КТП История России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

календарно-тематическое планирование по истории России для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_istoriya_rossii_6_klass.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «История России»

для  6 класса

на 35 часов

№ п/п

Дата

Тема урока

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Подготовка к ГИА

Введение (1 ч)

1/1

Наша Родина – Россия

Беседа по вопросам учебника

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализируют знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах;

Используя историческую карту, объясняют своеобразие геополитического положения России;

Называют и кратко характеризуют источники, рассказывающие об истории России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

2/1

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте расселение древнего человека по территории России,  стоянки древних людей

Актуализируют знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества,

Описывают облик и орудия труда древних людей,  (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводят примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливают причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания);

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

1.1.Народы и государства на территории нашей страны в древности

3/2

Неолитическая революция. Образование первых государств

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте районы древнего земледелия, скотоводства, ремесла на территории России; древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

Актуализируют знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества; о греческих колониях на побережье Черного моря;

 Описывают условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками); 

Приводят примеры распада первобытного строя;

Устанавливают причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя); 

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

4/3

Восточные славяне и их соседи

Составление таблицы «Жизнь восточных славян»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация;

Показывают на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян;

Рассказывают об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту;

Сравнивают подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигают гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях;

Называют и характеризуют орудия труда и оружие славян;

Описывают жилище славян;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

1.1.2.Восточные славяне: расселение, занятия, соседи, общественный строй. Язычество

5/4

Повторительно-обобщающий урок по теме 1

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

Тема 2. Русь в IХ – первой половине ХII в. (8 ч)

6/1

Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства

Составление схемы «Первые князья Древней Руси»

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Раскрывают смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;   государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

Высказывают и аргументируют мнение о происхождении славян;

Показывают на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»; крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

Описывают  занятия, облик руссов; 

Высказывают мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации);

Начинают составление схемы «Первые князья Древней Руси»;

Приводят примеры исторических источников;

 Осуществляют самооценку и взаимооценку.

1.2.1.Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

7/2

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Составление схемы «Принятие христианства на Руси»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: митрополит, епископ; 

Показывают на карте  оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь;

Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Владимира;

Называют причины, дату принятия христианства на Руси  (на основе работы с текстом учебника);

Считают, сколько лет существует христианство в нашей стране;

Актуализируют знания из курса Всеобщей истории о возникновении христианства, его постулатах;

Составляют краткую характеристику Владимира Святославовича;

Дают оценку значению принятия христианства на Руси;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

1.2.2.Владимир I. Крещение Руси.

8/3

Русское государство при Ярославе Мудром

Составление логической схемы, краткой характеристики исторического деятеля

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: династический брак, усобица; 

Составляют схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника);

Показывают на карте  территорию Руси при Ярославе;

Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Ярослава;

Сравнивают управление государством при Ярославе и при предыдущих правителях;

Составляют краткую характеристику Ярослава Мудрого.

1.2.3.Ярослав Мудрый. Русская правда. Владимир Мономах.

9/4

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав;

Показывают на карте  территорию Руси при Ярославичах;

Сравнивают положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах;

Рассказывают о княжеских усобицах;

Высказывают мнение о значении Любечского съезда князей;

Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

10/5

Общественный строй и церковная организация на Руси

Тест

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ; 

Рассказывают о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды;

Участвуют в работе группы (осуществляют групповую работу, презентацию результата групповой работы);

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

11/6

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Описание исторического памятника, составление сравнительной таблицы «Софийские соборы»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;

Описывают памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивают их с Софийским собором в Константинополе, объясняют причины сходства и различия;

Описывают произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика); 

Соотносят информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе;

Преобразовывают текст в таблицу (С.93);

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

1.5.1.Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество.

12/7

Повседневная жизнь населения

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: слобода, образ жизни;

Решают проблемные задания;

Характеризуют образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвуют в работе группы, осуществляют презентацию результата групповой работы;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

13/8

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме 2

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Высказывают суждения о значении данного периода  для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории данного периода  (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Тема 3. Русь в середине ХII – начале ХIII в. (5 ч)

14/1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Составление логической схемы «Причины политической раздробленности»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;

Показывают на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.;

Составляют схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника);

Называют хронологические рамки периода раздробленности;

Называют и раскрывают причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника);

Высказывают и аргументируют мнение о характере взаимоотношений Руси со степью;

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

1.3.1.Политическая раздробленность Руси

15/2

Владимиро-Суздальское княжество

Составление сравнительной таблицы «Русские земли в период политической раздробленности», характеристика одного из князей

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;

Характеризуют особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества

Систематизируют информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу);

Характеризуют одного из князей Владимиро-Суздальской Руси (на выбор)

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

16/3

Новгородская республика

Составление сравнительной таблицы «Русские земли в период политической раздробленности»,

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник;

Показывают границы  Новгородской земли;

Характеризуют особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли;

Рассказывают об особенностях политической жизни Новгородской республики;

Характеризуют берестяные грамоты как исторический источник;

Анализируют документ (по вопросам, с.122)

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

17/4

Южные и юго-западные русские княжества

Составление сравнительной таблицы «Русские земли в период политической раздробленности», характеристика одного из князей

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: князь, боярин;

Показывают на карте территории;

Характеризуют особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств;

Участвуют в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств);

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

18/5

Повторительно-обобщающий урок по теме 3

Тест

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Характеризуют общие черты и особенности развития  Руси и Западной Европе;

