Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"
план-конспект урока по истории

Залуцкая Галина Яковлевна

Конспект урока по истории России: "Общественное движение при Николае I. Восстание декабристов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no6_vosstanie_dekabristov.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ТЕМА УРОКА

Общественное движение при Николае I.

Восстание декабристов

Разработчик

Залуцкая Г.Я.,

учитель истории

Симферополь

2019

Тема урока:  Общественное движение при Николае I.  Восстание декабристов

Тип урока – комбинированный.

Место урока  в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий “Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века”, “Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века”, связана с дисциплиной  “Обществознание”.

Цели:

Образовательные:

  • расширить представления о роли движения декабристов в истории России, о его значении для последующего развития государства;

Развивающие:

  • совершенствовать умения работать с источниками различных типов, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности;

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
  • способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал.
  • Выполнить практическую работу (задания в тетрадях и на рабочих листах).
  • Развить опыт работы в группе.

Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): ИАД, презентация учителя, рабочие листы.

Выбор ТСО - ИАД, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Применяемые педагогические технологии: РКМЧП, ИКТ.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный момент

- приветствуют учителя;

- слушают

- приветствует учащихся;

- отмечает отсутствующих;

- настраивает обучающихся на работу;

- инструктирует;

- делит обучающихся на группы для дальнейшей работы

Проверка знаний и способов действий

- выполняют проверочную работу по материалам прошлого урока (хронологический диктант)

- предлагает выполнить проверочную работу по материалам прошлого урока (историко-хронологический диктант);

-/вариант – предлагает выполнить взаимопроверку с выставлением оценки/

Подготовка к восприятию новой темы

3.1. Мотивация к учебной деятельности

- слушают учителя ;

- записывают тему урока

- проверяет готовность к уроку;

- демонстрирует видеофрагмент;

- озвучивает тему урока (Общественное движение при Николае I.  Восстание декабристов

- формулирует вместе с учащимися  цель урока, с опорой на “служебные” слова (“Расширить представления о движении декабристов, его роли в истории России”)

3.2. Актуализация знаний

- отвечают на вопросы;

- высказывают свое мнение;

- /вариант – один из учащихся работает у доски/

- предлагает назвать слова-ассоциации к теме “Движение декабристов”;

- задает вопросы:

  • Какие сословия и состояния существовали в России в начале XIX в.?
  • Какой император правил в России в начале XIX в.?
  • Какие планы были у Александра в отношении крестьян?
  • Какие сословия по проекту Сперанского получали право участия в выборах в государственную думу?

Отвечал ли проект Сперанского интересам “первого сословия”?

- предлагает создать на основе слов-ассоциаций “Кластер предположений

(как будем изучать тему, на какие блоки разделим информацию)

- подводит к формулировке задач урока;

3.3. Постановка учебных задач

- формулируют учебные задачи;

- вариант: записывают учебные задачи /

- предлагает сформулировать учебные задачи, помогает формулировать

(приблизительные формулировки учебных задач:

1) определить причины возникновения движения декабристов, его цели и задачи;

2) охарактеризовать деятельность декабристских организаций;

3) определить итоги движения декабристов, оценить его роль и значение в истории России);

- обращает внимание учащихся на то, что сформулированные задачи фактически являются планом работы на уроке;

4. Усвоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

4.1. Часть 1

4.1.1. Вызов

- знакомятся с заданием в Рабочих листах (Приложение 1);

- предлагает выполнить задание по определению причин возникновения движения декабристов (по тексту в Рабочих листах);

4.1.2. Осмысление

- выполняют задание в Рабочих листах;

- читают текст в Рабочих листах;

- предлагает обратиться к тексту в Рабочих листах;

4.1.3. Рефлексия

- смотрят презентацию;

- корректируют записи, дополняют их

- предлагает обратиться к презентации;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.2. Часть 2

4.2.1. Вызов

- знакомятся с заданием в Рабочих листах;

- предлагает заполнить таблицу “Первые тайные общества декабристов” в Рабочих листах;

4.2.2. Осмысление

- читают текст учебника;

- заполняют таблицу, предложенную в Рабочих листах;

- предлагает обратиться к тексту учебника;

/проверяет диктант/

- проверяет записи студентов;

4.2.3. Рефлексия

- смотрят презентацию;

- корректируют записи, дополняют их

- обращает внимание учащихся на недостаточность информации учебника;

- предлагает обратиться к презентации;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

4.3. Часть 3

4.3.1. Вызов

- в группах обсуждают задание, предложенное в Рабочих листах;

- предлагает выполнить задание по сравнению программ Северного и Южного обществ (работа с раздаточным материалом; работа в группах);

