, философ И.В. Киреевский и др. Славянофилы отстаивали самобытные начала в историческом развитии России.

И западникам и славянофилам был присущ определенный романтизм. Одни идеализировали Запад, другие-Россию. Идеалы западников были устремлены в будущее, славянофилы звали Россию в столь же идеальное прошлое.

В литературе этого периода продолжает преобладать романтизм. Многие писатели и поэты обращаются к исторической тематике. Особенно эта тема была предметом раздумий А.С. Пушкина: «Песнь о вещем Олеге», 1822; «Борис Годунов», 1825; «Медный всадник», 1833; «История Пугачевского бунта», 1834; «Капитанская дочка», 1836; «Арап Петра Великого», 1837.

С творчеством Пушкина связано начало реализма, как художественного направления,  в литературе. «Евгений Онегин» (1833) был первым русским реалистическим романом.

Творчество М.Ю. Лермонтова стало важной вехой на пути от романтизма к реализму. Роман «Герой нашего времени» (1840), сохраняя романтические черты, заложил основы русского реалистического романа. Романтизм и реализм переплетаются и в характере самого героя – Печорина. характер Печорина раскрывается через реальным поступки, а главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности. И в описываемых событиях. Пейзажи, вольная жизнь контрабандистов в главе «Тамань» переплетается с реальностью, правдой жизни и скудным духовным миром героев

Конечно же одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени- «Мертвые души» Н.В.Гоголя (1842). Реалистичны образы произведения. Чичиков- делец, хитрый и верткий тип предпринимателя того времени. Помещики, как собирательные образы дворян, характерные для того времени. Манилов- сентиментальный, летающий в облаках, позер, ничем толком не занимающийся (Нарцисс). Замкнувшаяся на своем хозяйстве и более ничем в жизни не интересующаяся Коробочка, тратящий деньги и жизнь впустую балагур Ноздрев, хитрый, умный, сильный Собакевич (все схвачено, идет напролом), скупой Плюшкин.

 «Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению.

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Реалистична основа сюжета «Мертвых душ» - авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. После своего приезда в город NN он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко – раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ». Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их под займы  в казну в качестве живых.

Под влиянием творчества Гоголя в 40-е гг.в русской литературе формируется т.н. «Натуральная школа». Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов. Основной идеей «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Формирование «Натуральной школы» относится к 1840-м годам. Группа писателей: Иван Александрович Гончаров, Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев, Ф.М. Достоевский,  объединилась под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». «Натуральная школа» вызывала критику представителей разных направлений: её обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадёжности,  в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе Они разоблачали крепостничество, уродующую власть денег, несправедливость всего общественного уклада, угнетающего человеческую личность

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера Павла Степановича Мочалова, прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета. Родился в семье крепостных артистов в Москве в 1800 году. Его родители играли в домашнем театре Н. Демидова, потом его отец стал выступать в Московском театре, труппа которого через некоторое время вошла в группу императорских театров. Последнее обстоятельство способствовало тому, что через шесть лет семья была выкуплена и получила вольную. Будущий знаменитый артист получил хорошее образование, обучаясь в частном пансионе, он также изучил французский язык. Но уже в середине 1840-х годов Мочалов Павел Степанович оказался невостребованным в связи со сменой направления в культуре. На смену романтизму пришел реализм, в рамках которого импульсивная эмоциональная игра артиста оказалась не к месту. Артист умер в 1848 году от простуды в Москве. 

Утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре способствовала драматургия А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского Основоположником реализма на русской сцене, подлинным реформатором актерского искусства был Михаил Семенович Щепкин. «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален в театре»,- писал о нем Герцен. Щепкин заложил основу русской сценической школы. Его семья — крестьяне — принадлежала помещику, графу Гавриле Волькенштейну. С 11 лет играл в в графском домашнем театре, а потом и в Курском местном театре, затем  в Харьковском, а с 1824 года Щепкин начал выступать в Малом театре.  За два года Щепкин стал ведущим артистом Малого театра. Щепкин мечтал вырваться из амплуа комического актера. Это были 1830-е годы, и в свет стали выходить произведения Александра Грибоедова и Николая Гоголя. К каждой роли актер тщательно готовился, наизусть выучивал текст, расставлял акценты, строил мизансцены, а в день выступления, задолго до начала спектакля, настраивался на исполнение. Это и был тот настоящий метод работы актера над ролью, который через 100 лет Константин Станиславский назвал «вживанием в образ».

Особая роль в истории музыкального искусства принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке. С его именем связано возникновение русской музыкальной классики. Событием в культурной жизни России была постановка оперы «Жизнь за царя» в Петербурге в 1836г. Она же принесла Глинке мировую славу. Название она получила по желанию Глинке, который спросил об этом императора. Первоначально она называлась «Иван Сусанин». На премьере присутствовал император Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы он пожаловал Глинке бриллиантовый перстень. Глинке был создателем и русской вокальной школы.

В изобразительном искусстве также происходит смена направлений. Ярким примером стала картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). В ней художник сумел соединить присущий ему классицизм с романтическим пафосом. Композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник. В качестве романтического героя на широком фоне в картине представлен народ. Отношение к бедствию выражено через чувство, психологию, поведение отдельных людей, что является чертой романтического искусства. «Последний день Помпеи» был куплен А.Н.Демидовым и подарен Николаю I. Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

Новые реалистические тенденции в живописи связаны с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины бытового жанра были открытием в русской живописи. («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка») Художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. У Венецианова было много учеников, получивших специальное художественное образование в училище Сафонково (Тверская губерния). Среди них были и крепостные, некоторым из них он выхлопотал освобождение. Однако один из его талантливых учеников, Григорий Сорока, оставался крепостным до реформы 1861г.

Крупнейшим художником XIX века был Александр Андреевич Иванов. Главным делом всей его жизни стало полотно «Явление Христа народу», над которым он работал в течение 20 лет (1837-1857) и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. «Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков. Одной из моделей Иванова был. Гоголь!  Николай Васильевич, известный своей набожностью, вдохновил художника на образ человека, который выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...