Высказывают суждения о значении периода раздробленности для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Тема 4. Русские земли в середине ХIII– ХIV в. (8 ч)

19/1

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Изучают материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставляют и обобщают содержащуюся в них информацию;

Высказывают мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке;

Объясняют причины успехов монголов;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

20/2

Батыево нашествие на Русь.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Составление хронологической таблицы «Батыево нашествие»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте направления походов монгольских завоевателей; направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление; места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами;

Составляют хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь;

Объясняют причины военных неудач русских князей;

Рассказывают на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;

Характеризуют значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;

Составляют характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации;

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

1.3.2.Борьба против внешней агрессии. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

21/3

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и  культура

Составление схемы «Ордынское иго»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды;

Раскрывают смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»;

Объясняют, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

Называют и характеризуют повинности населения русских земель;

Рассказывают о борьбе русского народа против установления ордынского владычества;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

22/4

Литовское государство и Русь

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте территорию Великого княжества Литовского;

Характеризуют политику литовских князей;

Объясняют причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;

Высказывают мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Работают с текстом учебника, документами, предложенными в нём:

 - отвечают на вопросы, делают выводы;

- анализируют высказывания историков, делают выводы;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

23/5

Усиление Московского княжества

Составление фишбоуна «Причины возвышения Москвы»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Показывают на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;

Составляют фишбоун «Причины возвышения Москвы»;

Выделяют и называют следствия объединения  земель вокруг Москвы;

Начинают составление схемы «Династия Московских князей»;

Высказывают и аргументируют оценочное мнение деятельности Ивана Калиты;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

1.3.3.Начало объединения русских земель. Иван Калита.

24/6

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Беседа по вопросам §,

Составление схемы «Династия Московских князей»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Выделяют основные понятия: манёвр;

Показывают на карте место Куликовской битвы;

Рассказывают о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы;

Высказывают аргументированное суждение о значении Куликовской битвы;

Называют дату, высказывают мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша;

Продолжают составление схемы «Династия Московских князей»;

Оценивают историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

1.3.4.Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1.3.5.Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

25/7

Развитие культуры в русских землях во второй половине ХIII – ХIV в.

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Называют характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Раскрывают смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос;

Характеризуют влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;

Выявляют общее и особенное в развитии культуры разных княжеств;

Работают с текстами документов, отвечают на вопросы по текстам;

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

26/8

Повторительно-обобщающий урок по теме 4

Тест

Актуализируют и систематизируют исторический материал по теме «Русские земли  в середине XIII-XIV вв.»;

Характеризуют общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;

Выполняют проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществляют коррекцию знаний.

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (7 ч)

27/1

Русские земли на политической карте в начале ХV в. Московское княжество в первой половине ХV в.

Беседа по вопросам §,

Составление схемы «Династия Московских князей»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: централизация; поместье, помещик, служилые люди;

Показывают на исторической карте государства Европы и русские княжества; расширение территории Московского княжества;

Сравнивают главные причины централизации на Руси и в Европе;

Продолжают составление схемы «Династия Московских князей»;

Объясняют причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного;

28/2

Распад Золотой Орды и его последствия

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: транзитная торговля, ясак;

Показывают на исторической карте новые государства на рубежах Руси;

Характеризуют социально-экономическое и политическое развитие новых государств;

Выделяют главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде);

Объясняют причины и последствия распада Золотой Орды;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке

29/3

Московское государство и его соседи во второй половине ХV в.

Составление схемы «Политическое устройство Московского государства при Иване III»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр;

Показывают на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра;

Характеризуют политическое устройство   русского государства при Иване III;

Указывают хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;

Выделяют главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Ивана III);

Объясняют причины и последствия ликвидации ордынского ига;

1.4.1.Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель.

30/4

Русская православная церковь в ХV – начале ХVI в.

Беседа по вопросам §

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: догмат, автокефалия;

Определяют роль православной церкви в становлении российской государственности;

Характеризуют взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;

Объясняют значение выражения «Москва - Третий Рим»;

Высказывают мнение о причинах появления ересей;

Сравнивают взгляды иосифлян и нестяжателей;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

31/5

Человек в Российском государстве второй половины ХV в.

Тест

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Раскрывают смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;

Характеризуют социальное развитие Русского государства  XV века;

Объясняют причины и значение принятия судебника  Иваном III;

Работают в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы;

Выделяют (в тексте учебника) и называют основные признаки социальных групп, характеризуют их;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

1.4.2.Становление органов власти  Российского государства. Судебник 1497 г.

32/6

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Составление таблицы «Культура Руси в XV в.»

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Объясняют понятия: поэма, регалии;

Составляют таблицу «Культура Руси в XV в.»;

Характеризуют основные жанры религиозной и светской литературы данного периода;

Характеризуют стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника);

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

1.5.2.Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев.

33/7

РК  Наш регион в древности и Средневековье

Беседа по вопросам

Участвуют в определении проблемы и постановке целей урока;

Планируют свою работу на уроке;

Называют народы, населявшие территорию родного края в указанный период;

Описывают занятия и быт населения;

Работают с текстом документов, рабочим листом:

 - отвечают на вопросы, делают выводы;

- анализируют высказывания историков, делают выводы;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

Итоговое повторение и обобщение (1 ч.)

34/1

Итоговое повторение по курсу

Итоговый тест по курсу материала 6 класса

Актуализируют и систематизируют исторический материал по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»;

 Защищают проекты по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»;

35/1

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...