4.3.2. Осмысление

- читают информационный текст в Рабочих листах;

- работают с раздаточным материалом;

- предлагает обратиться к информационному тексту в Рабочих листах;

-инструктирует по работе с раздаточным материалом;

4.3.3. Рефлексия

- корректируют результаты работы с раздаточным материалом;

- эксперты групп презентуют результаты работы с раздаточным материалом;

- заполняют сравнительную таблицу в Рабочих листах;

- помогает корректировать результаты работы с раздаточным материалом;

- предлагает презентовать результаты работы с раздаточным материалом;

- предлагает заполнить сравнительную таблицу в Рабочих листах по результатам работы с раздаточным материалом;

4.4. Часть 4

4.4.1. Вызов

- знакомятся с заданием в Рабочих листах;

- предлагает выполнить задания по заполнению таблицы “Восстание декабристов” и схемы “Казнь пятерых декабристов” в Рабочих листах;

4.4.2. Осмысление

- выполняют задания;

- смотрят видеофрагменты;

- смотрят презентации;

- учащиеся выступают с подготовленными докладами и презентацией по теме;

- ведут записи;

- предлагает обратиться к тексту задания, к тексту учебника и презентации;

- кратко рассказывает об обстоятельствах междуцарствия, о событиях ноября - декабря 1825 г.;

- демонстрирует видеофрагмент о восстании;

- кратко рассказывает о следствии и суде над декабристами;

- демонстрирует видеофрагмент о казни декабристов;

4.4.3. Рефлексия

- обдумывают информацию;

- обсуждают задания;

- корректируют записи;

- помогает корректировать записи, дополнять их;

Первичное осмысление и закрепление новых знаний и способов действий

- составляют синквейн /вариант - хокку, танка/ по теме “Декабристы” в группах;

- отвечают на вопросы;

- предлагает составить синквейн /вариант - хокку, танка/ по теме “Декабристы” (по группам);

- /выборочно проверяет правильность выполнения/;

-задает вопросы по пройденному на уроке материалу;

Систематизация и обобщение новых знаний и способов действий

- отвечают на вопрос;

- высказывают свою точку зрения;

- выполняют задание в Рабочих листах по “Манифесту к русскому народу”;

- корректируют записи;

- предлагает ответить на вопрос:

Каких целей добивались декабристы?

- предлагает выполнить задание в Рабочих листах по “Манифесту к русскому народу”;

- помогает корректировать записи (совместная работа на доске);

- /вариант: учащийся  работает у доски/;

- подводит к формулировке вывода урока;

Подведение итогов урока

Формулировка вывода урока

- делают вывод урока (совместно с  учителем);

- записывают вывод урока;

- предлагает сделать вывод урока;

- формулирует вывод урока (совместно с учащимися)

(примерный вывод урока:

“Движение декабристов обернулось первой попыткой насильственного изменения государственного строя в России. С одной стороны, оно показало необходимость скорейшего проведения реформ, с другой стороны, вызвало реакцию и надолго затормозило проведение этих реформ в жизнь”).

Самоанализ деятельности на уроке

- отвечают на вопросы по форме в Рабочих листах, оценивают свою работу на уроке;

- предлагает ответить на вопросы по форме в Рабочих листах, оценить свою работу на уроке;

Организация внеурочной самостоятельной работы

- знакомятся с заданиями для ВСР;

- уточняют задания;

- / вариант – записывают задания для ВСР/

- формулирует задания для ВСР (по вариантам):

  • дополнить при необходимости записи по теме;
  • подготовиться к проверочной работе по теме;
  • подготовить реферат / презентацию по одной из тем:

"С.П.Трубецкой - несостоявшийся диктатор?"

"П.И.Пестель - Наполеон декабризма?"

"К.Ф.Рылеев - певец насилия и террора?"

"С.И. Муравьев-Апостол - Бонапарт-неудачник?"

"П.Г.Каховский - убийца-мученик?"

"Николай I - тиран и убийца?"

Раздаточный материал для работы в группах (карточки крепятся с помощью зажимов, листы ватмана совмещаются один на другой, образуя единую таблицу, которая служит источником информации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по истории России "Восстание декабристов"

         Данный урок по теме «Восстание декабристов» занимает важное место в ряду уроков по истории  XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII в...

Урок в 8 классе "Общественное движение при Николае "

Технологическая карта урока. План - конспект урока. Презентация....

конспект урока по истории 5 класс "Восстание Спартака"

урок истории разработан в соответствии с требованиями фгос, к уроку прилагается технологическя карта и презентация...

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...